| |||||||||||
Наименование темы (раздела, части) |
Вид учебных занятий |
Количество часов | |||||||||
Темы лекционных занятий
Лекция 1. Вводная. Понятие риторики. История риторики. Риторика в античности. Место риторики среди других филологических дисциплин. Круг проблем риторики. Различные определения риторики. Риторика - искусство (наука) выражения мысли в слове. Историческая изменяемость риторики, классическая риторика и неориторика. Возникновение риторики в Древней Греции в V-IV веках до н.э. "Риторика" Аристотеля. Дедуктивно-рационалистический метод риторики. Развитие риторики в Древней Греции (Феофраст, Дионисий Галикарнасский, Деметрий) и в Древнем Риме (М.Т.Цицерон, М.Ф.Квинтиллиан). Усиление интереса к словесной форме. Формирование риторического канона.
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 2. Риторика в Средние века и Новое время. Риторика в Средние века в Западной Европе и Византии. Ее консервативный характер, отсутствие связи с литературной практикой, игнорирование новых литературных явлений. Обновление риторики в эпоху гуманизма. Появление риторик на европейских языках (П. Фабри, Г. Пичем и др.). Риторическая теория в эпоху барокко. Оппозиция "обычный" язык - "темный" (поэтический) язык. Понятие остроумия. Метафора как способ выражения "острого" ума. Сочинения Э.Тезауро, Б.Грациана, М.Сарбевского и др. Риторика в эпоху классицизма (Ф.Фенелон, Дю Марсэ); "Поэтическое искусство" Н.Буало как риторический текст.
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 3. Риторика у восточных славян. Игнорирование риторической традиции восточными славянами в Средние века, причины этого. Возникновение риторики на Украине и в Белоруссии на рубеже XVI-XVII веках. Проникновение риторики в Московскую Русь. Культурные последствия приобщения Московского царства к риторической традиции. Основные риторические центры у восточных славян: юго-западный, московский, северный. Развитие восточно-славянской риторики. Сочинения Я.Белобоцкого. Риторика "приличия" и риторика "нарушения приличий".
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 4. Кризис риторики. Неориторика. Кризис риторики на рубеже XVII-XVIII веков, его связь с изменением отношения к слову. Переход от культуры "готового" слова к культуре "неготового" слова. Реабилитация риторики в XX веке. Лингвистика текста, лингвистическая прагматика, теория речевых актов, когнитология и риторическое наследие. Возникновение неориторики, ее отношение к классической риторической традиции и к различным методологиям гуманитарных наук.
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 5. Риторика художественной литературы. Риторика художественной литературы как частная неориторика. Её предмет и задачи. Риторическое понимание художественного речевого акта. Риторика художественной литературы и стилистика.
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 6. Проблема поэтического языка. Эстетическая реакция реципиента - конечная цель художественной литературы. Центральная роль поэтического языка в достижении данной цели. Различные концепции поэтического языка. В. фон Гумбольдт, А.Потебня, феноменологическая эстетика, русский формализм, Р.Якобсон, группа мю о поэтическом языке. Эстетическая функция поэтического языка. Поэтический язык как отклонение от нормы с последующим ее восстановлением. Способы отклонения от нормы: перенос принципа тождества с оси селекции на ось комбинации, актуализация внутренней формы слова, увеличение/уменьшение степени избыточности. Восстановление нарушенной нормы в ходе художественного речевого акта, основа дискурса. Трансформация семантической структуры слова в поэтическом языке. Деннотативные и коннотативные смыслы. Виды коннотаций: эмоциональная, экспрессивная, оценочная, стилистическая. Проблемы поэтической референции.
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 7. Тропы и риторические фигуры. Тропы и риторические фигуры, их классификации в классической риторике. Классификации тропов и риторических фигур в филологической науке XX века. Проблема рецепции художественного мира.
| лекция | 2 | |||||||||
Лекция 8. Проблема речевой композиции. Синтактика. Вопрос о соотношении языковых элементов в процессе синтактического текстопорождения. Проблема речевой композиции. Внутритекстовые и внешнетекстовые композиционные стратегии. Внутритекстовая речевая композиция. Композиционно-речевые формы. Монолог и диалог. Лингвистическое и философское понимание диалога. Речевые взаимодействия героев и автора и героя как разновидности диалогической речи. Проблема диалогической или монологической природы текста, концепции М.М.Бахтина и В.В.Виноградова. Ориентация речевой структуры текста на другие тексты. Внешнетекстовая речевая композиция. Концепция двухголосного слова; пародия, стилизация, сказ. | лекция | 2 | |||||||||
Семинар 1. «Риторика» Аристотеля. Литература: Аристотель. Риторика (любое издание). Античные риторики. М., 1978.
Задания: А) Какова структура «Риторики» Аристотеля? Б) Как Аристотель формулирует предмет риторики? В) Каково содержание основных частей «Риторики» Аристотеля? | семинар | 2 | |||||||||
Семинар 2. «Риторика» М. В. Ломоносова. Литература: Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию (любое издание) Вомперский В. П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М., 1988.
Задания: А) Какова структура «Риторики» М. В. Ломоносова? Б) Как М. В. Ломоносов формулирует предмет риторики? В) Каково содержание основных частей «Риторики» М. В. Ломоносов?
| семинар | 2 | |||||||||
Семинар 3. Неориторика
Литература: Ман де П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986.
Задания: А) Что такое неориторика? Б) В чем сходство неориторики и классической риторики? Б) В чем отличия неориторики и классической риторики?
| семинар | 2 | |||||||||
Семинар 4. Художественный мир как троп. Литература: 1. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1986. 2. Томашевский Б. В. Теория литературы (Поэтика). Л., 1925; М., 1996. 3. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «За» и «Против» М., 1975. Задания: А) В чем причина условности художественного мира? Б) Каковы градации фикциональности художественного мира? В) Каковы главные особенности гротеска? Г) Перечислите и охарактеризуйте основные виды иносказательности.
| семинар | 2 | |||||||||
Семинар 5. Мимесис и проблема правдоподобия Литература: Женетт Ж. Фигуры. Т. 1–2. М., 1998. Риффатерр М. Истина в диэгесисе // Новое литературное обозрение. 1997. № 27. Компаньон А. Демон теории. М., 2001.
Задания: А) Что такое мимесис? Б) Какова главная функция мотивации в художественном тексте? В) В чем различия теорий правдоподобия у Ж. Женнета и М. Риффатера?
| семинар | 2 | |||||||||
Семинар 6. Речевая композиция
Литература: Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. Брандес М.П. Стилистический анализ. М., 1971.
Вопросы: 1. Каковы главные типы речевой композиции? 2. Чем отличаются поэзия и проза с точки зрения речевой композиции? 3. Что такое композиционно-речевые формы?
| семинар | 2 | |||||||||
Семинар 7. Топика
Литература: Curtius E.-R. Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948. Или: Curtius E.-R. European Literature and the Latin Middle Ages. New York, 1953. Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997. Бухаркин П.Е. Риторика и смысл. СПб., 2001.
Задания: 1. Что такое топика? 2. Какова роль топики в речевой композиции? 3. В чем причины распространенности топики в культуре «готового слова»
| семинар | 2 | |||||||||
Семинар 8. Интертекстуальность.
Литература: Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). 3-е изд. М., 1991. Бухаркин П.Е. Риторика и смысл. СПб., 2001.
Задания: 1. Что такое интертекстуальность? 2. Какова роль интертекстуальности в речевой композиции? 3. В чем причины распространенности интертекстуальности в культуре «неготового слова»? | семинар | 2 | |||||||||
2019-08-15 | 183 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Период обучения (модуль): 17 учетных недель |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы