Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям.
План 1. Перспективно-тематический план производственного обучения 2. Подбор учебно-производственных работ (УПР)
(1) Все приведенные ранее рекомендации по разработке ПТП преподавателем теоретического обучения в УНПО в полной мере применимы и к мастеру производственного обучения. Однако специфика занятий в учебно-производственных мастерских вносит некоторые особенности в разработку ПТП (табл. 1). В программе производственного обучения можно выделить так называемые общие темы, например, при подготовке слесарей-ремонтников: «Рубка, правка и гибка», «Опиливание», которые включают несколько 6-ти часовых занятий и темы конкретных уроков (графы 1,3). Цели и содержание учебного материала (виды выполняемых работ) на уроках производственного обучения вытекают из темы занятия и учебной программы. Поэтому, они в ПТП обычно не указываются, так как по любой теме предполагается формирование соответствующих производственных навыков и умений. В ПТП необходимо наметить учебно-производственные работы (графа 4). Основными требованиями к подбору УПР являются: соответствие программному материалу; посильность и доступность для учащихся; безопасность технологических процессов; возможность изготовления в учебно-производственных мастерских УНПО; экономическая целесообразность и др. Важно предусмотреть типовые ошибки учащихся при выполнении приемов работы и операций, установить их причины, продумать способы устранения (графа 9). Необходимо указать технико-технологическую документацию для занятий: чертежи, инструкционные и технологические карты, справочные таблицы и т.д. (графа 5). Предусматриваемые в плане домашние задания могут быть весьма разнообразны: анализ и составление технологии по обработке деталей согласно чертежам, выполнение эскизов приспособлений, описание инструментов, изучение технической литературы и др. Разрабатывая ПТП, мастер должен предусмотреть время на изучение передового опыта, изготовление необходимой оснастки, приспособлений для использования их на уроке. Таблица 1 Фрагмент перспективно-тематического плана по производственному обучению Профессия: слесарь-ремонтник Срок обучения: 3 года Количество часов: (1 полугодие) 162 часа
(2) Подбор учебно-производственных работ - один из сложнейших элементов планирования производственного обучения. При этом необходимо исходить как из педагогических принципов рационального подбора работ, так и из реальных возможностей училища. Общедидактическими требованиями к подбору учебно-производственных работ являются: соответствие учебной программе, посильность, постепенное усложнение, разнообразие, типичность для профессии. При подборе учебно-производственных работ для изучения операций, необходимо, чтобы изучаемая операция была преобладающей. Выбор изделий зависит также от основной продукции училища, характера заказов базового предприятия и др. Кроме дидактических ориентиров к подбору учебно-производственных работ необходимо также учитывать учебно-технические и учебно-технологические требования. Учебно-технические требования - это характеристика учебно-производственных работ с точки зрения требований к их материалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, весу и т. п. Учебно-технологические требования отражают включаемые приемы и операции, точность, качество обработки, соосность, взаиморасположение деталей сложного изделия, соответствие нормативным параметрам и т. п. Учебно-технические требования актуальны прежде всего при подборе учебно-производственных работ для изучения операций; учебно-технологические - для работ комплексного характера, а также для работ по обслуживанию машин, механизмов, агрегатов и т. д. Таким образом, процесс подбора учебно-производственных работ можно представить в виде схемы (рис. 1)
Программа производственного обучения Учебно-технические Подбор учебно- и учебно-технологические производственных требования работ
Общедидактические требования к подбору учебно-производственных работ
Рис. 1
Для ориентировки приведем примеры указанных выше требований для профессии «слесарь-ремонтник». Учебно-технические требования к учебно-производственным работам для изучения темы «Опиливание»: - размеры плоских широких поверхностей - не свыше 100Х150 мм: размер узких плоских поверхностей - (5-15)Х150 мм; радиус кривизны выпуклых поверхностей - не менее 3 мм; радиус кривизны вогнутых поверхностей - не менее 10 мм; точность обработки ±0,1 мм; шероховатость обработанных поверхностей; - РZ 80мкм; припуск на обработку - не более 1-1,5 мм на сторону. Учебно-технологические требования к учебно-производственным работам по теме «Выполнение слесарных работ 2-го разряда»: - как правило, многодетальные, требующие точной пригонки и сборки неподвижных и подвижных соединений; конфигурация средней сложности с преобладанием взаимосвязанных деталей призматической и криволинейной формы; - точность соблюдения размеров до ±0,05 мм; параметр шероховатости поверхностей до РZ 20-10 мкм; характер заготовки - штамповка. Учебно-технические и технологические требования к сложной продукции, являются основными средством повышения качества производственного обучения и развития производственной деятельности училищ. Специфическими требованиями к такой продукции являются: комплексность, разноматериальность, разносложность, товарность, технологичность, безопасность.
Лекция 30
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |