ТЕМА 2: ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (4 часа)
1. Понятие и конституционные признаки России как федеративного государства. 2. Конституционные принципы федеративного устройства России. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 4. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов.
Контрольные вопросы и задания: 1. Как соотносятся понятия «компетенция», «предметы ведения» и «полномочия»? 2. Часть 2 ст. 77 Конституции говорит о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. Что означает эта конституционная формулировка? 3. Что понимается под остаточной компетенцией субъектов Российской Федерации? 4. Назовите меры и санкции, которые могут применяться РФ к субъектам РФ в рамках федерального вмешательства.
Изучение темы необходимо начать с рассмотрения элементов конституционно-правового статуса РФ: 1. Обладание Российской Федерацией как суверенным государством всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые отнесены к ведению органов власти субъектов федерации; 2. Наличие у Российской Федерации своей Конституции; 3. Территориальная целостность; 4. Единое федеральное гражданство; 5. Наличие общих для всей федерации органов государственной власти; 6. Наличие единой федеральной системы права; 7. Наличие федеральной собственности; 8. Единые экономическое пространство, организация экономической деятельности; кредитная система, денежная единица, система налогов; 9. Единые Вооруженные силы; 10. Государственный язык; 11. Наличие у федерации права внешних сношений с иностранными государствами; 12. Символы государства (столица, герб, гимн, флаг). Студенту необходимо охарактеризовать каждый из указанных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации, используя закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ»; федеральный закон от 31 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе РФ»; федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»; постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность РФ, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»; Указ Президента РФ от 6 ноября 1993 г. «О включении отдельных объектов в Государственный Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ»; закон РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации»; «Декларация о языках народов России»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 июня 2005 г. «О государственном языке РФ»; закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы РФ». Наряду с этим студент должен знать, что конституционно-правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в предметах ведения РФ. При раскрытии вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ студенту необходимо обратиться к положениям ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ, Федеративному договору от 31 марта 1992 г., действующем в части не противоречащей Конституции, иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемых между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ Студент должен усвоить и раскрыть содержание конституционных принципов федеративного устройства РФ. К таким принципам можно отнести: 1) государственную целостность; 2) единство системы государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; 4) равноправия и самоопределения народов в РФ (ч. 3 ст.5 Конституции).
Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. «О военном положении» // Рос. газета. - 2002. - 2 февр. 3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 52. - Ст. 5020. 4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 52. - Ст. 5021. 5. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 52. - Ст. 5022. 6. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 23. - Ст. 2199. 7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005. 8. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4694. 9. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 683. 10. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594. 11. Закон РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» ВСНД РФ и ВС РФ. - 1991. - № 50. - Ст. 1740. 12. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. – 2000. - № 20. – Ст. 2112. 13. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1994.
Судебная практика: 1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // СЗ РФ. – 2000. - № 25. – Ст. 2728. 2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан // СЗ РФ. – 2000. - № 29. – Ст. 3117.
Основная литература: 1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 2. Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 479 с. 3. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 1998. 4. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 624 с. 5. Юсубов Э.С. Теория федерализма в России. – Томск, 1998. – 109 с.
Дополнительная литература:
1. Андриченко Л.В., Юртаева Е.А. Конституционные основы российского федерализма // Журнал российского права. - 2013. - № 6. - С. 5 - 16. 2. Бланкенагель А. В поисках исчезнувших исключительных полномочий субъектов Российской Федерации //Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. - № 1. 3. Заметина Т.В. Принципы российского федерализма и императивные нормы международного права: вопросы соотношения // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 8. 4. Горбачева С.В. Федерализм как принцип конституционно-правового регулирования взаимоотношений центра и регионов: содержание, специфика, проблемы // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. - 2013. - № 4. - С. 82 - 86. 5. Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2. 6. Кириенко Г.С. О некоторых исключительных полномочиях субъектов Российской Федерации, сформулированных в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 12. - С. 38 - 42. 7. Кириенко Г.С. Некоторые проблемы реализации принципов российского федерализма: теория и практика // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 8. - С. 45 - 47. 8. Колыбин А.В. Конституционная юстиция и доктрина федерализма: грани взаимодействия // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 4. - С. 6 - 10. 9. Литвинов В.А. Проблема суверенитета в федеративном государстве // Российский юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 28 - 33. 10. Сабаева С.В. Статус столицы Российской Федерации как объект конституционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 3. 11. Соколов А.Н., Губин Ю.И. Федерализм в теории и на практике - новые подходы // Право и политика. – 2006. - № 10. 12. Семеновский И.Д. О некоторых особенностях государственно-территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С. 38 - 41. 13. Смирнова В.В. Правовые и организационные проблемы реализации принципа равноправия субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 8. - С. 780 - 791. 14. Степанова А.А. Национальный принцип и федеративное устройство России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 8. - С. 3 - 8. 15. Темираев А.В. Принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение как принципы российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 6. - С. 88 - 93. 16. Тхабисимов Х.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как конституционный принцип российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 4. - С. 19 - 24.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |