Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ высшего образования «Севастопольский государственный университет»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ,
Севастополь
УДК
Основные термины и определения по мореплаванию. Методические указания для студентов специальности "Судовождение"/ Михайлов В.В., капитан дальнего плавания, Аркин Л.В. капитан дальнего плавания Возросшие требования Конвенции ПДНВ с Манильскими поправками к безопасности мореплавания, в том числе к квалификации судоводителей, ставят на повестку дня вопрос более тщательного изучения ими основ профессиональных знаний по управлению судном. Судоводитель, прежде чем стать квалифицированным специалистом в соответствии с требованием A-II/4 Кодекса ПДНВ должен стать квалифицированным моряком, владеющим определенными знаниями и имеющим опыт работы на морских судах. Такими знаниями, прежде всего, являются данные о морском судне, его окружающей среде, гидрофизических, атмосферных и метеоданных о Мировом океане. Все эти данные, разумеется, имеются во многих источниках по мореплаванию. Тем не менее, подробное и простое изложение основных терминов и определений по мореплаванию, входящих в памятку квалифицированного моряка, помогут будущим судоводителям быстрее освоить объем профессиональных знаний и повысить свой профессиональный интеллект. Методически указания предназначены для студентов младших курсов специальностей "Судовождение», «Эксплуатация судовых энергетических установок», «Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов», а также слушателей специальных курсов при подготовке и повышении квалификации на соответствие требованиям A-II/4 Кодекса ПДНВ с Манильскими поправками. Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Судовождения и безопасности судоходства, протокол № 1 от 30 августа 2016 г.
Заведующий кафедрой СБС Подпорин С.А.
Рецензент: Коберник И.Н. - старший преподаватель кафедры Судовождение и безопасность судоходства СевНТУ, капитан дальнего плавания.
Аванпорт ( outer harbor ) - внешняя часть порта, огражденная молами, волноломами или защищенная естественными укрытиями, служащая для стоянки судов на якоре в ожидании входа в порт или для частичной разгрузки судов. Аврал ( all hand ’ s job , all hands on deck ) - работа на судне, в которой одновременно участвует весь экипаж или большая его часть. Авторулевой ( autopilot ) - электронавигационный прибор для автоматического удержания судна на заданном курсе. Агент морской ( marine agent ) - представитель организации, занимающейся обслуживанием морских судов в портах. Айсберг ( iceberg )- плавучая ледяная гора, оторвавшаяся от ледника, спускающаяся в море с полярных островов и Антарктиды. Анероид (барометр анероид) ( aneroid )- прибор для измерения атмосферного давления. Антициклон ( anti - cyclone ) - область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря и соответствующим распределением ветра. Аппарель ( ramp ) - составная опускающаяся платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно. Архипелаг ( archipelago ) - группа островов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга и рассматриваемых как одно целое. Атолл ( atoll , lagoon island ) - коралловый низкий, не выше нескольких метров, остров, окружающий внутреннюю лагуну. Ахтерпик ( afterpeak ) - крайний кормовой отсек судна, заканчивающийся ахтерштевнем. Ахтерштевень ( stern - post ) - конструкция кормовой оконечности судна в виде открытой или закрытой рамы, являющейся продолжением киля, которой заканчивается набор в корме.
Бак (forecastle )- надстройка в носовой оконечности судна, начинающаяся от форштевня. Частично утопленный в корпус судна бак (обычно на половине высоты) называется полубаком. На палубе бака или внутреннего обычно располагают якорное и швартовное устройство. Бакштаг (backstay) : - курс судна относительно ветра, когда направления движения судна и ветра составляет угол более 90 и менее 180; - снасть стоячего такелажа, распремляющая одиночную мачту в продольном направлении. Бакштов ( guess - rope ) - канат, подаваемый с одного судна на другое для бесконтактной передачи грузов. Балласт ( ballast ) : - груз, принимаемый на судно для увеличения осадки и понижения центра тяжести. - жидкий или твердый груз, принимаемый на судна для увеличения его осадки, повышения остойчивости или изменения дифферента. Баллер руля ( rudder spindle ) - вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля, а в верхней - с румпелем. Банка (bank) : -отдельно расположенная мель, глубина над которой значительно меньше глубины моря; - поперечные доски в шлюпке, служащие сидением для гребцов. Барометр ( barometer ) - прибор для измерения атмосферного давления. Батометр ( bathometer ) - прибор для взятия проб воды с различных глубин. Бейдевинд ( beidewind )- курс судна относительно ветра, когда направление движения судна и ветра составляют угол менее 90°С. Бензель ( seizing ) - перевязка двух толстых канатов шлагами более тонкого каната или линя. Бентос ( benthos ) - совокупность организмов, обитающих на грунте или в грунте дна водоема. Блок ( hoist ) — часть подъемного приспособления в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Борт ( board , side ) - боковая сторона корпуса судна по всей его длине. Бот (boat )- название небольших гребных парусных или моторных судов различного назначения. Бочка швартовая ( mooring buoy )- поплавок металлический, поддерживающая цепь (бридель), идущую от якоря служащий для постановки судов в гаванях и на рейдах путем заведения на него якорного каната. Брашпиль ( windlass ) - механизм с горизонтальным валом, предназначенный для подъема якоря и натяжения тросов при швартовке. Буйреп ( buoy line ) - металлический канат, предназначенный для постановки буя на мертвый якорь. Бункер ( bunker ) - судовые помещения для хранения запасов твердого топлива. Бункеровка судна ( bunkerage , bunkering ) - прием твердого или жидкого топлива. Бухта ( bay , bight ) - небольшой залив, защищенный от ветра и волнения, открытый к морю с одной стороны. Бухта каната ( hank ) - канат, свернутый кругом или восьмеркой, а также упаковка нового троса.
Вал гребной ( propeller shaft ) - концевой вал судового валопровода, на котором закреплен лопастной движитель. Валкость судна ( tenderness )- способность судна крениться под действием ветра или волнения. Валопровод судовой ( drive shafting ) - устройство, соединяющее главный судовой двигатель с движителем. Ватервейс ( water - way ) - водопроток на открытой палубе вдоль бортов судна. Ватерлиния ( water - line ) - теоретическая кривая, получающаяся при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. Вахта ( watch ) - особый вид выполнения служебных обязанностей на ходу судна и на стоянке. Вертлюг ( swivel )- изделие в виде шарнира, предотвращающее скручивание каната. Верфь ( shipyard , dockyard ) - предприятие для постройки и ремонта судов, судостроительный или судоремонтный завод. Вест ( West ) ~ запад (название одного из главных главного румбов). Взморье (seashore, seaside): - часть поверхности моря, прилегающая к берегу; - полоса морского побережья. Вибрация судна ( vibration ) - упругие колебания корпуса судна. Видимость ( visibility ) - способность глаза воспринимать световые лучи от наблюдаемого предмета. Винт воздушный ( propeller ) - лопастной движитель, рабочей средой которого является воздух. Винт гребной ( screw propeller ) ~ судовой движитель, состоящий из нескольких лопастей. Винт регулируемого шага ( variable - pitch propeller ) - гребной винт с поворотным и лопастями. Влажность воздуха ( air moisture ) - содержание водяных паров в воздухе. Вместимость судна валовая ( gross tonnage ) - объем помещений судна, выраженный в регистровых тоннах. Вместимость судна чистая ( net tonnage ) - условный объем помещений судна, служащий для перевозки грузов или пассажиров. Водоизмещение судна ( displacement ton ) — масса судна, равная массе вытесненной им воды. Водоизмещение судна полное ( deep displacement ) - водоизмещение судна в тоннах при наибольшей допустимой осадке. Водоизмещение судна порожнем ( light (- ship ) displacement ) -- водоизмещение судна в тоннах без груза, топлива, воды и пассажиров. Водонепроницаемость ( water tightness ) - свойство конструкции судна не пропускать через себя воду. Волнение ( rough sea , heavy sea )- процесс колебания морской поверхности: ветровое, зыбь, цунами. Время судовое ( board time ) - поясное время того часового пояса, по которому в данный: момент поставлены судовые часы. Высота борта ( depth ) - действительная (практическая) - от нижней кромки киля до верхней поверхности палубного стрингера. Высота волны ( wave height ) - расстояние по вертикали от подошвы до гребня волны. Высота надводного борта ( freeboard ) - расстояние на миделе от грузовой ватерлинии до нижней кромки палубного стрингера. Вьюшка ( damper )- барабан в виде катушки для хранения на ней различных канатов.
Гавань ( harbor ) - естественно или искусственно защищенный, уткрытый с моря участок водного пространства, удобный для стоянки судов близ берега. Газовоз (gas carrier )- наливное судно, предназначенное для перевозки сжиженных газов. Гак ( hook ) - стальной кованый крюк, применяющийся для подъема грузов и шлюпок, крепления канатов, цепей и т.д. Гакаборт ( taffrail ) - верхняя крайняя часть кормы или кормовой надстройки (юта) судна. Гак вертлюжный ( swivel hook ) - вращающийся гак для предохранения закручивания талей или снастей, которым, как правило, снабжаются канифасблоки. Галс (tack) : - положение судна относительно ветра; может быть правым или левым в зависимости от того, каким бортом судно обращено к ветру; - каждый из прямых отрезков пути судна, идущего ломаным (зигзагообразным) курсом. Галфинд () - курс судна относительно ветра, когда угол между его диаметральной плоскостью и направлением ветра составляет 90°. Гафель ( gaff ) - рангоутное дерево. Гелъмпорт ( helmport ) - вырез в нижней части кормы или в архтерштевне судна для прохода баллера руля. Над гельмпортом обычно устанавливается гельмпортовая труба, обеспечивающая непроницаемость прохода баллера к рулевой машине. Гидролокатор ( sonar ) - гидроакустический навигационный прибор, действие которого основано на свойстве отражения акустических колебаний от поверхности, разделяющей две среды. Гидролокация ( echo ranging ) - определение местоположений объектов, находящихся в водной среде, при помощи акустических сигналов. Гидросфера ( hydrosphere ) - водная оболочка земли, покрывающая 70,8 % земной поверхности и включающая всю совокупность водных объектов (океаны, моря, реки, водохранилища и др.) Гини( gin tackle ) - тали с увеличенными размерами блоков, числом шкивов и толщиной лопарей. Гини имеют, как минимум, два 3-х шкивных блока. Гирокомпас ( gyrocompass )- гироскопический навигационный прибор, основанный на свойстве двухстепенного гироскопа устанавливаться в плоскости меридиана под действием внешних сил. Применяется на судах для определения истинного курса и направлений. Глаголь-гак ( pelican hook , slip hook ) - гак с откидной скобой, служащий для временного крепления снастей и для мягкого и быстрого разъединения их. Глубина моря ( sea depth ) - расстояние по вертикали от поверхности воды до поверхности дна моря в момент замера. Глубина трюма ( hold depth ) - расстояние от верхней кромки бимса верхней палубы до внутренней обшивки кильсона. Гольфстрим ( Golgstream ) - разветвленная система теплых морских течений в Северном Атлантическом океане от Мексиканского залива до Шпицбергена и Кольского полуострова. Гонг ( gong ) - металлическое устройство в форме тарелки для подачи специальных звуковых сигналов на судне. Гордень ( whip )- подъемное приспособление, состоящее из одношкивного блока, закрепленного неподвижно и пропущенного через него троса (шкентеля). Гордень дает удобное направление тяги без выигрыша в силе. Горизонт видимый ( visible ( apparent ) horizon ) — линия, на которой небосвод кажется граничащей с земной поверхностью. Горн туманный ( fog horn ) - механическое приспособление для подачи сигналов во время тумана согласно правилам по предупреждению столкновения судов в море. Град ( hail ) - атмосферные осадки в виде льдинок, образующиеся в атмосфере в результате сгущения пара на ядрах конденсации при отрицательной температуре. Градины, перемещаясь вверх и вниз, дополнительно обрастают и, когда становятся тяжелыми, выпадают на землю. Градус ( degree ) -- единица измерения углов и дут меридианов, параллелей, широт, долгот и т.д., равная 1/360 окружности; обозначается значком «°». Градус делится на 60 минут («'»), минута - на 60 секунд («"»). Гребень волны ( crest ) - самая верхняя точка профиля волны. Гроза ( thunderstorm ) - атмосферное явление, при котором между кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Эти явления обычно сопровождаются ливнями, иногда с градом и сильным ветром. Груз ( cargo , lading )- общее название всех предметов (товаров), погруженных на судно. Грузовместимость судна ( shipload , tonnage ) - суммарный объем помещений судна, предназначенный для перевозки грузов. Грузоотправитель ( consignor of goods ) - лицо, которое отправляет груз или от имени которого груз отправляется. Грузоподъемность стрелы (крана) - наибольшее допустимое количество груза, которое может поднять стрела (кран). Грузоподъемность судна ( carring capacity , tonnage ) - масса груза, на перевозку которого рассчитано судно. Грузополучатель ( consignee ) ~ лицо, которому или по приказу которого адресован груз. Грунт ( ground bottom )- верхний слой дна моря, океана и прочих водоемов. Губа ( inlet , gulf , bay ) - залив с устьем реки в его глубине.
Давление атмосферное ( atmosphere pressure ) -- сила, с которой воздушный слой давит на земную поверхность и поверхности всех находящихся на ней тел. Двери водонепроницаемые ( watertight doors ) - вертикальные закрытия отверстий для прохода из одного отсека в другой, устанавливаемые в водонепроницаемых переборках (навесные, клинкетные). Двигатель вспомогательный ( pilot engine ) -- двигатель, обеспечивающий работу главных механизмов, снабжения судна электроэнергией и другими видами энергии, а также функционирование различных систем и устройств. Двигатель главный ( main engine )- силовая установка, обеспечивающая судну движение. Движение Солнца видимое ( apparent motion of the Sun )- кажущееся перемещение Солнца по большому кругу небесной сферы (эклиптике), являющееся следствием движения Земли вокруг Солнца и называемое собственным или годовым движением Солнца. В среднем за сутки Солнце перемещается по дуге эклиптики примерно на 1°. Движение судна относительное ( ship ’ s relative motion ) - перемещение судна относительно другого объекта. Движитель ( mover ) - устройство, с помощью которого энергия судового двигателя преобразуется в работу, создающую усилие, необходимое для преодоления сопротивления воды движению судна, т.е. для придания ему поступательного движения. Движители бывают реактивные и активные: первые создают тягу путем отбрасывания масс воды или газов в сторону, противоположную движения судна, вторые непосредственно воздействуют на судно (парусные, роторные и др.). Двойное дно ( double bottom ) - часть корпуса судна, ограниченная снаружи днищевой наружной обшивкой, а изнутри - настилом второго дна и крайними междудонными листами. Дегазация ( degassing , decontamination )-совокупность мероприятий противохимической защиты по ликвидации в судовых помещениях остатков опасных химических веществ, нефтепродуктов, взрывоопасных и вредных для человека газов, Дедвейт ( dead - weight ) - разность в тоннах между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту и водоизмещением порожнем. Сравнительный термин для грузовых судов. Дезинсекция ( disinsection ) - уничтожение насекомых, являющихся источником инфекционных заболеваний. Дезинфекция ( disinfection ) - уничтожение болезнетворных микробов и разрушение их токсинов, находящихся в воздухе, воде, на поверхности тела людей, одежде и других предметах. Дезодорация ( deodorization ) - совокупность мероприятий по удалению посторонних запахов из помещений судна. Дейдвуд ( dead - wood )- подводная часть кормового и носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем и форштевнем. На одновинтовых судах внутри кормового дейдвуда размещаются дейдвудное устройство. Дейдвудная труба ( shaft pipe )- труба в корпусе судна, через которую проходит гребной вал. Дельные вещи ( hull attachments ) - общее название некоторых элементов оборудования судна (иллюминаторы, световые люки, двери, трапы, петли, ручки, задрайки, талрепы, скобы, коуши и пр.). Большинство дельных, вещей стандартизовано. Дератизация ( deratization ) - уничтожение на судах грызунов (крыс и мышей), являющихся источником инфекционных заболеваний. Диск Примсолля ( Primsoll disc )-графический символ на борту судна для выделения основной летней грузовой марки. Дифферент ( trim difference )- наклонение судна в продольной плоскости; оценивается разностью между осадками коры и носа. Если разность равна нулю - судно на ровном киле; разность положительная -дифферент на корму, разность отрицательная - дифферент на нос. Длина волны ( wave - length ) - кратчайшее расстояние по горизонтальному направлению между двумя смежными подошвами или гребнями. Длина судна практическая — наибольшая длина по диаметральной плоскости между внешними наиболее выступающими наружными обводами носа и кормы (конструктивная, кратчайшая, длина). Дно моря ( ground ) - часть поверхности земной коры, находящаяся в пределах моря ниже его уровня. Дож ( rain )- атмосферные осадки, состоящие из падающих водяных капель. Док ( dock ) - искусственное сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна. Докование ( docking ) - процесс постановки и нахождения судна в доке. Документы судовые ( ship ’ s documents ) - характеризуют деятельность судна, его владельца, а также годности судна к эксплуатации. Долгота географическая ( longitude ) - угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через географическую точку. Измеряется сферическим углом при полюсе между указанными меридианами или численно равной ему дугой экватора между ними. За начальный (нулевой) меридиан принят меридиан Гринвича. Счет ведется к востоку и западу от меридиана Гринвича от 0 до 180°С. Дрейф ( drift , leeway )- перемещение судна под влиянием ветра и (или течения при работающем или застопоренном двигателе). Дуплинь () - удлиненная петля из каната, охватывающая какой-либо предмет, концы которого сведены. В случае отдачи одного из концов за другой можно выбрать весь канат. В случае отдачи одного из концов за другой можно выбрать весь канат. Дымка ( haze , gouze )- сильно разряженная атмосфера серого цвета, состоящая из мельчайших капелек воды, но не дающая ощущения сырости. Видимость при дымке не более 0,6- 5 миль
Живучесть судна ( ship vitality ) - способность судна при получении различных повреждений сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Жилет спасательный ( life - jacket ) - индивидуальное спасательное средство, используемое для удержания на воде человека, оказавшегося за бортом судна. Загрязнение моря ( sea pollution ) - сброс веществ, которые при попадании в море способны создавать опасность для здоровья людей, причиняют ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне.
Задраивание ( battening down )- плотное закрытие (наглухо) с помощью специальных приспособлений (задраек), иллюминаторов, люков, горловин, дверей и др. Задрайка ( dog ) – устройство для плотного закрытия (задраивания). Залив ( gulf , bay , creek ) - часть океана или моря, вдающаяся в сушу. Заливы небольших размеров, защищенные от ветра и волнения, называются бухтами. Замерзание ( freezing ) - процесс образования на водной поверхности слоя льда; происходит с наступлением устойчивых температур воздуха ниже нуля. Запас плавучести ( reserve buoyancy , flotage ) - непроницаемый для воды объем корпуса судна, находящийся между грузовой ватерлинией и верхней палубой. Зенит ( zenith )- точка пересечения отвесной линии с небесной сферой над головой наблюдателя. Знаки створные ( leading beacons ) - береговые знаки, устанавливаемые на соответствующем расстоянии друг от друга и определяющие направление створа при их совмещении. Зыбь ( ripple , swell ) - длинные и пологие волны, распространяющие при полном безветрии (мертвая зыбь), наблюдаемая после продолжительного ветра, когда море еще не успокоилось. Зюйд ( South ) - юг - название одного из главных румбов.
Изморозь ( hoar - frost ) - белый рыхлый налет ледяных кристаллов, наблюдаемых на земных предметах во время тумана при сильном морозе. Изолиния ( contour , isoline ) - линия на картах, диаграммах, соединяющая участки с одинаковыми значениями какой-либо величины, например, равных температур (изотермы), равных глубин (изобаты), равных атмосферных давлений (изобары). Инерция судна ( ship ’ s inertia )- свойство судна сохранять поступательное движение после остановки двигателя или перевода его с переднего (заднего) хода на задний (передний).
Кабельтов ( cable )- одна десятая часть морской мили, равная 185 м. Каболка ( rope - yarn ) - исходная составная часть троса, скрученная из волокон растений или искусственных нитей. Каботаж большой ( cabotage , coasting ) - каботажное плавание в разных морях. Каботаж малый ( coasting )- каботажное плавание в одном море. Каботажное плавание ( coastwise navigation , coasting trade ) - плавание судна между портами одного государства. Канал ( canal ) - искусственный водный путь для прохода судов между отдельными морями и реками. Канал международный ( international canal ) - канал, соединяющий моря и океаны, режим плавания по которому регистрируется международными соглашениями. Канат ( rope , cable )- крученое изделие с высокими техническими свойствами. Канат швартовый ( mooring rope ) - канат, предназначенный для швартовки судов. Канифас - блок ( snatch block )- одношкивный металлический блок с откидывающейся на шарнире щекой, служит для изменения направления тяги. Карантин ( quarantine ) - срок, в течение которого судно находится в изоляции ( не разрешается иметь сообщения с берегом). На судне, стоящем на карантине, поднимается желтый флаг. Карта навигационная морская ( sea chart ) - морская карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картушка ( compass card , fly )- основная часть магнитного компаса, представляющая собой поплавок и диск, разделенный на 360°, на котором имеются надписи главных и четвертных румбов. Качка ( rolling ) - колебания судна вокруг главных осей под действием внешних сил. Киль судна ( keel )- продольная балка или балки, или пояс наружной обшивки судна, расположенные в диаметральной плоскости судна, либо простирающиеся симметрично этой плоскости в районе днища судна и служащие для обеспечения прочности корпуса судна. Кингстон ( Kingston valve ) - клапан в подводной части судна, служащий для приема воды из-за борта. Клотик ( truck ) - деревянная или металлическая деталь закругленной формы; насаживается на верх мачты или флагштока. Клюз ( hawse ) - отверстие в борту судна, окаймленное массивной литой рамой для пропуска якорной цепи и втягивания якоря (якорный клюз), а также для пропуска швартовного каната (швартовный клюз). Кнехт ( knight )- деталь швартовного устройства, представляющая собой парные, литые, чугунные или стальные тумбы, укрепленные на фундаментной плите и служащая для закрепления швартовных или буксирных канатов. Комингс ( coaming ) - вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также нижняя часть переборки под вырезом двери (порог). Компас магнитный ( magnetic compass ) — компас, действие которого основано на свойстве магнитной стрелки устанавливаться в плоскости магнитного меридиана. Конец ( rope ’ s end ) - снасть небольшой длины. Коренной - конец закрепленный неподвижно. Ходовой конец или лопарь - не закрепленный. Конец бросательный ( heaving line ) - специальный линь для подачи его на небольшое расстояние при подходе к пирсу, другому судну. Контргалс — противоположный галс. Контркурс - встречный курс. Координаты ( position ) - географическая широта и долгота, определяющие положение (выбранной, заданной) точки на земной поверхности. Кораблекрушение ( shipwreck ) - аварийный случай с судном, в результате которого произошла его гибель или полное конструктивное разрушение. Корпус судна ( hull ) - коробчатая конструкция, состоящая из набора, обшивки, переборок, настилов палуб и платформ судна, обеспечивающих создание сил плавучести, прочности и возможности размещения людей, грузов, оборудования и вооружения, обусловленных назначением судна. Коса ( spit ) - низкое и сравнительно узкое наносное образование, идущее непосредственно от береговой черты в море или направленное в глубь залива (бухты). Котелок магнитного компаса - одна из главных составных частей магнитного компаса. Коуш ( thimble ) - круглая, треугольная или каплевидная оправа из металла (пластмассы) с желобом на наружной стороне, предназначенная для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания. Коффердам - узкий непроницаемый отсек (горизонтальный или вертикальный), разделяющий соседние помещения на судне. Кран-балка ( cathead ) - поворотная балка, служащая для подъема груза на палубу при помощи талей. Кранцы плавучие пневматические ( floating pneumatic fender )- специальные надувные баллоны, обеспечивающие безопасную стоянку отшвартованных судов. Крен ( list , heel ) - наклонение судна в поперечной плоскости (вокруг продольной оси) -обозначается в градусах. Кромка льда ( the edge of the ice ) - линия, отделяющая в данный момент чистую воду от льда любого вида. Круг спасательный ( ring - buoy ) - индивидуальное спасательное средство. Кубрик ( crew ’ s quarters ) - жилое судовое помещение для всей команды судна или для ее части. Курс судна ( course ) - горизонтальный угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью судна по направлению его движения, измеренный по ходу часовой стрелки. Курс судна относительно ветра - угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна (в румбах = 1/32 части окружности). По величине этого угла ветры получают наименования: левентик, бейдевинд, галфвинд, бакштог, фордевинд (близкий к 180°). Курс может быть правого и левого галса.
Лаг ( log ) - навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния относительно воды или грунта. Лаглинь ( log line ) - плетеный шнур, применяемый при использовании забортного лага на судне. Лагуна ( lagoon )- внутренний водоем атолла. Лацпорт ( port )- вырез в борту судна для проведения грузовых операций, приема и выдачи шлангов и т.п. Лацпортом называют также водонепроницаемое закрытие этого выреза. Лебедка ( winch , windlass )- палубный механизм для подъема, опускания и перемещения тяжестей. Лед ( ice )- твердое (кристаллическое) состояние воды как вещества, наступающего вследствие понижения температуры воды до точки замерзания и ниже. Лиман ( estuary , firth )- мелководный, глубоко вдающийся в сушу залив, образующийся при затоплении морем прибрежных низменностей, отделенный от моря узкими и невысокими косами. Линеметатель - устройство, предназначенное для переброски линя с одного судна на другое, с судна на берег и с берега на судно. Линия береговая ( coast line ) - граница между сушей и водным бассейном (урезом воды). Линь ( line ) - трос диаметром до 25 мм. Названия: марлинь, юзень, шкимушгар, стеклинь, лаглинь, лотлинь, диилотлинь. Лот - устройство или прибор для измерения глубин с борта судна. Лотлинь ( loadline )- линь, употребляемый для ручного и механического лотов. Льды плавучие ( floe ) - льды, свободно плавающие в море или океане под воздействием течения и ветров. Льяло ( mold ) - углубления по длине трюма (отсека) судна, предназначенные для сбора трюмной воды и последующего ее удаления с помощью осушительной системы. Люк ( hatch ) - отверстие в палубе судна для прохода людей, доступа в твиндеки и трюм при грузовых операциях.
Маловетрие — почти штиль, легкий и большей частью неустойчивый по направлению ветерок. Марка грузовая ( loadline mark ) - линия на борту судна, показывающая предельно допустимую осадку морского судна на которую оно может загружаться в зависимости от района плавания (тропики, средние широты, соленая или пресная вода) и от сезона года (лето. зима). Маркировка груза ( marking the goods ) - надписи, рисунки или условные обозначения, которые наносят на самом грузе, его таре и упаковке. Мат ( mat )- циновка или коврик, изготовленные из растительного или синтетического троса. Материк (континент) ( mainland ) - крупный массив суши более чем остров, омываемый со всех сторон морями и океанами. Мачта грузовая ( cargo mast ) -- мачта, входящая в состав грузового устройства судна. Машина рулевая ( steering engine ) - служит для перекладки руля в требуемое положение посредством рулевого привода. Машинное отделение (МО) ( engine - room ) - судовые помещения или группа помещений, в которых установлены главные и вспомогательные энергетические установки. Маяк морской ( light - beacon , light - house ) - средство навигационного оборудования морей, представляющее собой капитальное специальное сооружение, имеющее светотехнический аппарат с дальностью видимости огней не менее 10 миль. Маяк створный ( leading light ) - береговые знаки, установленные на соответствующем расстоянии друг от друга и определяющие направление створа при их совмещении. Мелководье ( shallow water )- часть моря с малыми или относительно малыми глубинами. Мель ( shoal ) — участок морского дна с малыми глубинами, отделенный от берега нешироким пространством с большими глубинами. Мель глубина, над которой не более 20 м, считается опасной для плавания крупных судов. Меридиан ( meridian ) - большой круг, проходящий через оба полюса Земли или небесной сферы. Механизация трюмная - подъемно-транспортные машины и механизмы, используемые для механических перегрузочных работ в трюмах судов. Мидель ( midship ) - средняя, самая широкая часть судна между его бортами. Мидель-шпангоут ( main middle frame ) - конструктивный чертеж поперечного сечения в середине длины судна или в самом широком его месте. Миля морская ( sea mile ) - единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана, соответствующая Г широты на морской карте. Равна 1852 м. Мираж ( mirage , optical illusion ) - оптическое явление в атмосфере, при котором в воздухе появляется изображение реально существующего предмета в искаженном, иногда в перевернутом виде. Мировой океан ( World ( wide ) ocean ) - совокупность океанов и морей Земли, воды которых образуют непрерывную океаносферу, окружающую материки, архипелаги и острова. Площадь - 70,8% всей поверхности Земли. Мол ( jetty , mole , pier ) - оградительное гидротехническое сооружение для защиты портовых сооружений от действия волн. Море ( sea ) - часть Мирового океана, в котором формируются собственные черты гидрологического режима. Мореплавание ( navigation , seafaring ) - искусство плавания по морям. Мористее - дальше от берега. Морось ( drizzle , mizzle ) - моросящие осадки, выпадающие в виде весьма мелких капель, появление которых едва заметно. Не путать с моросящим дождем, когда падение капель заметно. Мостик судовой (ходовой) ( pilot bridge ) - возвышенная надстройка на верхней палубе, в которой установлены все приборы и устройства, необходимые для управления судном, а также штурманская и рулевая рубки. Мушкель ( mallet ) - деревянный молоток, используемый при такелажных работах. Мыс ( cape )- часть суши, выступающая с моря под острым углом. Синонимы - гук, кап, "нос" (например, Канин Нос).
Навал ( bulk ) — аварийный случай, происшедший в результате столкновения судов друг с другом или каким либо объектом из-за неверного маневрирования или неучета внешних факторов при выполнении швартовых и грузовых операций. Навигация морская ( navigation ) - наука о вождении судна в море (океане) намеченным маршрутом с учетом влияния внешней среды на направление и скорость судна. Надир ( nadir )- точка пересечения небесной сферы с отвесной линией, проложенной от места наблюдения вниз. Надир противоположен зениту. Надстройка судна ( superstructure ) - конструкция, образованная продолжением
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |