Психология Курта Воннегута
Специфической психологической особенностью Курта Воннегута, как личности, является то, что его интересуют не объективный и предметный мир, не чувственное и эмоциональное развитие, а разнообразие представлений о реальности, условные системы оценки окружающего мира. Объект его интереса – не объективная реальность, а результат отношений человека и окружающего мира. Так же как и внутренний мир произведения создает автор, проецируя на него свое осознание реальности, так же и системы ценностей являются рефлективным протоколом отношений масс людей с той же реальностью. Количество вариантов безгранично, и можно выделить общие тенденции, которые присущи определенному времени или социальному состоянию мира. Система ценностей – это продукт коллективного сознания, которое, будучи наделенным разумом, стремиться найти свою интерпретацию избитой истины. Как интеллектуал и инженер Воннегут исследует возможности создания идеальной конструкции для оправдания человеческой жизни. Он ищет вариант который бы подходил по всем критериям, давал толчок к развитию. Системы, рассмотренные в работе – общество потребителей, четкая структура армии и система нравственных ценностей церкви - не выдержали критики Воннегута. То, что Воннегут исследует не объективный мир, а условные представления о нем, создает предпосылки его специфического стиля. Критики по достоинству оценили черный юмор и иронию Воннегута - составляющие непередаваемого и узнаваемого колорита его произведений. Чтобы не отрывать читателя от исследуемого объекта, Воннегут начисто отметает любые эмоции и чувства. Количество ужасов и трупов в романах Воннегута никогда не переходит в “качество”. В романе “Галапогосы” Воннегут заранее, ставя звездочки перед именами, предупреждает читателя о близкой смерти персонажа. Не менее цинично он говорит в одном из интервью, что бомбежка Дрездена принесла пользу единственному человеку в мире - самому Воннегуту (“на протяжении многих лет я получал по 5 долларов за каждый труп”)[47]. Во многих произведениях встречается фраза “такие дела”, которая обрывает многие параграфы и жизни в романах. Для него типичным является начать писать о чем-то, а затем оборвать фразу и закончить параграф простым "такие дела". В романе "Завтрак для чемпиона" Воннегут объясняет свое почти маниакальное использование этих фраз. Он рисует часть структуры молекулы пластика с бесчисленными “и так далее” окончаниями. "Молекула эта бесконечно делилась, образуя непроницаемую, плотную пленку”[48]. Воннегут считал, что сокращение “И т.д.” означает “то же самое без конца”, и что "подходящим концом для любого рассказа о людях, если принять во внимание, что жизнь есть полимер, в который туго запелената наша Земля, было бы то самое сокращение"[49]. И далее Воннегут продолжает "и для того, чтобы подтвердить непрерывность этого полимера, я так часто начинаю фразу с И и И вот и столько абзацев заканчиваю и так далее"[50]. По мнению Воннегута все существа без исключения имеют одну и ту же природу. Если использовать терминологию программистов люди – это системные ресурсы, потеря малой толики которых не ведет к падению всей системы. Воннегут часто использует слова, характеризующие составные части машин, при описании анатомии человека. Можно конечно представить себе ситуацию, в которой человек остается самим собой, не ломается под ударами судьбы. Гипотетически, возможно, что ощущение смерти никоим образом не отразиться на самосознании и внутреннем мире человека. Но я считаю, что Воннегут – чуткий и легкоранимый человек, который ищет опору, не имея веры, потеряв дорогих ему людей. И маска злобствующего циника, вводящая в заблуждение лишь при буквальном прочтении романа, - не более чем защитная реакция на черствость и равнодушие окружающего мира. Если вспомнить золотое правило психологии - под одним ищи другое, то очевидно, что все умствование и цинизм Воннегута - это всего лишь попытка привлечь чье-то внимание, а затем и любовь. В психологии давно укоренилось утверждение, что если человек кричит на весь мир “Я ненавижу всех”, то в действительности это призыв отчаявшегося “Я хочу, чтобы меня хоть кто-нибудь любил”. Стиль Курта Воннегута можно сравнить с исповедью на сеансе у психоаналитика, где под лавинами мрачных и грубых образов, погребены истинные движения души. В итоге какими бы циничными не были эпитеты, они не могут скрыть желания писателя привести свой внутренний мир к идеалу, создать если не “мир для двоих”, то хотя бы “искусственную семью”. Тема одиночества возникает в творчестве Воннегута постоянно. И он стремиться найти различные способы избежать тихого умопомешательства своих персонажей, предлагая им возможность “приткнуться” хоть к кому-то. Сам Воннегут неоднократно был полностью изолирован от необходимых для его существования условий. Война, затем смерть и наркотики лишили его тех частиц, которые составляют необходимый, но слишком непрочный мир. Те чувства и эмоции, которые он испытывал, Воннегут переносит на своих героев, но в силу своего характера придает проявлениям этих эмоций ироничный и насмешливый оттенок. Персонажи Воннегута зачастую считают себя единственными человеческими существами на Земле, которые способны принимать решения и имеют собственное мнение. Это обычная фантазия больных параноидальной шизофренией становится распространенной из-за отчаянного одиночества людей. Ярким примером из романа “Сирены Титана” является Румфорд, который, не смотря на богатство и происхождение, несчастный и одинокий человек на Земле. И он настолько отравлен одиночеством, что холит и лелеет его как друга, не допуская в свою душу тех, кто его полюбил. Воннегут признает, что циничное, холодное умствование не освобождает человека от “физической” необходимости существования в атмосфере любви и понимания. Заключение В данной работе мною была рассмотрена проблема создания художественного мира произведения. На примере романа Курта Воннегута “Сирены Титана” было показано, что художественный мир обладает теми же параметрами и категориями, что и мир реальный, а именно - пространством, временем, психологической и нравственной средой. Но при этом художественный мир произведения представляет собой не обособленную систему, а результат взаимоотношений внутреннего мира автора и реальности. Мировоззрение автора выражается не только в интерпретации объективного мира, но и в специфических особенностях стиля. Ирония, черный юмор и насмешка отмечались критиками как наиболее часто употребляемые Воннегутом литературные инструменты. Благодаря чему писатель смог не только исследовать интересующие его проблемы, но и создать неповторимый, оригинальный язык повествования. Под внешней простотой и ироничностью сюжета в романе “Сирены Титана”, по сути, скрыты проблемы, которые можно назвать глобальными и вечными. Эти проблемы очень четко сформулированы в энциклопедии “Contemporary Authors”. Это - “вечная тщета попыток изменить мир и, как результат, необходимость перемен во внутреннем мире человека; обреченность поиска смысла жизни вне себя, так как ответ кроется в самой природе человека; переход на иной, более высокий уровень понимания смысла человеческого существования, к которому приходит главный герой после длительного поиска"[51]. Мне кажется, что несмотря на внешнюю холодность и цинизм, Воннегут всегда был и остается идеалистом, который нашел свой способ создать окружение, отвечающее его представлениям об идеальной среде обитания человеческого существа. И художественный мир романа во многом отражает путь поисков автора. Список использованной литературы 1. Contemporary Authors; New York: 1978. 2. http://ernie.bgsu.edu. Kurt Vonnegut and Slaughterhouse Five by Ray Boomhower, 1994. 3. http://home.ipoline.com. Release on “Sirens of Titan” by: Queena Chan, May, 1998. 4. http://www.duke.edu. The Christian Century Interview by Dr. Cargas, 1976. Release on “Sirens of Titen”, 1998. 5. http://www.geocities.com. “Humanity and Divinity in the Works of Kurt Vonnegut in the Works of Kurt Vonnegut Jr.” by Marek Vit. 1998. Kurt Vonnegut: Critical Study by Graeme Hunter, 1997. 6. http://www.sfsite.com. Review by Steven H Silver, February, 1997. 7. Reed, Peter J.; Kurt Vonnegut Jr.; Warner Paperback Library, 1972 8. Vonnegut, Kurt; Palm Sunday; New York: 1981, Dell Publishing 9. Бахтин М. Время и пространство в литературе//Вопросы литературы. М., 1974. №3. 10. Воннегут К. Завтрак для чемпиона/Собр. соч. в 5-ти томах. Том 4. – Москва, СП “Старт”, 1992. 11. Воннегут К. Сирены Титана/Собр. соч. в 5-ти томах. Том 2. – Москва, СП “Старт”, 1992. 12. Воннегут К. Фокус-покус/Собр. соч. в 5-ти томах. Том 5. – Москва, СП “Старт”, 1992. 13. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы. М., 1968. №8. [1] Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы. 1968. №8. С.76. [2] Там же. С.76. [3] Там же. С.76. [4] Там же. С.79. [5] Бахтин М. Время и пространство в литературе//Вопросы литературы. 1974. №3. С.133. [6] Там же. С.134. [7] Там же. С.134. [8] Там же. С.176. [9] Там же. С.175. [10] Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения//Вопросы литературы. 1968. №8. С.77. [11] Там же. С.78. [12] Там же. С.79. [13] Acceptable on: http://www.duke.edu/~crh4/vonnegut/intervie.html [14] Acceptable on: http://www.duke.edu/~crh4/vonnegut/sot.html. [15] Воннегут К. Сирены Титана. С.214. [16] Там же. С.154. [17] Acceptable on: http://www.sfsite.com [18] Acceptable on: http://www.duke.edu [19] Acceptable on: http://home.ipoline.com/~dorisc/SoT/essay1.html [20] Воннегут К. Сирены Титана. С.6. [21] Там же. С.71. [22] Там же. С.38. [23] Там же. С.38. [24] Там же. С.157. [25] Там же. С.70. [26] Там же. С.38. [27] Воннегут К. Завтрак для чемпиона. С.21. [28] Там же. С.19. [29]Acceptable on: http://www.geocities.com/Hollywood/4953/kv_divinity.html [30]Acceptable on: http://www.geocities.com/Hollywood/4953/kv_divinity.html [31] Reed, Peter J.; Kurt Vonnegut Jr.; Warner Paperback Library, 1972 [32] Vonnegut, Kurt; Palm Sunday; New York: 1981, Dell Publishing (xviii) [33] Воннегут К. Сирены Титана. С.16. [34] Воннегут К. Фокус-покус. С. 98. [35] Acceptable on: http://ernie.bgsu.edu/~jdowell/kvandsh5.html. [36] Воннегут К. Сирены Титана. С. 205 [37] Воннегут К. Фокус-покус. С. 3. [38] Воннегут К. Сирены Титана. С.125. [39] Там же. С.154. [40]Acceptable on: http://www.geocities.com/Hollywood/4953/kv_divinity7.html. [41] Acceptable on: http://www.geocities.com/Hollywood/4953/kv_divinity7.html. [42] Воннегут К. Завтрак для чемпионов. С. 84-85. [43] Acceptable on: http://www.geocities.com/Hollywood/4953/kv_divinity7.html. [44] Acceptable on: http://home.ipoline.com/~dorisc/SoT/essay1.html [45] Воннегут К. С.165. [46] Acceptable on: http://home.ipoline.com/~dorisc/SoT/essay1.html [47] Acceptable on: http://www.geocities.com/Hollywood/4953/vonn.html [48] Воннегут К. Завтрак для чемпиона. С.155. [49] Там же. С.156. [50] Там же. С.156. [51] Contemporary Authors, 49.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |