Философское учение о ценностях (аксиология).
Ценность – это вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость какого-либо духовного явления или реального объекта. Отношения к значимому для человека в разное время в разных цивилизациях менялось. В античности понятие ценности нашло отражение в понятии «благо» и связано с взглядами основоположника материализма Демокрита. Для него благо и цель жизни сводились к счастью и характеризовались спокойным настроением и хорошим расположением духа;- внутренней устойчивостью, гармонией во всем. У Сократа высшим благом являлась мудрость, базирующаяся на знании. Знающий, значит добродетельный, отсюда и призыв: «Познай самого себя». Ученик Сократа, «самый одаренный и самый неверный», его оценка Платону, но в реальной ситуации, своим поведением он опроверг его прогноз. Платон иначе понимал «добродетель» - это здоровье, красота, благородство души, благочестие. Эпикур - яркий представитель античного атомистического материализма, также понимал счастье жизни человека в атараксии – отсутствии страданий, в удовольствии, но удовольствия у него ограничены разумной мерой, они в любимой работе и т.п. В философии средних веков добро понимается, связывается с тем, чего все желают. Человек существует во имя Бога, а не Бог для человека, т.е. ценности Бога, а не человека! И.Кант выделил, «развел» понятия «истины», «блага», «красоты». У него человек – высшая ценность, нравственный долг – добровольное следование категорическому императиву (см. ч. I, с. 86), путь к свободе человека, благу, но истина – это предмет рассудка и разума (феномен, ноумен, трансцендентность и т.п.). Таким образом, приведенные подходы к ценностям позволяют сделать обобщения: 1.Ценности – относительны, они изменяются во времени. 2.Ценности увязываются во времени с жизнью и благом, добром для человека. 3.Ценность – это не сам предмет, а объект в его значении для человека. Пример с Диогеном. «Сколько лишних вещей», кружка не нужна, если ребенок пьет воду ладошкой. Виды и иерархия ценностей человека представляется такой. Виды : · духовные и материальные (материализованные); · объективные и субъективные; · терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Иерархия : · общечеловеческие: добро, справедливость, истина, свобода, красота; · корпоративные: потребности, интересы определенных групп людей; · личные: сохранение жизни и здоровья, правдивость, добросовестность, чувство собственного достоинства; · совесть (нравственный суд человека); · отношение к человеку: уважение, любовь, дружба, участливость, сочувствие. И.Кант дал и иерархию пороков: самоубийство, пьянство, обжорство, ложь, раболепие и т.п. Сенсационным видится подтверждение наукой «семи смертных грехов» человека, выделенных Фомой Аквинским, а именно: гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, которые ведут к болезни и даже смерти клеток, разрушая иммунную систему человека (см. природа и человек. XXI век – 2009, -№4, с 32). Если категория добро ассоциирует у человека с жизнью, процветанием, благополучием и благоденствием, то зло – это то, что разрушает жизнь, получает отрицательную оценку и порицается нами. В узком смысле зло – это страдания человека и нарушение им нравственного порядка. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия и в конечном итоге направлено к гибели. Выявлены виды зла: 1. Зло природное, физическое, когда естественные силы природы разрушают наше благополучие, оно не зависит от человеческой воли. Оно различно во времени и пространстве и силе воздействия. В какой-то мере человечеству, познавшему законы природы, удается минимизировать последствия природных катаклизмов, но самое удивительное, современная цивилизация до сих пор не осознала последствия своего воздействия на природу, на среду обитания, в целом на биосферу. Безразлично, что общество породило то ли глобальный экологический кризис, глобальную экологическую катастрофу или локальные риски, но человечеству отпущено несколько десятилетий для своего существования, если во взаимодействии человека и природы не произойдет качественных изменений, перехода к коэволюции, экогуманизму. 2. Зло в общественных процессах, которое охватывает всю совокупность общественных отношений, противоречит интересам общества, прогрессу, порождает насилие, ненависть, ложь и т.п. 3. Зло по происхождению субъективно, оно по своей сути аморально, безнравственно. Разновидности нравственного зла: а) зло враждебное; б) зло по распущенности. Враждебное зло – это стремление к разрушению, агрессии, насилию, гневу, ненависти, желание гибели, подавлению других. Оно активно, энергично, направлено во вне с целями нанесения вреда, ущерба, сознательного нанесения страданий и унижений. Зло по распущенности связано и проявляется в пороках: малодушии, трусости, лени, хамстве, неумении совладать с влечениями, страстями, соблазном.
Свобода 1. У Г.Гегеля «свобода – это познанная необходимость». Человек свободен тогда и только тогда, когда его действия разумны, гармоничны действительно. 2. Человек свободен тогда, когда у него есть выбор, альтернатива. 3. Человек свободен тогда, когда отсутствует принуждение, но реальная действительность вне принуждения не существует, тем более, что категория свободы по своей сути идеальна и «работает» в сфере общественных отношений. 4. Общество вне закона, порядка, вне законопослушания, ответственности за поступки своих граждан абстрактно. Его просто природе не существует. Следствие подобного общества – анархия, деспотизм. 5. Свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода другого. 6. Безусловно, свобода противостоит анархии, тоталитаризму, деспотизму, но ее база – правое, демократическое государство и в известной степени гражданское, но не антигражданское общество, о котором пойдет разговор в модуле об обществе. 7. Человек свободен, реализует свое «Я» в творчестве, в сфере духовного, где мера свободы – эта мера человеческого в человеке: а) духовность человека – это импульс, заряд человека на деятельность, творчество; б) эта сфера поднимает человека, реализует его потенциал на уровне общества; в) реализует, проявляет его уникальность, неповторимость; г) смысло-ценностное, самореализация человека, его жизнь; чтобы ни делал человек: на уровне обыденного – построил дом, посадил сад, вырастил детей; вошел в историю человечества (что тяжело, проще «влипнуть» в историю, - не желательно), но главная черта, смысл его жизни нераздельно увязаны с духовностью, творчеством, обществом, человеческим в человеке.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |