Социальная справедливость и общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. Теории благосостояния.
Те блага, которые субъекты потребляют в одинаковом количестве независимо от того, оплачивают они их или нет, называются общественными благами. Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д.
Оптимальный объем производства общественных благ Графически выбор оптимального объема производства представлен на рис. 149.
MSC (marginal social cost) – предельные общественные затраты – это дополнительные затраты, которые несут фирмы, а также все лица, не участвующие в производстве и потреблении данного блага, то есть это дополнительные затраты всего общества. Они представляют собой сумму предельных индивидуальных затрат фирмы и предельных внешних затрат:
MSU (marginal social utility) - предельная общественная полезность - отражает прирост полезности от производства дополнительной единицы товара, получаемый всем обществом Теория общественного благосостояния исследует благосостояние не отдельного индивида, а общества в целом. Степень неравенства в распределении доходов наглядно демонстрирует «кривая Лоренца» (рис. 150). Рис. 150. Кривая Лоренца.
По горизонтальной оси откладывают процент населения, по вертикальной оси – процент дохода. Население обычно делят на пять частей. Луч 0F - показывает абсолютное равенство, когда каждая группа населения получает равную долю дохода. Кривая 0ABCDЕ – это лук Лоренса. Кривая показывает реальное распределение доходов. Чем ближе кривая Лоренса к линии абсолютного равенства, тем более равномерно распределены доходы в стране. Оси показывают абсолютное неравенство. Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини или «коэффициента концентрации», который рассчитывается как отношение площади фигуры 0ABCDЕ к площади фигуры 0KЕ:
Чем больше коэффициент, тем больше неравенство. При другом способе оценки уровня неравенства в распределении доходов и богатства из любой группы людей берутся 10% лиц с наивысшими доходами («верхний дециль») и такое же количество лиц с самыми низкими доходами («нижний дециль»). Отношение уровня доходов лиц, находящихся в «верхнем дециле», к уровню доходов людей из «низшего дециля» дает коэффициент дифференциации доходов. Социально опасным считается десятикратный разрыв. Рассмотрим несколько основных взглядов на решение проблемы социальной справедливости. Согласно широко распространенному эгалитарному взгляду, справедливым считается «уравнительное распределение». Для ликвидации неравенства государство использует политику перераспределений доходов с помощью налогов и трансфертных платежей. Также на ликвидацию неравенств направлена социальная политика государства. Согласно другому взгляду, утилитарному, представителями которого являются У. Джевонс, Дж. Ст. Милль, материальные блага надо распределять между людьми так, чтобы максимизировать общую полезность, получаемую всеми членами общества. Утилитарный подход может быть проиллюстрирован двумя графиками.
Рис. 151. Распределение дохода при одинаковых функциях полезности.
В данном случае максимизация общей полезности (при А*=В*) будет происходить при одинаковом доходе обоих потребителей, то есть при (I'A= I'B). Если бы все члены общества обладали одинаковой способностью извлекать пользу из равного по величине дохода, то равномерное распределение дохода было бы оправданным. Однако не всегда все члены общества имеют, в силу неравенства возможностей, одинаковые способности по извлечению пользы из равного по величине дохода. На рис. 152 представлена ситуация, когда субъект В обладает большей способностью извлечения пользы из каждой единицы дохода, поэтому его линия предельной полезности (MUB) лежит выше линии предельной полезности (MUA) субъекта А.
Рис. 152. Распределение доходов при разных функциях полезности. При этом доход потребителя В, извлекающего из единицы дохода больше пользы, чем потребителя А, будет больше дохода субъект А, то есть (I''B > I'A). Рассмотренное распределение дохода отвечает требованиям обеспечения максимизации общей полезности, но слабо согласуется с традиционными представлениями о «социальной справедливости». Согласно третьему взгляду, «рыночному», проблему социальной справедливости должен решать рыночный механизм. В результате его действия получаемое распределение будет вполне справедливым, поскольку в этом случае больше вознаграждается тот, кто способней и трудолюбивей. Уровень и дифференциация получаемых доходов влияют на трудовую активность, а уравнительное распределение подрывает стимулы к более производительному труду. Попытки выровнять доходы через налоги и социальную помощь оборачиваются потерей эффективности экономики («дырявое ведро Оукена»). Согласно четвертому подходу, «роулсианскому» (по имени американского философа Джона Роулса), неравенство в доходах допускается в той мере, в какой оно способствует росту благосостояния низкодоходных групп населения, поскольку определенное неравенство в доходах стимулирует предприимчивых, энергичных, способных созидать и делать общество богаче. Более богатому обществу легче оказывать поддержку социально незащищенным членам общества. Уровень допустимой дифференциации должен отвечать так называемому «критерию Роулса», имеющему графическую интерпретацию (рис. 153).
Рис. 153. Кривая Роулса. После точки Е доход потребителя А, по мере роста дохода потребителя В, будет уменьшаться. Потребители с большими доходами должны быть заинтересованы в увеличении не только своих доходов, но и доходов бедных слоев населения, поскольку нищета способствует росту социальной напряженности и преступности.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |