Анализ факторов, определяющих рентабельность предприятия
Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности предприятия, выявить резервы, обосновать планы и управленческие решения. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. В табл. 7 представлены данные для факторного анализа рентабельности собственного капитала ОАО «Автопредприятие №1». Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности собственного капитала используем следующую факторную модель: Рск = Р/СК=Р/N*N/A*(ЗК/СК)/(ЗК/А)=к*z*х/у, где Р – прибыль от продаж; СК – собственный капитал; N – выручка от реализации; А – величина активов; ЗК – заемный капитал. Влияние рентабельности продаж: ∆к*z0*х0/у0 = 0,98 * 0,581 * 0,684 / 0,406 = 0,96%. Влияние коэффициента оборачиваемости: к1*∆z*х0/у0 = -2,86 * (-0,04) * 0,684 / 0,406 = 0,91%. Таблица 6 Расчет влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала ОАО «Автопредприятие №1»
Рис. 9. Влияние факторов на изменение рентабельности собственного капитала ОАО «Автопредприятие №1» Влияние коэффициента финансового рычага: к1*z1*∆х/у0 = -2,86 * 0,541 * 0,232 / 0,406 = -0,88% Влияние коэффициента финансовой зависимости: к1*z1*х1/∆у = -2,86 * 0,541 * 0,916 / 0,072 = -0,19%. Общее влияние факторов: 0,96 + 0,91 – 0,88 – 0,19 = 0,8. Таким образом, отрицательное влияние на изменение рентабельности собственного капитала оказало изменение коэффициента финансового рычага и коэффициента финансовой зависимости. Но положительное влияние изменения коэффициента оборачиваемости и рентабельности продаж смогло перекрыть отрицательное влияние этих факторов. В результате совместного действия всех факторов рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,8%. Таблица 8 Расчет влияния факторов на рентабельность активов ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах
Для расчета влияния факторов на показатель рентабельности активов используем следующую факторную модель: Ра=Р/А=Р/N*N/СК*СК/А = х*у*z Влияние коэффициента автономии: ∆х*у0*z0 = -0,072 * 0,978 * (-3,8) = 0,27%. Влияние коэффициента оборачиваемости собственного капитала: х1*∆у*z0 = 0,522 * 0,058 * (-3,8) = -0,12%. Влияние рентабельности продаж: х1*у1*∆z = 0,522 * 1,036 * 0,8 = 0,55%. Общее влияние факторов: 0,27 – 0,12 + 0,55 = 0,7%.
Рис. 10. Влияние факторов на изменение рентабельности активов ОАО «Автопредприятие №1» Таким образом, основное влияние на рентабельность активов оказало изменение рентабельности продаж. В результате этого рентабельность активов увеличилась на 0,55%. Рост рентабельности активов на 0,27% был обусловлен влиянием изменения коэффициента автономии. Изменение коэффициента оборачиваемости собственного капитала привело к сокращению рентабельности активов на 0,12%. В результате совместного влияния факторов рентабельность активов выросла на 0,7%. Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продаж, рентабельности заемного капитала, рентабельности оборотных активов и фондорентабельности проведем методом цепной подстановки. Влияние изменения прибыли от продаж: (-212/7134) * 100 – (-3,8) = -2,9 + 3,8 = +0,9%. Влияние изменения выручи от реализации: -3,0 – (-2,9) =- 0,1%.
Рис. 11. Влияние факторов на изменение рентабельности продаж ОАО «Автопредприятие №1» За счет сокращения убытков от продаж рентабельность продаж предприятия увеличилась на 0,9%. Рост выручки от реализации привел к снижению рентабельности продаж на 0,1%. Общее влияние факторов вызвало рост рентабельности продаж на 0,8%. Проведем расчет влияния факторов на изменение рентабельности заемного капитала. Влияние изменения чистой прибыли: (8/4989)*100 – 2,5 = 0,2 – 2,5 = -2,3%. Влияние изменения величины заемного капитала: 0,12 – 0,2 = -0,08%. Общее влияние факторов: -2,3 – 0,08 = -2,38%.
Рис. 12. Влияние факторов на изменение рентабельности заемного капитала ОАО «Автопредприятие №1» Сокращение чистой прибыли и рост величины заемного капитала оказали отрицательное влияние на изменение рентабельности заемного капитала, в результате чего она сократилась на 2,38%. Произведем расчет влияния факторов на изменение рентабельности оборотных активов. Влияние изменения чистой прибыли: (8/6029)*100 – 2,0 = 0,1 – 2,0 = -1,9%. Влияние изменения величины оборотных активов: 0,1 – 0,1 = 0%.
Рис. 13. Влияние факторов на изменение рентабельности оборотных активов ОАО «Автопредприятие №1» В результате изменения чистой прибыли рентабельность оборотных активов сократилась на 1,9%. Рост величины оборотных активов не оказал никакого влияния на изменение рентабельности оборотных активов. Таким образом, совместное влияние факторов привело к снижению рентабельности оборотных активов на 1,9%. Проведем расчет влияния факторов на изменение фондорентабельности. Влияние изменения чистой прибыли: (8/6242)*100 – 2,0 = 0,1 – 2,0 = -1,9%. Влияние изменения стоимости основных средств: 0,13 – 0,1 = 0,03%. Общее влияние факторов: -1,9 + 0,03 = -1,87%.
Рис. 16. Влияние факторов на изменение фондорентабельности ОАО «Автопредприятие №1» Сокращение суммы чистой прибыли вызвало снижение фондорентабельности на 1,9%. Снижение стоимости основных средств обусловило повышение фондорентабельности на 0,03%. Вследствие совокупного влияния факторов фондорентабельности снизилась на 1,87%. Проведенный факторный анализ показателей рентабельности предприятия позволяет выявить пути их увеличения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного – рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство, но и для образования прибыли. Деятельность ОАО «Автопредприятие №1» в 2009-2010 годах не заслуживает положительной оценки, поскольку имеет место сокращение некоторых важных экономических показателей деятельности предприятия. Проведенный в работе анализ прибыли и уровней рентабельности позволил сделать следующие выводы. Выручка от реализации продукции, работ, услуг исследуемого предприятия в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 276тыс. руб. Себестоимость продукции также выросла. Себестоимость продукции, работ, услуг предприятия является довольно высокой и занимает значительный удельный вес в структуре доходов предприятия, ее удельный вес в выручке от реализации снизился на 0,9% в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Можно отметить сокращение убытка от продаж. За счет положительного финансового результата от операционной деятельности предприятием получена прибыль до налогообложения в размере 176 тыс. руб. и 42 тыс. руб. соответственно в 2009 и 2010 годах. Основная масса прибыли предприятия в 2009 году была направлена в фонд потребления. Значительная часть прибыли была направлена в фонд накопления. Остальные направления использования прибыли занимают небольшой удельный вес в структуре чистой прибыли предприятия. Чистая прибыль 2010 года в размере 8 тыс. руб. в полном объеме была направлена в фонд потребления. Решающим фактором, повлиявшим на изменение убытка от продаж выступило изменение оборачиваемости оборотных активов, а также рентабельности продаж, в результате влияния которых убыток от продаж увеличился на 134,3 тыс. руб. Влияние изменения остатков оборотных активов привело к снижению убытка от продаж на 72,3 тыс. руб. Вследствие воздействия всех названных факторов убыток от продаж увеличился на 62 тыс. руб. Все рассчитанные показатели рентабельности ООО «Автопредприятие №1» имеют тенденцию к сокращению в исследуемый период времени. Главной причиной таких изменений выступило снижение чистой прибыли предприятия со 123 тыс. руб. в 2009 году до 8 тыс. руб. в 2010 году, а также наличие убытка от продаж. Отрицательное влияние на изменение рентабельности собственного капитала оказало изменение коэффициента финансового рычага и коэффициента финансовой зависимости. Но положительное влияние изменения коэффициента оборачиваемости и рентабельности продаж смогло перекрыть отрицательное влияние этих факторов. В результате совместного действия всех факторов рентабельность собственного капитала увеличилась на 0,8%. Основное влияние на рентабельность активов оказало изменение рентабельности продаж. В результате этого рентабельность активов увеличилась на 0,55%. Рост рентабельности активов на 0,27% был обусловлен влиянием изменения коэффициента автономии. Изменение коэффициента оборачиваемости собственного капитала привело к сокращению рентабельности активов на 0,12%. В результате совместного влияния факторов рентабельность активов выросла на 0,7%. За счет сокращения убытков от продаж рентабельность продаж предприятия увеличилась на 0,9%. Рост выручки от реализации привел к снижению рентабельности продаж на 0,1%. Общее влияние факторов вызвало рост рентабельности продаж на 0,8%. Сокращение чистой прибыли и рост величины заемного капитала оказали отрицательное влияние на изменение рентабельности заемного капитала, в результате чего она сократилась на 2,38%. В результате изменения чистой прибыли рентабельность оборотных активов сократилась на 1,9%. Рост величины оборотных активов не оказал никакого влияния на изменение рентабельности оборотных активов. Таким образом, совместное влияние факторов привело к снижению рентабельности оборотных активов на 1,9%. Сокращение суммы чистой прибыли вызвало снижение фондорентабельности на 1,9%. Снижение стоимости основных средств обусловило повышение фондорентабельности на 0,03%. Вследствие совокупного влияния факторов фондорентабельности снизилась на 1,87%. По результатам факторного анализа показателей рентабельности в работе были определены пути их увеличения. При этом были выделены следующие основные направления: минимизация затрат и увеличение массы прибыли. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 6 апреля 2010 г.)// Справочно-правовая система «Гарант». 2. Приказ ФСФО РФ от 23 января 2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций" // Справочно-правовая система «Гарант». 3. Абдуллаев, Н. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия / Н. Абдуллаев, Ф. Зайнетдинов // Финансовая газета. – 2000. - № 28. – С. 18-21. 4. Бахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Бахрушина. - М.: Финстатинформ, 2009. – 249. 5. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 220 с. 6. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - Киев: Наука-Центр, 2010. – 540 с. 7. Бригхэм, Ю. Ф. Энциклопедия финансового менеджмента / Ю.Ф. Бригхем / пер. с англ. М.: РАГС-Экономика, 2008. – 762 с. 8. Волков, И. М. Проектный анализ / И.М. Волков, М.В. Грачева. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 120 с. 9. Грязнова, А.Г. Антикризисный менеджмент / А.Г. Грязнова. - М.: ЭКМОС, 2009. – 180 с. 10. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М: Финансы и статистика, 2010. – 750 с. 11. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2009. – 432 с. 12. Колас, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия / Б. Колас. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 850 с. 13. Контроллинг как инструмент управления предприятием : учеб. для вузов / под ред. Н. Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 2001. – 342 с. 14. Коротков, Э.М. Антикризисное управление / Э.М. Коротков. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 174 с. 15. Крейнина, М. Н. Финансовый менеджмент / М.Н. Крейнина. - М.: Дело и сервис, 2009. – 296 с. 16. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д.С. Моляков. - М: Финансы и статистика, 2009. – 214 с. 17. Николаева, О. Е. Управленческий учет / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. - М.: УРСС, 2008. – 180 с. 18. Перар, Ж. Управление финансами с упражнениями / Ж. Перар. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 201 с. 19. Пласкова, Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа / Н. Пласкова, Д. Тойкер // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2008. - № 35. – С. 10-12. 20. Привлечение капитала : пособие / Эрнст энд Янг. — М.; 2009. – 148 с. 21. Роберт, И. Холт. Основы финансового менеджмента / И. Холт Роберт. - М.: Дело, 2009. – 254 с. 22. Родионова, Н.В. Антикризисный менеджмент / Н.В. Родионова. - М.: ЮНИТИ, 2009. – 140 с. 23. Справочник директора предприятия : учебник / рук. авт. колл. М.Г. Лапуста. 7-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. 24. Справочник финансиста предприятия : учебник / рук. авт. колл. А.А. Володин. 4-е изд. - М: ИНФРА-М, 2008. – 357 с. 25. Теплова, Т. В. Планирование в финансовом менеджменте / Т.В. Теплова. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. – 620 с. 26. Теплова, Т. В. Финансовый менеджмент: Управление капиталом и инвестициями / Т.В. Теплова. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. – 410 с. 27. Управление организацией : энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Поршнева, А.Я. Кибанова, В.Н. Гунина. — М.: ИНФРА-М, 2005. – 500 с. 28. Уткин, Э. А., Бинещий, А. Э. Аудит и управление несостоятельным предприятием : учебник. М.: ТАНДЕМ, 2009. – 150 с. 29. Финансовое планирование и контроль : учебник / ер. с англ. / Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 228 с. 30. Финансово-кредитный словарь : в 3 т. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 318 с. 31. Финансовый менеджмент : учебник. — М.: CARANA Corp., 2010. – 259 с. 32. Финансовый менеджмент: теория и практика : учебник для вузов. / под ред. Е. С. Стояновой. М: Перспектива, 2010. – 439 с. 33. Финансовый менеджмент : учебник/ Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ, 2010. – 353 с. 34. Финансы предприятий : учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. -М.: ЮНИТИ, 2008. – 225 с. 35. Хорн, Дж. В. Основы управления финансами / Дж. В. Хорн. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 144 с. 36. Ченг, Ф. Ли, Финансы корпораций. Теория, методы и практика / Ф.Ли Ченг. - М., 2009. – 174 с. 37. Шеремет, А. Д., Сайфулин, Р. С. Финансы предприятий : учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 217 с. 38. Шим, Д.К., Сигел, Д.Г. Финансовый менеджмент / Д.К. Шим, Д.Г. Сигел. - М.: Филинъ, 2009. – 362 с. 39. Экономическая стратегия фирмы : учеб. пособие / под ред. А.П. Градова. — СПб.: Специальная литература, 2010. – 188 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс
Продолжение приложения 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Отчет о прибылях и убытках )
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |