Личность человека. Личные качества.
Личность — это устойчивая система социально-развитых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Ее черты формируются, с одной стороны, под воздействием природных свойств человека, с другой — социальных моментов: роли, статуса, опыта, привычек и т. д. Личности присуща определенная совокупность элементов, тесная взаимосвязь и взаимообусловленность которых составляет ее первое свойство. Второе свойство заключается в активной деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего мира. Третье свойство — устойчивость поведения, позволяющая достаточно надежно его прогнозировать и на основе этого управлять им. В совокупности элементов, присущих личности, первым можно считать ее направленность, которая создает устойчивую ориентацию человека независимо от ситуации, обусловливает цели и мотивы его поведения. Направленность определяется интересами, стремлениями, склонностями, идеалами. Выделяют три типа направленности: на взаимодействие, на задачу и на себя, присутствующие одновременно в той или иной степени у большинства людей. Направленность на взаимодействие или общение означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать проблемы независимо от цели деятельности и собственной роли, то есть работать в компании. Направленность на задачу, или деловая направленность, предполагает, что делается упор на достижение цели, например успешное решение проблемы, получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками. В данном случае более важным оказывается то, что делает человек, а не как он это делает. Направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении человека в первую очередь решать собственные проблемы, добиваться личного благополучия, повышать престиж. Знание направленности личности помогает найти правильный подход к ней и значительно облегчает процесс управления. Второй элемент структуры личности — способности, то есть задатки, склонности к какому-либо виду деятельности. Они бывают общими и специальными. Общие способности отражают тип мышления человека, который может быть художественным, логическим или смешанным. Художественному мышлению свойственны образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непосредственность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, имеющие склонность к искусству и литературе. Логическое мышление характеризуется критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретизированностью, уходом в абстракции. Наконец, смешанному типу присущи черты обоих типов, хотя и не столь ярко выраженные, но это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и возможность быстро принимать решения, что способствует успешной управленческой деятельности. Специальные способности связаны с определенной сферой или видом деятельности, выполнением конкретной работы. По своему характеру они могут быть двух типов: интерсоциальными и конструктивными. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Они необходимы руководителям и работникам, связанным с рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широко контактирующим с людьми. Конструктивные способности реализуются прежде всего в тех сферах деятельности, где такие контакты имеют ограниченное значение, — в естественно-научной, технической, художественной, через создание новой техники, методов лечения, компьютерных программ, произведений литературы, искусства, музыки. В большей мере они присущи исполнителям. Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать в организации равноценные должности. Это позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвращать конфликты. Разрыв в способностях руководителей и непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения. Третий элемент личности — характер, то есть устойчивый индивидуальный склад душевной жизни, составляющий основу поведения человека и проявляющийся в его манерах. В характере также можно выделить ведущие качества. Это в первую очередь моральные качества: чуткость в отношениях к людям, ответственное отношение к общественным обязанностям, скромность и т. д.; во вторую очередь — волевые: решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Система саморегуляции включает свойства мышления или, как говорят, качества ума, волевые свойства, выраженные во внимании и усилии. Принято выделять три основных фактора, формирующие характер: эмоциональность, активность и так называемые первичность или вторичность. Эмоциональность представляет собой субъектийную чувственную реакцию человека на различные внешние и внутренние раздражители, протекающую в форме непосредственного переживания ситуации, ее значимости и смысла. Внешне выражается через эмоции, которые могут быть положительными или отрицательными. Активность — это потребность в деятельности. Активность, проявляющаяся в динамичности поведения, может быть высокой или низкой. Высокая активность полезна, поскольку способствует росту результативности деятельности коллектива, однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий предел, становится разрушительной. В основе свойства первичности или вторичности лежат такие особенности нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность. Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность при значительных колебаниях нервных и эмоциональных нагрузок, уравновешенность—в неизменности поведения при этом (при неуравновешенности будут преобладать нервное возбуждение или заторможенность). Подвижность выражается в быстроте и легкости перехода от одного вида деятельности к другому, умении легко приспосабливаться к смене ситуаций. Лица со свойствами первичности легко меняют виды деятельности, быстро приспосабливаются к новой обстановке, хорошо в ней ориентируются, склонны к авантюрам и приключениям, но в то же время не уверены в себе, не способны к длительной рутинной работе. Люди, обладающие свойствами вторичности, отличаются терпением, стабильным поведением, верностью принципам и привычкам. Они уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, работоспособны, но с трудом приспосабливаются к новому. В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматриваются прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с коллегами, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют отношение человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всей организации. Личность формируется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения. Общество создает тот фон, на котором развивается и формируется личность. Социально-экономические отношения и внешняя среда — существенные факторы, воздействующие не только на отдельную личность, но и на ее окружение. Социально-экономические отношения создаются людьми, в то же время они объективны, уже сформированные. Постепенно, по мере участия в труде, человек все более активно совершенствует условия своего существования, работает, творит, создает материальные и духовные блага, услуги. Личность его развивается. Она подвержена влиянию извне, меняется, совершенствуется, но в отдельных случаях и при неблагоприятной обстановке деградирует, может приобрести негативные черты и свойства и в конце концов разрушиться.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |