Глава 1 Понятие инвестиционного климата
Хабаровск 2007 Содержание: Содержание: 2 Введение 3 Глава 1 Понятие инвестиционного климата 5 1.1 Инвестиционная привлекательность как фактор, влияющий на инвестиционный климат. 5 1.2 Инвестиционные риски и факторы их определяющие. 9 Глава 2 Инвестиционный потенциал Российской Федерации 13 2.1 Законы об инвестиционной деятельности 13 2.2 Прямое и особое регулирование инвестиционной деятельности 15 2.3 Государственная инвестиционная политика Российской Федерации на современном этапе. 18 Глава 3 Иностранные инвестиции 22 3.1 Гарантии и защита иностранных инвестиций 23 3.2 Правовой режим функционирования иностранного капитала в России 25 3.3 Иностранные инвестиции в экономике Дальнего Востока, в частности Хабаровского края. 27 Заключение 32 Список использованных источников 34 Введение Будущее России и ее статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов. В этой связи на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усиление функций государства как "стратегического" инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого предпринимательства, создание благоприятных условий для привлечения иностранных капиталов. Практическая реализация этих задач предъявляет жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности институциональных преобразований. Целью моей курсовой работы является раскрытие проблемы инвестирования иностранного капитала в российскую экономику, регулирование инвестиционной деятельности государством и на примере Хабаровского края показать роль иностранных инвестиций. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов: понятие инвестиционного климата; инвестиционный потенциал Российской Федерации; особенности иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Глава 1 Понятие инвестиционного климата 1.1 Инвестиционная привлекательность как фактор, влияющий на инвестиционный климат
В Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ дается следующее определение инвестициям: "...инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты, предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта". Таким образом, под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или) иного положительного эффекта. Инвестиции -более широкое понятие, чем капитальные вложения. По объектам вложения инвестиции принято делить на портфельные и реальные. Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды - доход на ценные бумаги. Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал - основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства. В зависимости от периода инвестирования выделяют долгосрочные (в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы) и краткосрочные инвестиции (в оборотные средства: товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т. д.). По формам собственности различают совместные, иностранные, государственные и частные инвестиции. По региональному признаку инвестиции подразделяют на инвестиции за рубежом и инвестиции внутри страны. Кроме того, по характеру участия различают непрямые (предполагается наличие посредника) и прямые инвестиции (прямое вложение средств в материальный объект). Объектами капитальных вложений в российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Заказчики-уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подрядчики -физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствий с федеральным законом. Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления) иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними. Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются: -сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы; -улучшение финансового положения предприятий; -рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары; -увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов; -снижение процентных ставок рефинансирования Банка России; -формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств. 15 декабря 2005г. агентство Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch. Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной . Дальнейшее повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими и институциональными рисками, которые будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг. Основные факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся: -высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП; -избыточные административные барьеры для предпринимателей; -недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика; -достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке; -отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции; -недостаточный уровень развития фондового рынка. Базовый закон 2000 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и "приоритетным проектам". Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов. Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики. Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице. 1.2 Инвестиционные риски и факторы их определяющие
Риск инвестиционной деятельности- это опасность потенциально возможной потери предпринимателем ресурсов, недополучения доходов (или даже убытков) по сравнению с вариантом, рассчитанным на оптимальное использование ресурсов, или появление дополнительных расходов в результате реализации инвестиционного проекта. Инвестиционные риски подразделяются следующим образом: 1) по причинам возникновения различают диверсифицируемый (специфические, внутренние) и недиверсифицируемыей (внешний, рыночный) риски. Диверсифицируемый риск связан с особенностями осуществления конкретного проекта (доступность сырья, успех маркетинга и т.п.), его можно уменьшить правильным выбором варианта инвестирования и распределением капитала, между различными видами инвестиций, отраслями, регионами, проектами (диверсификацией). Недиверсифицируемый риск определяется изменением макроэкономической ситуации, его нельзя снизить с помощью диверсификации производства. К нему относят: 1) политические риски 2) экологические риски 3) социальные риски 4) макроэкономические риски 5) изменение законодательства в области ИД и хозяйственной деятельности предприятия 6) изменение налоговой системы 7) увеличение ставок таможенных пошлин на импорт ресурсов и экспорта продукции. 2) по сферам возникновения в ходе реализации инвестиционного проекта различают риски операционной, инвестиционной, финансовой деятельности и риски управления инвестиционной деятельностью. Риски операционной деятельности возникают на эксплуатационной фазе реализации проекта, риски инвестиционной деятельности характерны для инвестиционной фазы, риски финансовой деятельности – для инвестиционной и эксплуатационной фаз. Важный фактор риска нарушение прав интеллектуальной собственности и подделка продукции. Например, 89% от всех компьютерных программ, используемых в России куплено у пиратов. Защита прав собственников осуществляется слабо, что удерживает многие высокотехнологические компании от размещения своего производства в России. Это свидетельствует о недостаточной жесткости правоохранительных органов, рассматривающих подобные преступления как второстепенные для общества по отношению к нарушителям интеллектуальной собственности. Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран. Проблемы вызывают не столько высокие ставки, сколько определение налоговой базы. Существеннее тяжести налогового бремени то, что предприятия не защищены от произвола налоговых и таможенных организаций. Неполнота и противоречивость налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и увеличивают фискальные риски- одну из главных составляющих для неблагоприятной оценки России инвесторами. Существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска – слабость институтов финансового рынка. Это касается институтов, ориентированных на долгосрочные инвестиции (инвестиционные фонды, страховые компании). В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в частности пенсионных и страховых сбережений), достаточного количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой рентабельностью деятельности управляющей компании. Негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, выступающие в странах с развитой рыночной экономикой крупнейшими институциональными инвесторами, в российской действительности в большинстве случаев обслуживают частные интересы финансовых групп, в рамках которых они созданы. В России практически нет правовых оснований для профессионального управления активами этих фондов. Страховые компании в России в настоящее время в значительной мере ориентируются на выполнение функций институтов, используемых в различного рода схемах ухода от налогообложения, обналичивание денег и т.д. При такой направленности деятельности страховых компаний они не способны играть значительную роль на рынке инвестиций. Инвестиционная деятельность страховых компаний на 95% связана с государственными ценными бумагами. Эти обстоятельства, а также отсутствие гарантий прав меньшинства акционеров обуславливают слабость российского фондового рынка. Один из важнейших факторов инвестиционного климата – политика местных органов власти. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые льготы. Явления, препятствующие развитию предпринимательской и инвестиционной активности: ¨ стремление захватить собственность или участвовать в ней как условие содействия инвестициям; ¨ стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции; ¨ лоббирование интересов отдельных предпринимателей, ограничение конкуренции, поддержка отдельных предприятий; ¨ непредусмотренные в законодательстве дополнительные поборы и лицензии; ¨ прямая коррупция; ¨ противоречие федеральному законодательству, особенно в налоговой сфере; ¨ излишняя бюрократичность административных процедур; ¨ создание препятствий для миграции рабочей силы; ¨ совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Пиратов тех компьютерных программ, используемых в России купленно лизации проекта, риски инвестиционной деятельности характерны.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |