Интернет-технологии в индивидуальном обучении
С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации. Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными. Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернета, может быть: 1) полностью дистанционным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи; 2) очно-дистанционным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистанционных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; 3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет, видеолекции с образовательных сайтов и другие Интернет-ресурсы. Третий вариант обучения в большей мере относится к Интернет-образованию. Понятие «Интернет-образование» появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию «дистанционное образование» оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения – использование сети Интернет (например, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т.п.) Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например, из компьютеризированного класса, то есть Интернет используется, в данном случае, в качестве средства обучения. Данный фактор делает доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса. Методика организации таких занятий более проста по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга, и требуются особые формы и методы их коммуникации. Использование Интернет-технологий и ресурсов в образовании имеет ряд полезных возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение «виртуальных путешествий», Интернет-практикумов, экскурсий. Интернет-образование предоставляет гибкие условия для образования детей одаренных, «трудных», особенно, если используются различные формы дистанционной работы с ними. Опыт использования Интернет-ресурсов в обучении выявил проблему информационного перенасыщения и дезориентации учащегося, который не подготовлен к продуктивной деятельности. Ученик, входящий в океан Интернет-информации, должен уметь не только усваивать, но и создавать собственную образовательную продукцию. С целью реализации данной направленности в дистанционном обучении определены следующие педагогические принципы: 1. Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий – создание учащимися собственных творческих продуктов в изучаемых с помощью сети образовательных областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов. 2. Индивидуализация обучения. Организация проектов, олимпиад и других форм дистанционного обучения происходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготовленности и мотивацию субъектов деятельности. Система контроля внешних образовательных продуктов учащихся позволяет адекватно выполнить диагностику их личностного образовательного приращения. 3. Открытость содержания образования и учебного процесса. Взаимодействие с образовательными массивами и удаленными учениками развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе. 4. Приоритет деятелъностного содержания перед информационным. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках – учебниках и пособиях, основное назначение которых – трансляция ученикам отобранного содержания. Возрастание объема образовательных Интернет-ресурсов, возможность быстрого доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняют привычную роль содержания образования. Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент в данном случае переносится на деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию. Обучение с помощью Интернет позволяет использовать телекоммуникационные методы конструирования знаний, при которых нет единого для всех информационного источника, и направленность обучения относится не к материалу, а к самой деятельности, осуществляемой учениками с помощью методов дистанционного творчества. К таким методам относятся: методы участия в дистанционных конференциях, дистанционный «мозговой штурм», способы создания интерактивных веб-страниц, сетевых творческих работ и др. Анализ особенностей Интернет-обучения и его прогноз на ближайшее будущее позволяют выделить по крайней мере пять типов дистанционного обучения, отличающихся между собой по степени дистанционности, индивидуализации и продуктивности: 1-й тип: «Школа – Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения. Ученики обучаются очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях. 2-й тип: «Учение – Школа – Интернет». Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в Интернет, его информационные возможности. 3-й тип: «Ученик – Интернет – Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение. Ученики обучаются очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них учитель. Занятия проводятся с помощью электронной почты, чата, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение какого-либо предмета или темы, подготовку к поступлению в вуз и т.п. 4-й тип: «Ученик – Интернет – Центр». Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий – усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. 5-й тип: «Ученик – Интернет – ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль, в этом случае, играет очное или дистанционное учебное заведение или родители ученика.
Компьютерные рабочие места для учеников, студентов и преподавателей учебных заведений сейчас являются стандартным рабочим инструментом в образовании, широко использующимся при проведении всех видов учебных занятий и при решении вспомогательных задач. Интенсивное развитие и совершенствование компьютерных информационных технологий привело к их глубокому проникновению в образовательный процесс, поэтому уменьшение значимости или отказ от использования компьютера в системе образования практически невозможны. Доступ студентов к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для их обучения, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга. В настоящее время учебные заведения предоставляет учащимся и преподавателям возможность использовать в учебном процессе: - электронную почту для обмена информацией, как внутри сети, так и с внешними абонентами, что особенно важно для развития партнерских отношений и осуществления обмена информацией со студентами других учебных заведений; - участие в телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера; - доступ к открытым файловым серверам сети Internet для получения свободно распространяемых программных средств; - удаленный доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных материалов по предметам; - получение электронных периодических изданий по избранной тематике; - участие в on-line телеконференциях сети Internet. Используя информационные ресурсы сети Интернет, педагоги могут более эффективно управлять познавательной деятельностью учеников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера. Современные школьники предпочитают искать информацию в Интернете, а не в учебниках масштабный опрос школьников и их родителей, а также изучение множества специализированных образовательных сайтов показало, что наиболее крупные и авторитетные образовательные Web-сайты в США и России пользуются широкой популярностью, хотя их создатели практически никогда не стремятся учитывать особенности психологии детей, и прежде всего, младших школьников. Для них, несмотря на огромное стремление именно этой категории учащихся получать знания в Интернет, до сих пор не приспособлен ни один образовательный сайт. Сегодня дети нуждаются в углубленном использовании интернет-ресурсов. Дети должны учиться использовать ресурсы Интернета более творчески, чем просто играть или «чатиться» с друзьями. Исследования, проведенные Лондонской Школой Экономики, показали, что дети больше остальных членов семьи работает за компьютером. Однако и школа, и родители должны уделить внимание тому, чтобы научить молодежь более продуктивно использовать веб-возможности: например, участвовать в конференциях онлайн или создавать собственные сайты.
Интернет служит средством развития активности школьника через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств – фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видеотехнологий. В этой связи задача школы – сформировать у учащихся хотя бы элементарные навыки работы с сетью. Школьники должны уметь эффективно пользоваться возможностями сети: ресурсами, электронной почтой, посетить чат, форум, принять участие в электронном голосовании, пользоваться машинами поиска, получить из сети музыкальный, графический или видеофайл, подписаться на список рассылки. Учащиеся должны знать: виды электронных адресов, способы доступа в Интернет, принципы поиска информации, иметь представление о гипертексте. Самое главное – школьники должны быть информированы о структуре и содержании образовательных ресурсов сети, практически ориентироваться «на виртуальной местности», понимать, чем и как может Интернет помочь их образованию и уметь применять эти возможности в повседневной учебной деятельности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |