III. Снижение силы основных нервных процессов со значительным преобладанием тормозного над возбудительным.
На этой стадии отчётливо выражены явления угнетения, депрессии. Это состояние характерно стойким ухудшением спортивных результатов. Возникает отрицательное отношение к занятиям на лыжах, бегу. Подросток не уверен в своих силах. Жалуется на бессонницу, отсутствие аппетита, резкое ухудшение самочувствия. Он теряет вес. Пульс урежается, максимальное кровяное давление понижается, а минимальное повышается. После спортивной нагрузки частота пульса увеличивается даже до 160-180 уд/мин и больше, АД реагирует вяло, причём минимальное повышается. Период восстановления, даже после небольшой нагрузки (20 приседаний), затягивается до 7-10 минут. С возвратом пульса к исходным величинам показатели кровяного максимального давления ниже, а минимального выше первоначальных данных. Происходит уменьшение пульсового давления. Такое состояние перетренированности нуждается в лечении. В каждом случае врач назначает индивидуальный режим. Выздоровление наступает через 2-3 и, даже, больше месяцев. Мы специально так много внимания в этой главе работы уделили явлению перетренированности. Ведь в спортивной практике нередко приходится встречаться с этим явлением. Особенно характерно оно для молодых спортсменов с неокрепшим организмом, занимающихся такими видами спорта, в которых требуется большая общая выносливость: лыжные гонки, бег на длинные дистанции. Высокие спортивные результаты (о чём уже упоминалось ранее) достигнутые в результате форсирования подготовки в ущерб здоровью подростка-спортсмена, как правило, на долго не сохраняются и, становясь взрослыми, такие спортсмены высоких результатов не показывают. Перегрузка юношеского организма в первую очередь вызывает патологические изменения сердечно-сосудистой системе. В подростковом возрасте ещё нет полного соответствия между развитием сердца и кровеносных сосудов и развитием массы тела, в связи с чем функциональные возможности подростков значительно ниже, чем у взрослых. Поэтому высокие нагрузки, неизбежные при выработке выносливости, требующие большого напряжения сердечно-сосудистой системы, допустимы после долгих лет тренировок под наблюдением опытного тренера. Бесплановая ускоренная тренировка и частые изматывающие соревновательные нагрузки в подростковом возрасте ведут к инфекционно-токсическому повреждению сердца, ослабляют сердечно-сосудистую систему и тормозят развитие выносливости. Выносливость развивается и совершенствуется только в течение многих лет жизни. И достигает своего наивысшего уровня в зрелом возрасте. Тренер, который рассчитывает подготовить юного лыжника так, чтобы он показывал высокие результаты в зрелом возрасте, должен учитывать его возрастные особенности и находить оптимальные нагрузки для каждого периода его развития, постепенно изменяя их в процессе многолетней подготовки и строго контролируя состояние здоровья спортсмена. Одним из наиболее распространённых и доступных средств самоконтроля, служащих для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм спортсмена, является подсчёт пульса. Пульсовые показатели довольно объёктивно отражают величину и интенсивность физических нагрузок. По пульсовой кривой можно судить о функциональных возможностях организма, объёме и интенсивности тренировочных занятий, определять оптимальные нагрузки для каждого периода развития спортсмена, постепенно изменяя из в процессе многолетней подготовки. Метод подсчёта пульса заключается в следующем. Все занимающиеся в группе подростки ежедневно два раза в день – утром и вечером подсчитывают пульс самостоятельно, пальпаторным способом. Подсчёт выполняется два раза подряд. Первый раз подсчитывают количество пульсовых ударов за 10 сек и умножают на 6, второй раз – за 15 сек и умножают на 4, чтобы получить общую сумму ударов за 1 мин. Подсчёт ведётся дважды для того, чтобы результат был более достоверным. [12] Для наглядности изменение пульса отражают графически – в виде кривой. По вертикали отсчитывают пульсовые удары в минуту, по горизонтали дату изменения. Для определения воздействия физических нагрузок на организм каждому необходимо знать свой нормальный утренний и вечерний пульс. Нормальный пульс определяется подсчётом его в течение трех дней подряд при обычной трудовой деятельности и одинаковых условиях в дни свободные от тренировок. Таким образом, руководствуясь показателями пульсовых кривых, тренер очень легко может осуществлять планомерное систематическое развитие будущего спортсмена. При наблюдении за своими учениками тренер должен учитывать и воздействия на них не только физических упражнений, но и окружающей среды, особенно при развитии такого физического качества, как выносливость. Окружающая обстановка может положительно влиять на занимающихся и наоборот, отрицательно сказываться на их здоровье и спортивных результатах. Например, высокая температура воздуха (свыше 20оС) учащает работу сердца и ведёт к более быстрому израсходованию сил организма, к более быстрой потере работоспособности. Охлаждение во время занятий в ряде случаев снижает двигательную активность и уменьшает способность к усвоению спортивно-технических навыков, тормозит развитие выносливости. Тренеру юных лыжников-гонщиков, помимо проверки санитарных условий, спортивного инвентаря, а также костюмов занимающихся, надо следить и за температурой, движением, влажностью воздуха и др., что обязательно при воспитании выносливости у юных спортсменов. Исследования показали, что самая благоприятная относительная влажность воздуха для работы с детьми – 50-60%. При её увеличении до 90-100% понижается частота дыхания, учащается пульс, повышается АД и наполнение поверхностных сосудов, что негативно может повлиять на организм занимающегося. Установлено также влияние на организм скорости движения воздуха. Так при температуре +6,6оС состояние на ветру увеличивает частоту сокращений сердца до 87, а при переходе в защищённое от ветра укрытие пульс сразу снижается до 77 ударов в минуту. [10] Занятия в зимних условиях, в межсезонье при низкой температуре, большой влажности и ветре проводятся с ограничением времени и с перерывами между отдельными упражнениями. Существуют временные нормы температуры воздуха, при которых возможно проведение зимних спортивных мероприятий. В них огромное значение уделяется возрастному аспекту. Поскольку мы рассматриваем в этой работе подготовку юных лыжников-гонщиков 13-14 лет, то и наведём примеры из утверждённых норм согласно этой возрастной группе (Таблица 7). [10] Наведённые примеры ещё раз свидетельствуют о том, что необходимо учитывать все факторы, в том числе и факторы окружающей среды, при проведении учебно-тренировочных занятий, соревнований юных лыжников-гонщиков. Все затронутые нами в этой главе вопросы имеют непосредственное отношение к контролю за развитием выносливости у подростков 13-14 лет. В заключение следует лишь подчеркнуть, что отводя развитию выносливости заслуженно большое место в лыжном спорте, нужно разумно и целесообразно планировать тренировку и, что самое главное вести постоянное наблюдение за юным лыжником-гонщиком, состоянием его здоровья при развитии этого физического качества.
Граничные нормы для занятий на лыжах
|
2019-10-11 | 209 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: III. Снижение силы основных нервных процессов со значительным преобладанием тормозного над возбудительным. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы