После проведения диагностики свойств внимания учащегося была составлена коррекционная программа.
Цель – развитие отдельных свойств внимания, отработка и закрепление полученных навыков.
Задачи:
1. Развить способность быть внимательным.
2. Расширить объем внимания.
3. Повысить способность концентрировать внимание.
4. Развить устойчивость внимания при его сосредоточении.
5. Развить способность быстро переключать внимание и распределять его.
6. Закрепить полученные навыки в ходе проведения занятий.
Занятие 1. Внимательность и наблюдательность
Цель – развитие наблюдательности, отработка умения различать признаки
Этап
| Вр. (мин.)
| Задачи
| Материалы
| Содержание упражнений
|
1. Разминка
«Графический диктант»
| 5
| Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание
| Бумага в клетку, ручка.
| Экспериментатор диктует испытуемому количество клеток и направление линий (1 вверх, 3 вправо), а испытуемый рисует эту линию. Должна получится фигура (гитара).
|
2. Работа по теме
«Найди отличия»
| 10
| Развить способности наблюдать
| Две похожие картинки.
| Нужно найти как можно больше отличий, сопоставляя 2 похожие картинки.
|
3. Разминка
«Игра индейцев»
| 10
| Расширить объём внимания
| 15 мелких предметов, кусок ткани.
| На столе раскладываются 15 мелких предметов (ключ, резинка, камешки и т.д.), которые прикрываются тканью. На счет раз – два –три испытуемогу открывают покрывало на 10 секунд и затем вновь закрывают. Нужно перечислить предметы и описать их. Повторить 2 раза, меняя предметы местами.
|
4. Работа по теме
«На пожаре»
| 15
| Развить наблюдательность
| Рисунок
| В течении 30 секунд демонстрируется рисунок. Нужно рассмотреть его и ответить на вопросы:
1. Сколько домов?
2. Сколько автомобилей?
3. В какой части здания пожар?
|
Занятие 2. Объём внимания
Цель – расширение объёма внимания
Этап
| Вр. (мин.)
| Задачи
| Материалы
| Содержание упражнений
|
1. Разминка
«Графический диктант»
| 5
| Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание
| Бумага в клетку, ручка.
| См. занятие первое. (Цветок)
|
2. Работа по теме
«Расставь точки»
| 10
| Расширить объём внимания, путём увеличения количества объектов
| 15 карточек с точками, 15 карточек без точек, карандаш
| Испытуемому на 2 секунды показывают каждую карточку и после каждой предлагают воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Если испытуемый помнит количество точек, но расположение некоторый вызывает сомнение, он проставляет на полях соответствующее количество крестиков.
|
3. Разминка
Корректурная проба «Человечки»
| 10
| Повысить устойчивость внимания
| Бланк, карандаш
| Последовательно просматривая каждую строчку:
1. Подчеркнуть человечков на одной ножке
2. Подчеркнуть, у который ноги шире плеч и раскинуты руки в стороны
3. Подчеркнуть, у который руки и ноги шире плеч.
|
4. Работа по теме
«Дворец внимания»
| 10-15
| Расширить объём внимания
| Лист в клетку, на котором изображен «Путь»
| Испытуемому на 30 секунд показывают «путь» во дворец внимания. Линия может идти по всем направлениям, но не должна пересекаться. После испытуемый по памяти набрасывает этот путь на своём листе.
|
Занятие 3. Объём внимания
Цель – расширение объёма внимания, закрепление навыков удерживать в поле зрения много предметов
Этап
| Вр. (мин.)
| Задачи
| Материалы
| Содержание упражнений
|
1. Разминка
«Графический диктант»
| 5
| Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание
| Бумага в клетку, ручка.
| См. занятие первое. (Дом)
|
2. Работа по теме
«Числовые прятки»
| 10
| Расширить объём внимания, путём увеличения количества объектов
| 20 карточек с числами.
| На столе раскладываются 20 карточек с числами в произвольном порядке. Испытуемый должен рассмотреть все карточки, затем отвернуться. Экспериментатор перемешивает все карточки и 2 из них прячет. Нужно как можно быстрее сказать какого числа не хватает.
|
3. Разминка
«Запоминай порядок»
| 5
| Расширение объёма внимания
| 8 цветных карандашей
| Испытуемому показать в руке 8 карандашей. Через 20 секунд убрав их, спросить о последовательности в их расположении. Повторить 3 раза меняя их местами.
|
4. Работа по теме
«Кто спрятался»
| 10-15
| Расширить объём внимания
| Рисунок с контурами животных.
| На листе контуры животных нарисованы друг на друге. Нужно найти всех животных (12).
|
Занятие 4. Объём внимания
Цель – отработка навыков
Этап
| Вр. (мин.)
| Задачи
| Материалы
| Содержание упражнений
|
1. Разминка
«Графический диктант»
| 5
| Подготовить к предстоящим упражнениям, сконцентрировать внимание
| Бумага в клетку, ручка.
| См. занятие первое. (Дерево)
|
2. Работа по теме
«Спичечный узор»
| 10
| Расширить объём внимания, путём увеличения количества объектов
| Спички.
| Спички прячут в ладонях, трясут и бросают на стол (8-10 спичек). Вместе с испытуемым рассматриваю фигуру: как легли спички и в какую сторону смотрят головки спичек? Предлагается повторить фигуру, при этом предыдущий узор накрывают листом бумаги
|
3. Работа по теме
«Близнецы»
| 10-15
| Расширить объём внимания
| Рисунок с фигурами
| А) Среди 10 мальчиков на рисунке найти двух одинаковых.
Б) Среди 12 квадратов с разнообразными узорами найти 2 одинаковых.
|