Разработана в 1988 году М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок, в 1993 году И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
В основу методики положен принцип "персонификации" мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.
I. Инструкция:
сейчас я прочитаю тебе рассказ
Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил". Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть". Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким". Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать, кем захочешь". Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
II. Беседа
Как по-твоему, кто из них прав? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?
III. Контрольный вопрос
Чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок, необходимо задать ребёнку вопрос - А что этот мальчик сказал?
После прочтения каждого абзаца перед ребёнком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.
На основе полученных результатов выделяются мотивы:
Учебный: мотив, восходящий к познавательной потребности.
Социальный: широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения.
Отметка: мотив получения высокой отметки.
Игровой: мотив, неадекватно перенесённый в новую - учебную сферу.
Позиционный: мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Внешний: "внешний" по отношению к учёбе (подчинению требованиям взрослых)
IV. Обработка результатов
мотивы №
выборы
1
2
3
4
5
6
I выбор
II выбор
III выбор
контрольный вопрос
Мотивация диагностируется по наибольшему количеству балов. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различных подходов во всех ситуациях.
1. внешний мотив - 0 б.
2. учебный мотив - 5 б.
3. игровой мотив - 1 б.
4. позиционный мотив - 36.
5. социальный мотив - 4 б.
6. отметка - 2 б.
Приложение 2
Таблица 1. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.
№
Фамилия (сокращенно), имя
Баллы
Мотив
1
Катя А.
3
позиционный
2
Павел А.
2
отметка
3
Арсений А.
2
отметка
4
Лиза А.
5
учебный
5
Даша Б.
4
социальный
6
Егор Г.
1
игровой
7
Лиза Г.
5
учебный
8
Кирилл Г.
1
игровой
9
Егор Г.
0
внешний
10
Наташа Е.
1
игровой
11
Саша И.
1
игровой
12
Карина К.
3
позиционный
13
Лена Л.
5
учебный
14
Глеб О.
2
отметка
15
Серёжа О.
1
игровой
16
Лера П.
4
социальный
17
Ира П.
2
отметка
18
Настя Р.
1
игровой
19
НастяС.
1
игровой
20
Никита Ч.
0
внешний
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица № 2)
Таблица 2
№
Мотивы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в % от 100%
1
Учебный
3
15%
2
Социальный
2
10%
3
Позиционный
2
10%
4
Отметка
4
20%
5
Игровой
7
35%
6
Внешний
2
10%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 3. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - февраль 2009 г.
№
Фамилия (сокращенно), имя
Баллы
Мотив
1
Катя А.
3
позиционный
2
Павел А.
5
учебный
3
Арсений А.
5
учебный
4
Лиза А.
5
учебный
5
Даша Б.
5
учебный
6
Егор Г.
1
игровой
7
Лиза Г.
5
учебный
8
Кирилл Г.
4
социальный
9
Егор Г.
3
позиционный
10
Наташа Е.
4
социальный
11
Саша И.
4
социальный
12
Карина К.
5
учебный
13
Лена Л.
5
учебный
14
Глеб О.
3
позиционный
15
Серёжа О.
4
социальный
16
Лера П.
5
учебный
17
Ира П.
3
позиционный
18
Настя Р.
3
позиционный
19
НастяС.
2
отметка
20
Никита Ч.
0
внешний
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №4)
Таблица 4
№
Мотивы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в % от 100%
1
Учебный
8
40%
2
Социальный
4
20%
3
Позиционный
5
25%
4
Отметка
1
5%
5
Игровой
1
5%
6
Внешний
1
5%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 5. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.
№
Фамилия (сокращенно), имя
Баллы
Мотив
1
Евгений Б.
1
игровой
2
Сергей Г.
5
учебный
3
Юлия Г.
2
отметка
4
Евгений И.
1
игровой
5
Женя И.
5
учебный
6
Павел К.
0
внешний
7
Иван К.
1
игровой
8
Денис К.
3
позиционный
9
Витя К.
1
игровой
10
Алёна Л.
3
позиционный
11
Кристина Л.
2
отметка
12
Саша Л.
3
позиционный
13
Станислав Л.
1
игровой
14
Сергей Л.
3
позиционный
15
Настя Р.
1
игровой
16
Алёна С.
4
социальный
17
Анна Т.
3
позиционный
18
Саша Т.
0
внешний
19
Миша Т.
4
социальный
20
Вика Я.
0
внешний
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №6)
Таблица 6
№
Мотивы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в % от 100%
1
Учебный
2
10%
2
Социальный
2
10%
3
Позиционный
3
15%
4
Отметка
1
5%
5
Игровой
6
30%
6
Внешний
3
15%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 7. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - февраль 2009 г.
№
Фамилия (сокращенно), имя
Баллы
Мотив
1
Евгений Б.
1
игровой
2
Сергей Г.
5
учебный
3
Юлия Г.
4
социальный
4
Евгений И.
1
игровой
5
Женя И.
5
учебный
6
Павел К.
0
внешний
7
Иван К.
4
социальный
8
Денис К.
3
позиционный
9
Витя К.
1
игровой
10
Алёна Л.
3
позиционный
11
Кристина Л.
5
учебный
12
Саша Л.
3
позиционный
13
Станислав Л.
1
игровой
14
Сергей Л.
3
позиционный
15
Настя Р.
2
отметка
16
Алёна С.
4
социальный
17
Анна Т.
4
социальный
18
Саша Т.
0
внешний
19
Миша Т.
4
социальный
20
Вика Я.
1
игровой
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №8)
Таблица 8
№
Мотивы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в % от 100%
1
Учебный
3
15%
2
Социальный
5
25%
3
Позиционный
4
20%
4
Отметка
1
5%
5
Игровой
5
25%
6
Внешний
2
10%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 9. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (диагностическая беседа), Романова Е.С. (экспериментальная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
Блок 1 заданий
2 блок заданий
3 блок
4 блок
Общий балл
2
2
3
2
9
1
Катя А.
2
2
Павел А.
3
3
2
3
11
3
3
Арсений А.
3
2
2
2
9
2
4
Лиза А.
3
3
3
3
12
3
5
Даша Б.
2
2
2
3
9
2
6
Егор Г.
3
3
2
3
11
3
7
Лиза Г.
2
2
2
2
8
2
8
Кирилл Г.
2
3
3
3
11
3
9
Егор Г.
3
2
3
3
9
2
10
Наташа Е.
3
2
2
2
9
2
11
Саша И.
2
3
3
3
11
3
12
Карина К.
3
2
2
2
9
2
13
Лена Л.
2
2
2
2
8
2
14
Глеб О.
3
3
3
3
12
3
15
Серёжа О.
3
2
3
3
11
3
16
Лера П.
2
3
2
2
9
2
17
Ира П.
3
3
3
3
12
3
18
Настя Р.
3
3
3
3
12
3
19
Настя С.
3
2
3
2
10
3
20
Никита Ч.
3
2
3
2
10
3
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника (таблица № 10).
Таблица 10
№
УРОВНИ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1
Высокий
0
0%
2
Средний
8
40%
3
Низкий
12
60%
Общее количество испытуемых 20 человек.
Таблица 11. Протокол изучения мотивационной готовности старшей группы ДОУ "Солнышко" (диагностическая беседа), (экспериментальная группа). Время исследования - февраль 2009 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
Блок 1 заданий
2 блок заданий
3 блок
4 блок
Общий балл
1
Катя А.
2
2
3
2
9
2
2
Павел А.
2
2
2
2
8
2
3
Арсений А.
2
2
2
2
8
2
4
Лиза А.
2
2
3
2
9
2
5
Даша Б.
2
3
2
3
10
2
6
Егор Г.
3
2
3
3
11
3
7
Лиза Г.
2
2
2
2
8
2
8
Кирилл Г.
3
3
2
3
11
3
9
Егор Г.
2
3
3
3
11
3
10
Наташа Е.
3
3
2
3
11
3
11
Саша И.
2
3
2
3
10
2
12
Карина К.
2
2
2
3
9
2
13
Лена Л.
2
2
2
3
9
2
14
Глеб О.
3
2
3
2
10
2
15
Серёжа О.
3
2
3
2
10
2
16
Лера П.
2
2
2
3
9
2
17
Ира П.
3
2
2
2
9
2
18
Настя Р.
3
2
3
3
11
3
19
Настя С.
3
3
3
3
12
3
20
Никита Ч.
3
3
2
3
11
3
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника (таблица №12)
Таблица 12
№
УРОВНИ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1
Высокий
0
0
2
Средний
13
65%
3
Низкий
7
35%
Общее количество испытуемых 20 человек.
Таблица 13. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (диагностическая беседа), (контрольная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
Блок 1 заданий
2 блок заданий
3 блок
4 блок
Общий балл
3
3
3
3
12
Уровень
1
Евгений Б.
3
2
Сергей Г.
3
3
2
3
11
3
3
Юлия Г.
3
2
3
3
11
3
4
Евгений И.
2
3
3
3
11
3
5
Женя И.
2
2
2
2
8
2
6
Павел К.
3
2
3
3
11
3
7
Иван К.
3
3
2
3
11
3
8
Денис К.
2
3
3
3
11
3
9
Витя К.
3
2
3
3
11
3
10
Алёна Л.
3
3
3
2
11
3
11
Кристина Л.
2
2
3
2
9
2
12.
Саша Л.
3
3
3
3
12
3
13
Станислав Л.
3
2
3
3
11
3
14
Сергей Л.
3
3
3
3
12
3
15
Настя Р.
3
3
2
3
11
3
16
Алёна С.
2
2
3
2
9
2
17
Анна Т.
2
3
2
3
10
2
18
Саша Т.
3
2
3
3
11
3
19
Миша Т.
2
2
2
3
9
2
20
Вика Я.
2
3
2
3
9
2
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие мотивы (Таблица №14)
Таблица 14
№
УРОВНИ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1
Высокий
0
0%
2
Средний
6
30%
3
низкий
14
70%
Таблица 15. Протокол изучения мотивационной готовности" старшей группы ДОУ "Сказка" (диагностическая беседа), (контрольная группа). Время исследования - февраль 2008 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
Блок 1 заданий
2 блок заданий
3 блок
4 блок
Общий балл
3
3
3
2
11
Уровень
1
Евгений Б.
3
2
Сергей Г.
3
3
3
3
12
3
3
Юлия Г.
2
3
3
3
11
3
4
Евгений И.
3
2
3
3
1
3
5
Женя И.
2
2
2
2
9
2
6
Павел К.
3
3
2
3
1
3
7
Иван К.
2
3
3
3
11
3
8
Денис К.
3
3
3
2
12
3
9
Витя К.
3
2
3
3
11
3
10
Алёна Л.
3
2
3
3
11
3
11
Кристина Л.
2
2
3
2
9
2
12.
Саша Л.
2
3
3
3
11
3
13
Станислав Л.
3
2
3
2
10
2
14
Сергей Л.
2
3
2
3
10
2
15
Настя Р.
3
3
2
3
11
3
16
Алёна С.
2
2
2
3
9
2
17
Анна Т.
3
2
2
2
9
2
18
Саша Т.
3
3
2
3
11
3
19
Миша Т.
2
2
3
2
9
2
20
Вика Я.
2
2
2
2
8
2
Таблица 16
№
УРОВНИ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ
КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТУЕМЫХ В% ОТ 100%
1
Высокий
0
0%
2
Средний
8
40%
3
низкий
12
60%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 17. Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.). Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
1 (а)
1 (б)
2 (а)
2 (б)
3 (а)
3 (б)
4 (а)
4 (б)
5 (а)
5 (б)
Сумм. балл
1
Катя А.
*
*
*
*
*
1
2
Павел А.
*
*
*
*
*
1
3
Арсений А.
*
*
*
*
*
1
4
Лиза А.
*
*
*
*
*
1
5
Даша Б.
*
*
*
*
*
2
6
Егор Г.
*
*
*
*
*
0
7
Лиза Г.
*
*
*
*
*
3
8
Кирилл Г.
*
*
*
*
*
0
9
Егор Г.
*
*
*
*
*
1
10
Наташа Е.
*
*
*
*
*
2
11
Саша И.
*
*
*
*
*
2
12
Карина К.
*
*
*
*
*
3
13
Лена Л.
*
*
*
*
*
2
14
Глеб О.
*
*
*
*
*
1
15
Серёжа О.
*
*
*
*
*
0
16
Лера П.
*
*
*
*
*
3
17
Ира П.
*
*
*
*
*
2
18
Настя Р.
*
*
*
*
*
1
19
Настя С.
*
*
*
*
*
3
20
Никита Ч.
*
*
*
*
*
0
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко", мы можем выделить следующие уровни ВПШ (табл. №18).
Таблица 18
Этапы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в% от 100%
I
16
80%
II
4
20%
III
0
0%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 19. Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Солнышко" (экспериментальная группа). Время исследования - февраль 2008 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
1 (а)
1 (б)
2 (а)
2 (б)
3 (а)
3 (б)
4 (а)
4 (б)
5 (а)
5 (б)
Сумм. балл
1
Катя А.
*
*
*
*
*
1
2
Павел А.
*
*
*
*
*
3
3
Арсений А.
*
*
*
*
*
2
4
Лиза А.
*
*
*
*
*
3
5
Даша Б.
*
*
*
*
*
2
6
Егор Г.
*
*
*
*
*
1
7
Лиза Г.
*
*
*
*
*
4
8
Кирилл Г.
*
*
*
*
*
1
9
Егор Г.
*
*
*
*
*
1
10
Наташа Е.
*
*
*
*
*
3
11
Саша И.
*
*
*
*
*
2
12
Карина К.
*
*
*
*
*
5
13
Лена Л.
*
*
*
*
*
3
14
Глеб О.
*
*
*
*
*
1
15
Серёжа О.
*
*
*
*
*
0
16
Лера П.
*
*
*
*
*
3
17
Ира П.
*
*
*
*
*
3
18
Настя Р.
*
*
*
*
*
2
19
Настя С.
*
*
*
*
*
3
20
Никита Ч.
*
*
*
*
*
0
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни ВПШ (табл. № 20).
Таблица 20
Этапы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в% от 100%
I
7
35%
II
11
55%
III
2
10%
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 21. Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - декабрь 2008 г.
№
Фамилия (сокращённо), имя
1 (а)
1 (б)
2 (а)
2 (б)
3 (а)
3 (б)
4 (а)
4 (б)
5 (а)
5 (б)
Суммарный балл
1
Евгений Б.
*
*
*
*
*
0
2
Сергей Г.
*
*
*
*
*
2
3
Юлия Г.
*
*
*
*
*
1
4
Евгений И.
*
*
*
*
*
0
5
Женя И.
*
*
*
*
*
1
6
Павел К.
*
*
*
*
*
0
7
Иван К.
*
*
*
*
*
2
8
Денис К.
*
*
*
*
*
1
9
Витя К.
*
*
*
*
*
0
10
Алёна Л.
*
*
*
*
*
2
11
Кристина Л.
*
*
*
*
*
3
12
Саша Л.
*
*
*
*
*
1
13
Станислав Л.
*
*
*
*
*
2
14
Сергей Л.
*
*
*
*
*
2
15
Настя Р.
*
*
*
*
*
1
16
Алёна С.
*
*
*
*
*
3
17
Анна Т.
*
*
*
*
*
2
18
Саша Т.
*
*
*
*
*
1
19
Миша Т.
*
*
*
*
*
1
20
Вика Я.
*
*
*
*
*
0
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Сказка", мы можем выделить следующие уровни ВПШ (табл. № 22).
Таблица 22
Этапы
Количество испытуемых
Количество испытуемых в% от 100%
I
12
60%
II
8
40%
III
0
0
Общее количество испытуемых 20 человек
Таблица 23. Протокол выявления уровня сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ "Сказка" (контрольная группа). Время исследования - февраль 2009 г.