Организация и методы исследования
База исследования. Исследование проводилось с октября 2018 по январь 2019 года на базе специальной общеобразовательной школы для учащихся с трудностями в обучении (нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития) № 16 г. Могилева. Контингент испытуемых. В исследовании приняло участие 30 младших школьников четвёртых классов. Все младшие школьники, принявшие участие в исследовании посещали русскоязычные классы, имеют диагноз задержка психического развития церебрально-органического генеза, обязательным условием при этом было наличие у самого школьника желания принять участие в исследовании. Церебрально-органическая форма занимает основное место в полиморфной группе ЗПР, встречается чаще других вариантов и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений в сравнении с другими формами ЗПР [23]. Настоящее исследование включало в себя следующие этапы: 1. Выявление особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении. 2. Изучение уровня самооценки младших школьников с ЗПР в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении. 3. Установление взаимосвязи межличностных отношений и уровня самооценки младших школьников с ЗПР в условиях специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении. 4. Разработка и внедрение психокоррекционной программы, направленной на развитие межличностных отношений и самооценки младших школьников с ЗПР. 5. Анализ результатов эффективности психокоррекционной программы. Цель и задачи исследования предопределили выбор методов, позволяющих изучить особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР с разным уровнем самооценки: биографический метод, социометрический метод, наблюдение, оценочное шкалирование, метод экспериментальных проб, опрос, статистические методы обработки экспериментальных данных. С помощью биографического метода нами были получены биографические сведения об исследуемых младших школьников. Было выявлено, что 73 % испытуемых экспериментальной группы (11 детей) и 67% (10 детей) контрольной группы имеют отягощённость в пренатальном периоде развития: инфекции матери во время беременности, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, токсикоз матери во втором и третьем триместре беременности. Родовая патология, связанная со срочными, затяжными, либо преждевременными родами у матерей, использованием медицинской стимуляции определилась у 87% и 90% испытуемых, соответственно, экспериментальной и контрольной групп. При этом, в медицинских документах отмечено, что у новорожденных из выборки имело место гипоксия, асфиксия, вследствие обвития пуповины вокруг шеи. У всех исследуемых младших школьников (100%) в раннем возрасте отмечена задержка речевого развития. 13% (2 человека в каждой группе) младших школьников в раннем возрасте перенесли нейроинфекции.
Таблица 1 Патологические факторы, воздействующие на ранних этапах развития испытуемых Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||||||||||
Клинические показатели | Количество испытуемых | % от выборки | Количество спытуемых | % от выборки | |||||||||
Нормально протекающая беременность | 5 | 33 | 4 | 27 | |||||||||
Осложнённая беременность | 11 | 73 | 10 | 67 | |||||||||
Нормальные роды | 2 | 13 | 1 | 6 | |||||||||
Родовая патология | 13 | 87 | 14 | 93 | |||||||||
Задержка речевого развития | 15 | 100 | 15 | 100 | |||||||||
Нейроинфекции | 2 | 13 | 2 | 13 |
В дошкольном возрасте 33% испытуемых (5 детей - экспериментальной и 5 – контрольной группы) посещали специализированный детский сад, либо специализированные (для детей с задержкой речевого развития – «логопедические») группы. Большая часть детей обеих групп - 67% посещали неспециализированные учреждения образования.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие психодиагностические методики: методика одномоментных срезов структуры класса в свободном общении, методика «Секрет»[66], методика «Лесенка» В.Г. Щур [89], методика «Какой Я?» [57], методика «Проба Де-Греефе» [46].
Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью методов математической статистики: описательной статистики, коэффициента ранговой корреляции Спирмена R и коэффициента корреляции Пирсона. Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 6.0., EXCEL 7.0.
Таким образом, использованные в исследовании методы и психодиагностические методики позволили обеспечить объективность полученной эмпирической информации и снизить субъективность, связанную с определенными социально-личностными установками.
Приступим к описанию первого этапа исследования, в ходе которого выявлялись особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Основными методами исследования стали наблюдение и социометрический метод.
Наблюдение в проведённом исследовании состояло в целенаправленном восприятии особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Цель: определение объективно проявляющихся взаимосвязей, возникающих при непосредственном взаимодействии младших школьников.
Методика одномоментных срезов структуры класса в свободном общении (Т.А. Репина) [66, с. 147] применялась в оригинальной авторской разработке.
Наблюдение осуществлялось в естественных условиях: на уроках, во время внеурочных мероприятий, проводимых в школе, общения с одноклассниками, количественный состав объединений фиксировался каждые 5-7 минут. В протоколе (таблица 2) регистрировались имеющиеся детские объединения и учащиеся, находящиеся в одиночестве. Каждый учащийся получал номер в классном списке. Срезы проводились с интервалом 1-2 дня, их оптимальное количество 20-30.
Таблица 2
2019-08-13 | 227 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Организация и методы исследования |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы