ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА
Психология цвета. Символическое значение цвета. Проективные методики «эмоционального выбора: теоретико-эмпирическое обоснование. Тест Люшера. МАТЕРИАЛ и ПРИМЕНЕНИЕ Цвета предъявляются на карточках с матовой поверхностью, по размеру немного больше, чем обычные игральные карты. Номера на обратной стороне карточек соответствуют цветам следующим образом; 0 серый: нейтральный серый. 1 синий: очень темный, ненасыщенный синий. 2 зеленый: очень темный, голубовато-зеленый. 3 красный: насыщенный алый, описанный, самим Люшером как «оранжево-красный». 4 желтый: ярко-желтый с очень легким зеленоватым оттенком. 5 фиолетовый: скорее, пурпурный, как красная анилиновая краска. 6 коричневый: не яркий, немного красноватый коричневый. 7 черный. Руководство к применению: разложить карточки в случайном порядке полукругом, объяснить испытуемому, что ему надо выбрать цвет, который ему больше всего нравится. Особо отмечается, что сам выбор не должен ни от чего зависеть, например от цвета одежды. Выбранная карточка откладывается в сторону цветной стороной вниз, цвет выбирается еше раз, и карточка снова откладывается и так далее, пока все цвета не будут проранжированы и записаны. Затем карточки перемешиваются, выкладываются заново, и процедура повторяется. Второе ранжирование не должно зависеть от первого, то есть испытуемый не должен пытаться воспроизвести его или преднамеренно изменить. ОЦЕНКА и ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Интерпретация во многом основывается на тех позициях, которые занимают цвета в последовательности выборов. Эти позиции определяют то, что Люшер называл «функциями», связанными с аспектами переживаний индивида или жизненной ситуацией. Способ, по которому выборы связываются с функциями, различается в зависимости от того, было ли ранжирование единственным или двойным, как рекомендуется. В первом случае, то есть при единственном ранжировании, система гораздо более простая. Знаками «+», «х», «=» и «—» обозначаются цвета в парах в порядке ранжирования, как в данном примере: 1 5036724 + + X X - = Эти знаки используются для обозначения функций, интерпретируемых следующим образом: Функция «+» сильное предпочтение «Желанные цели» Функция «х» предпочтение «Существующая ситуация» Функция «=» безразличие «Сдерживаемые характеристики» Функция «—» антипатия или отказ «Подавленные характеристики» В дополнение первый и последний выборы также группируются „вместе, чтобы получить так называемую функцию «+ —», так сказать, связанную с «актуальной проблемой». Если же делается и второе ранжирование, то знаки распределяются иначе: Все случаи двух соседствующих цветов в обоих цветовых распределениях, обводятся, как показано выше. Соседство может сохранить порядок выборов, как в случаях с 1 и 5, 5 и 0, или же порядок может стать обратным, как в случае с 3 и 6 в первом ранжировании, которые ставятся как 6 и 3 во втором. Затем по «группам» (парам) или единичным номерам распределяются знаки: «+»-— для первого выбора, «х» — для второго п «—» — для последнего; знак «—» ставится у всех сохранившихся групп или единичных номеров. Отметим, что когда группы частично совпадают, то номер, появляющийся для обоих, принадлежит двум «функциональным» группам. Люшер полагает, что второе ранжирование более «спонтанно» и, следовательно, более валидно по сравнению с первым. Таким образом, вышеизложенный «отбор» будет записываться так: + 1 +5; х5хО;=6 =3; -2 =4; -7; +1 -7. Интерпретация проводится с помощью «интерпретационных таблиц», которые содержатся в руководстве. Эти таблицы разъясняются для получения «значения» каждого из паттернов. Из руководства не вполне понятно, должен ли быть использован материал первого ранжирования. В данном примере это будет так: + 1+5; х5хО; =3=6; =7; -2-4; в конце +1 —2 и +1 —4. Краткое изложение теории Люшера вы можете найти ниже. Необходимо отметить, что синий, зеленый, красный и желтый (пронумерованные соответственно 1, 2, 3 и 4) называются «основными» цветами, а другие — «добавочными». Утверждается, что хорошо приспособленный индивид в целом должен отдавать предпочтение психологическим основным или «базовым» цветам, а не «дополнительным» — «ахроматическим» — черному, серому и коричневому. Считается, что отказ от основных цветов является показателем тревожности; соответственно любой основной цвет (1, 2, 3, или 4), появляющийся на одной из последних трех позиций, отмечается буквой А (первая буква слова «anxiety» (англ.) — тревожность), любой цвет, следующий за этим, отмечается также. Считается, что «компенсация» тревожности проявляется в предпочтении ахроматических цветов: ахроматический цвет (6, 7 или 0), появляющийся на одной из первых трех позиций, отмечается буквой С (первая буква слова «compensation» (англ,) — компенсация), таким же образом отмечаются цвета, стоящие до этого. «Интенсивность», или «компенсация» тревожности отмечается восклицательными знаками: один для основного цвета на шестой позиции, два на седьмой и три на восьмой; так же и для ахроматических цветов на третьей, второй и первой позициях соответственно. Общее количество восклицательных знаков в одном ранжировании (максимум 12) используется как показатель плохой адаптации. Если во втором ранжировании их меньше, чем в первом, это свидетельство хорошего прогноза. На примере 1000 «нормальных» взрослых показано, что среднее количество восклицательных знаков примерно равно 2—3, а в более чем 25 % случаев их вообще не было. Далее классифицируются «функциональные группы» (или «выборы цветов», то есть единичные цвета или пары) на основании той степени, в которой они «психологически желательны». Это обозначается звездочкой с максимальным значением три. Чем больше звездочек, тем меньшая «желательность». Говоря в общем, ахроматические цвета в позиции «+» и основные цвета в позиции «—» увеличивают «нежелательность», но так же справедливо и то, что «нежелательность» показывает отклонение от нормы. Приводимые цифры, охватывающие процентное отношение всех «+» и «—» выборов, взяты из результатов 36892 тестов, проведенных на студентах мужского пола в возрасте 20—30 лет. Порядок встречаемости «+» выборов был следующим: красный, зеленый, голубой, фиолетовый, желтый, коричневый, черный. Причем фиолетовый, являющийся «основным» цветом, выбирался более часто, чем желтый, и это отражено в распределении звездочек. Однако фиолетовый к желтый меняются местами в частоте «—» выборов. ОБОСНОВАНИЕ Мы уже ссылались на предположение, что «основные» цвета «должны» предпочитаться. Особые значения приписываются отдельным цветам: для черного («отказ» или «отречение») и серого («невключенность»); они, как и следовало ожидать, редко сопряжены с функциональным значением «желанные цели», и, таким образом, предпочитаются людьми, чья приспособленность или жизненная ситуация, так иди иначе, не удовлетворены. Некоторые показатели значения, приписываемые сохраняющимся цветам, вы сможете найти ниже в таблице 6 вместе с атрибутами из другого источника. Лтошер также посвящает раздел своей книги описанию «структурного значения» «цветовых пар». Может показаться, что слишком многое выводится из связи двух цветов, почти равнозначной динамической интеракции, благодаря соседству в пространстве или последовательности во времени. Хотя определенный элемент последнего и задействован, в виду того что выборы были сделаны один за другим, мы должны помнить, что связь цветов, образующих пару, произвольно определяется правилами, лежащими в основе распределения знаков, особенно в случае кодирования единичного ранжирования. Можно отметить, однако, что Клар (Klar) в своей последней статье предполагает, что проводить два ранжирования — это нормальная практика: «Каждый тестируемый, — пишет Клар, — совершает выбор дважды для того, чтобы могли быть сформированы «группы». Большинство подробностей значений, приписываемых каждому цвету, унаследованы из убеждения Люшера в том, что различные цвета определенным образом связаны с конкретными основными категориями поведения. Эти категории представлены в виде двойной дихотомии: с одной стороны, это «автономия» и «гетерономия», с другой — «активность» и «пассивность». Последние термины, возможно, некорректны, и Люшер иногда заменял «активный» на «эксцентричный», а «пассивный» на «сосредоточенный», В дальнейшем он говорил, что экстраверсия и интроверсия имеют близкое сходство с этой дифференциацией, но не соответствуют ему полностью. Эксцентричный индивид взаимодействует со средой, «влияя на нее или используя ее стимулы». Для сосредоточенного индивида среда представляет собой расширение «я». Различие между «автономией» и «гетерономией» лучше всего объяснить, если сравнить его с различием между «причиной» и «следствием», что наиболее подходит к тому, что обычно понимается под «активностью» и «пассивностью». Таким образом, в целом основные цвета классифицируются в рамках данных понятий следующим образом:
Зиув (Zeeuw) очень жестко критиковал Люшера за то, что отнесение цветов к категориям поведения чисто интуитивно и не основывается на «межиндивидуальной идентичности восприятия цвета». Все же более спорным остается приписывание значения позициям континуума выбора, как было замечено ранее. Можно еще принять в общих чертах значительность первого и последних выборов, но нет никакого рационального объяснения приравнивания «х»-функций к «существующей ситуации» (однако см. далее). Функции «=» иногда называются «безразличием», и в этом свете тот факт, что правила кодирования иногда делают категорию довольно обширной, приобретает смысл. С другой стороны, приписывание автором к этой категории значения «сдерживаемых характеристик» или «поведения, не подходящего к существующей ситуации», кажется необоснованным. Некоторыми университетами были проведены несколько экспериментальных исследований. Приведем два примера. 1) В исследовании визуального восприятия, осуществленного в Эдинбургском университете, тест Люшера был проведен на семидесяти испытуемых студенческого возраста. Изучение «х»-функций выявило ряд значительных корреляций с релевантными шкалами: 16-факторным опросником и опросником динамической личности Крайгера (Crygier's Dynamic Personslity Inventory), обеспечив таким образом, эмпирическую поддержку взаимосвязи «х»-функции и «действительным положением дел». 2) Более полная информация получена из исследования, проведенного Доу (Dow) в Абердине под руководством Бурсилла (Bursill). Критериальные группы состояли из двадцати сильно тревожных и двадцати слабо тревожных индивидов, отобранных по результатам вторичных факторов шестнадцатифакторного опросника 16 РН 319 студенток медицинского колледжа. Отбор был затем подтвержден шкалой Тейлора на проявление тревожности. Средняя люшеровская оценка тревожности для двух групп составляла 3,65 и 0,55 соответственно — разница существенная, если применить проверку / на уровне 0,001. Так как распределение оценок по Люшеру для слабо тревожной группы имело явно J-образную форму, то полученная информация была оформлена следующим образом:
Проверка через хи-квадрат показала, что такое распределение также приводит к результатам, стоящим значительно дальше уровня 0,001. Другие гипотезы, проверенные Доу и Бурсиллом, в основном связанные со «значениями» особых цветовых выборов, не подтвердились, Нам кажется, что по крайней мере некоторые из претензий, предъявленных тесту Люшера, заслуживают дальнейшего рассмотрения. «ПОЛНАЯ» ВЕРСИЯ ТЕСТА ЛЮШЕРА Имеющиеся в нашем распоряжении источники «полной версии» теста Люшера на английском языке упоминают 73 цвета, расположенных на семи полосах, Но это заблуждение, как станет очевидно из дальнейшего описания: количество различных цветов гораздо меньше, число 73 показывает количество цветных квадратиков, предъявляемых в различных комбинациях. Но полос действительно семь: 1. Серая полоса, состоящая из черного, белого и трех оттенков серого. 2. Восьмицветная полоса, содержащая восемь цветов, из которых состоит сокращенная версия теста. 3. Полоса четырех основных цветов: синий, желтый, красный и зеленый на восьмицветной панели представлены в парах в шести возможных сочетаниях. 4. Синяя полоса. 5. Зеленая полоса. 6. Красная полоса. 1. Желтая полоса. На каждой из последних четырех полос основной цвет представлен вместе с тремя вариантами, созданными с помощью примеси трех других цветов. Четыре варианта в каждом случае представлены парами, так же как и в случае с полосой, состоящей из четырех основных цветов. Цветовые стимулы представляют собой квадратики со стороной 28 мм. Каждая полоса представлена на отдельной странице в брошюре. На полосе 1 квадратики расположены в шахматном порядке, на других полосах — бок о бок в парах. Работа облегчается лекалом. Клар в своей неопубликованной работе предполагает, что предпочтительнее начинать с восьмицветной, а не серой полосы, так как «многолетний опыт показал, что большинство людей более легко реагируют на цвет, а не на оттенки серого». Звучит это крайне разумно, так как это нововведение также служит для отделения восьмицветного задания от спаренных сравнений основных цветов. Клар далее рекомендует повторять восьмицветное задание в конце теста. Так как цветовые стимулы нельзя взять в руки, как в сокращенной версии, то процесс ранжирования очень затруден. Предъявляя восьмицветную полосу, испытуемого просят выбрать пять цветов в порядке убывания, а последние три в обратном порядке. Вдобавок к этому «можно поставить запятую между теми цветами, которые нравятся больше всего, и теми, которые просто нравятся, а точка с запятой между ними и теми, которые нравятся меньше всего». Для серой панели задание несколько проще: испытуемого просят выбрать три цвета, а затем выбрать тот, который ему «меньше всего нравится». Для аналитических целей первые два выбора помечаются знаком «+», а последний — знаком «—». Объяснение предпочтений в рамках серой полосы довольно непонятны: использование этой полосы связано с «настроением», но складывается впечатление, что этой полосе уделяется относительно мало внимания. При предъявлении полос 3—7 «неполные» (то есть несогласованные) выборы, приводящие к связанным категориям, устраняются повторным предъявлением серий. (Но такое редко бывает необходимым.) На этих полосах каждый цветовой стимул различается буквенным символом, определяющим, какой цвет был добавлен, если, конечно, это не сам чистый цвет. Люшер связывал каждый из них с «функциональной структурой», в рамках которой проводится большая часть интерпретаций, не таких, как при восьмицветном выборе. Эти символы и их значения собраны в таблице 5, вместе с более полным определением того типа информации, который дает каждая полоса. Это английская версия в переводе Клара. Таблица 5 Полная версия теста Люшера: «функциональные струкуры» Синий I «идеальное инвестирование» «позиция по направлению к другим» Зеленый D «защитный» «самоуважение и сила воли» Красный О «агрессивный» «состояние стимуляции и влечения» . Желтый Р «проективный» «ожидания и взаимоотношение с окружающим миром субъекта» Некоторые отдельные слова могут озадачить читателя, или даже показаться неверными. Под термином «инвестирование» следует понимать «катексис». В немецком тексте так же используется много разговорных слов для объяснения трех других терминов: «Р — «Erwartung» (ожидание); D — «Selbstbehauptung» (самоуважение); О — «Trieb» (влечение). Сумма выборов вычисляется для каждой из этих функциональных структур и обозначается «+» или «—», если стоит намного выше или ниже нормы. Заметим, что, как и в случае с тестом цветовой пирамиды, которая будет описываться далее, руководство дает очень полную статистическую информацию. Наконец, выборы на полосе 3 (четыре основных цвета) связны с углами куба, различные грани и диагонали которого используются как основа для последующей интерпретации, особенно в отношении показаний для терапии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |