ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ
Мы уже говорили, что ораторское искусство — это комплексная дисциплина, включающая в себя различные аспекты языкового общения. Попытаемся рассмотреть первый из упомянутых аспектов — логический. При этом будем иметь в виду, что такое вычленение довольно условно: в живой речи все элементы очень тесно связаны, и отделить логический аспект от, скажем, психологического так же трудно, как разделить рациональную и эмоциональную сферы человеческой психики. Собственно говоря, устное публичное выступление всегда привлекает именно ярко выраженной эмоциональностью, художественностью, но они сами по себе немногого стоят, если не опираются на логическую организацию речи. Отсутствие логики в выступлении нельзя компенсировать ни психологическими приемами, ни образностью языка, ни выразительным голосом. Поскольку формальная логика является обязательным предметом в учебных программах гимназий, колледжей, гуманитарных вузов, нам нет необходимости подробно раскрывать содержание логических законов и операций, рассмотрим лишь их применение в деятельности оратора. Разумеется, эффективность, действенность любой речи достигается прежде всего ее содержательностью. Как писал Цицерон, «речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то ее словесное выражение представляется пустой болтовней»[23]. Однако одной содержательности еще недостаточно. Суть выступления должна быть изложена в определенной последовательности, отдельные его части не должны противоречить друг другу, а главная мысль должна быть доказана с помощью аргументов. И приступая к подготовке своего будущего выступления, оратор сразу же сталкивается с проблемами: как сформулировать ту или иную мысль, чтобы сделать ее более ясной, каким образом расположить материал речи, как использовать имеющиеся факты и аргументы. В классических риториках это соответствует этапам «изобретения» и «расположения», в наше время чаще употребляется термин «логическая организация речи». Именно здесь закладывается во многом успех речи, и поэтому такую важную роль играет логическая культура оратора. Под этим понятием подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как: способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала.[24] На схеме 4 показано, использование каких законов логики обеспечивает нам эти качества. Перечислим кратко требования, которые предъявляет логика к различным этапам работы оратора над речью. Определив предмет своего будущего выступления, его главную проблему, оратор должен сформулировать тему речи. Главные требования здесь таковы: соответствие содержанию, ясность, выразительность, лаконичность. Для обеспечения последовательности и непротиворечивости выступления необходимо тщательно продумать план речи, оформить ее композицию. План отражает внутреннюю структуру выступления; это заранее продуманное развитие темы, логика перехода от одного вопроса к другому, содержательная схема речи. План может быть простым и сложным (сложный как бы является совокупностью планов разработки отдельных вопросов и более удобен для оратора). Основное требование — логичность плана, в основе которой лежит операция деления понятия. Прежде всего деление понятия должно быть соразмерным: содержание всех пунктов плана должно совпадать с содержанием, отраженным в формулировке темы. Деление необходимо производить по одному основанию, с тем чтобы взаимосвязанные пункты плана обеспечивали раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями. Деление также должно быть непрерывным, т. е. нельзя допускать скачков в рассуждении, переходить от более общих пунктов плана сразу к самым мелким подпунктам, минуя промежуточные. По ходу подготовки речи план многократно уточняется, конкретизируется, а затем оформляется окончательно в план-тезисы, план-конспект или план-сценарий, по которому и проходит публичное выступление. Интересный и важный вопрос — соотношение плана и импровизации. Устное публичное выступление — это живое общение оратора с аудиторией, и оно немыслимо без незапланированных, неожиданных, импровизационных моментов. Буквальное воспроизведение разработанного заранее подробного плана в ораторской практике Вряд ли возможно и в любом случае нежелательно. Импровизация, отступление от запланированного хода придает речи динамизм, живость, помогает удержать внимание слушателей, усилить контакт оратора с аудиторией, сильнее воздействовать на ее чувства. Но если оратор чрезмерно увлекся интуитивными, неожиданными находками, если уходит от темы слишком далеко, если импровизация заслоняет рациональную, логическую, содержательную сторону речи — такое выступление нельзя считать удачным. В хорошей публичной речи импровизация лишь оттеняет тщательность и глубину подготовки, соразмерность и продуманность плана. Одна из важных проблем докоммуникативной фазы работы над выступлением — композиционное оформление будущей речи. В отличие от плана — внутренней структуры речи (что из чего вытекает), композиция выступления — это его реально-речевая, внешняя структура (что за чем и как излагается). В ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. В классической модели элементы композиции — это: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение, заключение.
И с точки зрения логики, и особенно с позиций психологии • восприятия очень важными являются первый и последний элементы; т. е. начало и конец речи. Для того, чтобы главная мысль была \ воспринята правильно и точно, необходима своеобразная «подготовка», вхождение слушателей в тему, постановка проблемы. Этому служит начало речи. Заключение же должно закрепить мысль, связать начало и конец речи, подытожить сказанное. Речь должна быть стройной и пропорциональной, и по правилу, предложенному еще И Леонардо да Винчи, по объему начало и конец речи не должны ; i превышать одной трети всего выступления. Закон соотношения различных композиционных частей публичной речи в образной афористичной форме сформулировал Платон: «Всякая речь должна быть словно живое существо, — у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и
соответствовать целому»[25]. Рассмотрим последовательно целевые установки каждой части и основные приемы, которые использует оратор для достижения поставленных целей (см. схему 5). Главная задача вступления — расположить слушателей к себе, настроить их на восприятие речи. Как писал М. В. Ломоносов, «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали.[26] Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др. Главные требования к вступлению: 1) оно должно быть предметом особого внимания оратора, поскольку, как писал известный теоретик красноречия П. Сопер, «привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение»[27]; 2) следует избегать как банального, так и излишне экстравагантного вступления; 3) стиль изложения должен быть доступным; 4) необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части речи; 5) опытные ораторы пишут (готовят) вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена. Различают три основных вида вступлений: простое (когда оратор практически сразу приступает к изложению темы, ограничившись лишь приветствием или обращением); косвенное (когда оригинальный и развернутый зачин подготавливает слушателей к восприятию сложного предмета речи, помогает овладеть вниманием аудитории, в некоторых случаях — преодолеть ее нежелание слушать; внезапное (применяется редко, суть его состоит в резко эмоциональном начале; примером может служить знаменитая речь Цицерона против Катилины). Главная часть речи, т. е. развертывание темы, обычно включает в себя следующие элементы: изложение, аргументация, опровержение. Здесь реализуются главные целевые установки оратора: сообщить некую информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо — опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям. Для достижения этих целей оратор должен хорошо владеть теорией аргументации, знать основные требования логики к тезису, аргументам, демонстрации, а также опираться на законы психологии восприятия живой речи.
Основные требования риторики здесь таковы: 1) как можно раньше и точнее сформулировать тезис — главную мысль всей речи, доказательству которой подчинено все выступление. Зачастую тезис формулируется во введении, завершая его и одновременно открывая основную часть речи. Тезис должен оставаться неизменным в процессе всего доказательства; 2) приводить лишь те факты, которые имеют непосредственное отношение к теме, к доказываемому тезису; 3) при выборе аргументов заботиться не столько об их количестве, сколько о качестве; 4) аргументы должны быть истинными и достаточными для доказательства тезиса;
5) не подменять аргументы своим мнением;
6) избегать нисходящего порядка расположения аргументов (от сильного к слабому), придерживаться так называемого «гомерова порядка»[28], обеспечивающего наибольшую убедительность речи; 7) при выборе основного метода демонстрации (дедуктивный, индуктивный, аналогия) учитывать не только специфику темы и характер фактического материала, но и особенности конкретной аудитории, к которой обращена речь; 8) помнить, что аксиомы усваиваются хуже теорем. В большинстве жанров риторики (политическом, академическом, деловом, судебном красноречии) главную роль играют рациональные аргументы (теоретические положения, статистические данные, события, даты и др.). Но это не означает отказа от эмоциональной аргументации, которая при умелом использовании может только усилить действенность логических доводов. Баланс между этими двумя видами аргументов так же, как их расположение, число, зависит от типа и жанра выступления, характера аудитории, типа мышления и речи оратора. Аргументация может быть односторонней и двусторонней, и чем выше уровень подготовленности аудитории, чем она образованней и критичнее, тем желательнее использование в речи как собственных аргументов, так и мнений противоположной стороны. Если мнения оратора и слушателей в основном совпадают, можно ограничиться односторонней аргументацией. Если они расходятся, если к тому же имеется вероятность столкновения в будущем с контрдоводами, предпочтительней становится двусторонняя аргументация. Заключение речи, как уже говорилось, предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее: 1) заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию; 2) оно требует точности изложения и разнообразия в стиле; 3) следует избегать традиционных приемов, ставших речевыми штампами, устаревших лозунгов и т. д.; 4) итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным; 5) концовка выступления должна создать соответствующее настроение. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует, последние фразы должны обеспечить положительный эмоциональный фон, что способствует лучшему восприятию речи. Тесная взаимосвязь логического и психологического аспектов выступления, необходимость строгого подчинения всех составных частей речи ее цели и потребностям аудитории хорошо видны на схеме б[29]. Как видим, в центре композиции находится тезис, с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы. Тезис, по выражению М. М. Сперанского, — это «царствующая мысль», к которой «должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно»[30]. Схема отражает главное правило композиционно-логического строения речи, сформулированное тоже Сперанским: «обозреть свой предмет, раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить все сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сем расстоянии».
Вопросы и задания
1. Какие функции выполняет логика в ораторской речи? 2. В чем отличие плана от композиции речи? 3. Каковы основные требования к началу и заключению речи? 4. Какие правила необходимо соблюдать при развертывании основной части выступления? 5. Прокомментируйте схему 6 с позиций единства содержания, цели и композиции речи. 6. Сделайте композиционный анализ одной из речей в хрестоматии «Ораторское искусство лектора». 7. Приведите 1—2 примера на каждую из типичных логических ошибок. 8. Самостоятельно сформулируйте правила цитирования в публичных речах.
Раздел IV КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА
Замысел, чувства и мысли оратора, логика и фактология его выступления материализуются для аудитории в звучащем слове. Главное качество оратора — умение публично мыслить — неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить его мысль. Значение этого умения столь велико, что мы нередко сводим все мастерство оратора к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставим правильность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более — чтобы убедить ее. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» — вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использование особых средств речевой выразительности. Будучи живым организмом, язык развивается и изменяется вслед за изменениями, происходящими в обществе. С возникновением и развитием различных областей жизни возникали и новые явления в языке, которые кристаллизуются в различных стилях речи. На схеме 7 приведены основные функциональные стили современного русского языка. Каждому из них присущи определенные особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очерченных сферах общения. Изучением стилей занимается стилистика — наука, связанная прежде всего с искусством письменной речи, однако оратор пользуется в своей деятельности живым словом устной речи, а ей присущи свои особенности, в том числе и стилистические. Каковы эти особенности? В чем преимущества устной речи перед речью письменной? Прежде всего, устная речь старше, а потому привычнее и предпочтительнее письменной. По свидетельству ученых-психологов, большинство людей предпочитают слушать и говорить, чем читать и писать. Звучание — самая естественная форма существования языка. Устная речь — это живое общение без пространственных и временных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, диалогичность. Она всегда предполагает конкретного собеседника и дает возможность непосредственно воздействовать на него. В отличие от письменной речи устное слово позволяет оратору импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт со слушателями, учитывать их реакцию, их интересы. В устной речи допустимо отступление от строгих норм речи письменной, что дает возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, а значит — более действенным. Если письменная речь вмещает в себя больше интеллектуальной информации, то устное слово подходит для выражения эмоций, отношений, настроений. Для устной речи характерно смешение, взаимопроникновение различных функциональных стилей. Основу публичной речи составляет литературно-книжная лексика, многие виды выступлений (политическая речь, лекция, доклад) тяготеют к научному и официально-деловому стилям. Но в любом жанре красноречия хорошей можно считать лишь такую речь, которая активно использует элементы публицистического, художественного и даже разговорного стилей. Без этого оратору не достичь эмоциональности и убедительности речи. Эту особенность ораторского искусства отмечал академик В. Виноградов: «такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа... обычно строятся на многообразном чередовании или смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка»[31].
Такое стилевое разнообразие дает оратору широчайшие возможности для выражения своих мыслей. Но оно же обязывает руководствоваться чувством меры, ясно видеть границу, отделяющую разговорную речь от малограмотной и вульгарной. Некоторые ученые выделяют специфические стилистические особенности ораторской речи, такие, как разговорность, широкое использование речевых периодов, относительная свобода строя предложений, обилие сегментированных и присоединительных синтаксических конструкций, связочных предложений и обращений, замена деепричастных и причастных оборотов придаточными предложениями и др.[32]. Проблема стиля в красноречии имеет и другую сторону. Кроме объективно существующих стилей языка, есть еще индивидуальный стиль оратора, т. е. совокупность признаков, характеризующих его манеру говорить. Он создается в результате тщательной, кропотливой, осмысленной работы над словом, изучения лучших образцов ораторской речи («подражание авторов» по М. В. Ломоносову). Только плохие ораторы похожи друг на друга. Хороших ораторов отличает неповторимая, только им присущая манера строить выступление, отбирать языковые средства, влиять на аудиторию в процессе речи. Выработка индивидуального стиля — важная задача оратора. Следующий аспект речевой культуры — выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора. Какими качествами должна обладать эта речь? Для ответа на этот вопрос следует представить систему отношений между речью и языком, речью и действительностью, речью и сознанием слушателя, речью и условиями общения.[33] Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как правильность, краткость, точность, логичность, богатство, эмоциональность (выразительность) речи (см. схему 8). Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомянутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публичного выступления. Правильность речи — первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н. М. Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим»[34]. Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9). Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.). Значение грамматической правильности речи подчеркивал М. В. Ломоносов: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи. Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли («Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму»).
Нарушение лексических норм (ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний и др.) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»). Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон. Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями. Важное качество хорошего выступления — его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель и ученый Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах». Чтобы избежать многословия, необходимо прежде всего бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) — когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей», «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием». Другая разновидность многословия — тавтология, т. е. повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными: «равноправные права», «я, собственно, скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка — тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный сувенир», «свободная вакансия». Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов — вид многословия. Вот один из примеров: «Я смотрю на вопрос так: затраты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, — а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомневаюсь, — то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат»[35]. В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убежден», а затем просто соединить в короткое предложение все выделенные слова. Ошибкой является также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и неоспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» — вместо «все жители»). Еще один недостаток — обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи. «Вот», «так», «так сказать», «это самое», «значит», «понимаете» делают речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность, вызывают смех аудитории («Хочу, так сказать, что ли призвать вас», «в сущности, на данный момент это, так сказать, наша реальность»). Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели»[36]. Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, сознанием предмета выступления, а также со знанием значений слов. Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений. Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» — нейтральное, «клянчить» — ироническое, «ходатайствовать» — официальное, «молить» — возвышенное, «умолять» — разговорное; «спать» — нейтральное, «почивать» — торжественное, «дрыхнуть» — просторечное). Ему придется также четко разграничить паронимы (»дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимый» и «нестерпимый») . Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает ее недоступной пониманию. Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижающий национальное достоинство «американско-ростовский сленг». Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, которым постоянно мотивировал выступающий...», «Я гипотетически придумал такой план», «Это не входит в сферу моей компетенции...». Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению: «Большая половина выступления посвящалась критике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска», «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет». Много общего с точностью имеет логичность речи — соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка — «углубляется вширь»); кроме того, условием логичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»). Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня»). Одно из центральных качеств речи — ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений. Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный — те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный — все знакомые и понятные нам слова, которые мы тем не менее в своей речи не употребляем). Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4—5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает еще около 15 тысяч языковых единиц. В чем проявляется богатство речи? Прежде всего в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску. Затем — в использовании фразеологических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. Наконец, богатство речи — это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности. Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп — механическое повторение стертых, шаблонных словосочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувств. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволновать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоянную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу», «проводить в жизнь»? Еще более опасная разновидность штампов — это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выражения: «белое золото» (черное, голубое, мягкое и т.д.), «корабли полей», «этажи новостроек», «труженики моря», «держать руку на пульсе времени», «часовые порядка» и др. Разновидность штампа, все чаще проникающего в живую разговорную речь, — так называемый «канцелярит» (по меткому определению К. И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выражений из деловых бумаг. Признаки канцелярита: вытеснение живого глагола отглагольными существительными, нагромождение существительных в родительном падеже, обилие слов-паразитов («в деле», «по линии», «в части», «в целях»), злоупотребление иностранными словами. Лишая ораторскую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцелярит одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать «солидность» пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:
Подготовка кадров будет Подготовка кадров сегодня очень важна. иметь особое значение в свете решений сегодняшнего дня. Отряд добровольцев проделал Отряд добровольцев помог определенную работу по пострадавшим от наводнения. оказанию помощи пострадавшим от наводнения. Я не в курсе дел по данному Я не знаю. вопросу. Сложилось совершенно недостаточное Трудовая дисциплина очень слаба (низка). Положение с трудовой дисциплиной.
И еще один «перл канцелярита» — из речи на областном совещании животноводов: «Решать надо свинину, товарищи, решать! Пора в каждом хозяйстве разобраться в перспективах с точки зрения свинопоголовья и построить по этому вопросу необходимые свино-помещения»[37]. Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рационального содержания. Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще «выразительностью» или «образностью речи». Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории. Эту закономерность сформулировал М. М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия»: «Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. ...Оратор должен быть сам пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе»[38]. Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи). Их классификация, применение, специфические функции хорошо и подробно освещены в литературе, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением. Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы,[39] это: ЭПИТЕТ — образное определение («слепая любовь», «дремучее невежество», «лютая смерть», «леденящая вежливость»). СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого («злые языки страшнее пистолета», «покраснел, как рак»). МЕТАФОРА — перенос на один предмет свойств другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту («искра таланта», «золотые руки», «тишину рассекает хриплый рев гудка»). МЕТОНИМИЯ — замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий («любить Пушкина», т. е. любить стихи Пушкина). СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) — употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот ("все флаги в гости будут к нам», «в наших лесах водится белка»). ГИПЕРБОЛА — образное преувеличение («вино лилось рекой», «ждать целую вечность»). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — одушевление неодушевленного («ветер стучит в окно», «старость стоит у порога»). К лексическим средствам выразительности примыкают ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ — устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы. Другая группа средств, преследующих те же цели, — фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса[40]. ПОВТОР — многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора — анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов). АНТИТЕЗА — оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. ИНВЕРСИЯ — намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении. ГРАДАЦИЯ — такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей. РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |