Развитие голоса у детей.
Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный — 13-15 лет и послемутационный -- 15-17 лет. Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. 3.Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония— полное отсутствие голоса (вследствие несмыкания голосовых складок; в результате органических или функциональных изменений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельости); дисфония-- частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса (в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения). Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании. Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего — от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого. 4. Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия при различных дефектах голосовой функции. В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия— комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии. Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии. Второй задачей является ликвидация патологического способа голосообразования. Для реализации этих задач требуется: 1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани; 2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата; 3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций; 4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т.е. непосредственно самой фонации; восстановление координации дыхания и фонации. 5. Профилактика голосовых расстройств. Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи. Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочки глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Вопросы для контроля 1. Раскройте основы голосообразования и этапы развития детского голоса. 2. Охарактеризуйте отдельные формы функциональных и органических нарушений голоса, их причины и механизмы. 3.Определите основные задачи фонопедии. 4. Сформулируйте основу профилактики нарушений голоса.
Тема 7. Нарушения процессов чтения и письма (дисграфия, дислексия), их предупреждение у детей дошкольного возраста Лекция № 1(2 ч.) 1. Понятие о дисграфии. Этиология. Структура нарушения. 2. Понятие о дислексии. Этиология. Структура нарушения. 3. Основные методы и приёмы преодоления дисграфии и дислексии. 1. Понятие о дисграфии. Этиология. Структура нарушения. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизм на письме. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный, Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь ивзаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Причины дисграфии в недоразвитии высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме; недоразвитие всех компонентов языковой системы. Типичные ошибки письма при дисграфии: -- смешение и замена букв; -- искажение звуко-слоговой структуры слова; -- нарушение слитности написания отдельных слов в предложении -- разрыв слова на части, слитное написание слов; -- аграмматизмы; -- смешение букв по оптическому сходству. Виды дисграфии: -- артикуляторно-акустическая – фонетические нарушения: - недостаточность фонематического восприятия речевых звуков; - замены букв (соответствующие заменам звуков); -- акустическая – несформированность процессов фонематического восприятия: - замены и смешения букв, которые обозначают различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками звука, пропуски, вставки, перестановки, повторы букв и слогов; - нарушение звукового анализа и синтеза (слитное написание сложных слов, предлогов и союзов с последующим словом; раздельное написание частей слова; -- оптическая -- замена иискажение по начертанию букв (д – б, т – ш, п – т, х – ж, л –м): - почерк небрежный, буквы неровные, поправки и исправления 2. Понятие о дислексии. Этиология. Структура нарушения. Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в ошибках стойкого характера. Причины дислексии в недоразвитии высших психических функций; недоразвитии всех компонентов языковой системы. Типичные ошибки при дислексии: -- неразличение на слух фонем, близких по артикуляции; -- недоразвитие фонематического анализа и синтеза; -- замены, пропуски, перестановки букв; -- недоразвитие высших зрительных функций. Виды дислексии: -- фонематическая – смешение букв, которые обозначают различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками звуки; побуквенное чтение; вставки, пропуски, перестановки; -- аграмматическая – недоразвитие грамматических обобщений, проявляется в искажениях и заменах определенных морфем слова, чаще всего флексий; -- семантическая – нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении; -- оптическая – смешение сходных по начертанию букв; связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. 3. Основные методы и приёмы преодоления дисграфии и дислексии. 1. Развитие фонематического восприятия.Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. 2. Работа над звукопроизношением.Необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука). 3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Работа по развитию фонематического восприятия переходит в работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза. Основными видами этой работы являются: а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; б) дописывание недостающих букв, слогов; в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываются односложные слова, в другой двусложные и т.д.); г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого слова с оппозиционным звуком и т.д. 4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им: -- обучение детей разным способам образования новых слов (образование слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы (у-ше.г, при-шел, за-шел, пере-шел), с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.п.); подбор однокоренных слов. -- расширение словарного запаса детей 5. Развитие грамматических навыков.Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д. 6. Формирование морфологических и синтаксических обобщений. 7. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие письменной и устной речи. 8. Развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса. 9. Предупреждение нарушений чтения и письма. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме в организации коррекционных мероприятий является изучение состояния фонематических процессов у детей с речевой патологией.
Вопросы для контроля 1. Раскройте определение дисграфии, причины, структуру нарушения. 2. Раскройте определение дислексии, причины, структуру нарушения. 3. Назовите основные методы и приёмы преодоления дисграфии и дислексии.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |