Методика преподавания юриспруденции в высшей школе: Конспект лекций.
В обыденном сознании существует довольно стойкое убеждение, что в педагогике и воспитании, как и в кулинарии, разбирается каждый человек. Некоторые люди даже в наше довольно просвещенное время полагают излишними научные знания о том, как надо воспитывать подрастающие поколения, обучать детей. Считается, что в силу своего положения и жизненного опыта все взрослые люди, так или иначе, могут быть педагогами и воспитателями молодежи. Не отрицая важности и значимости передачи социального опыта подрастающим поколениям путем подражательных действий, через личный пример старших, отметим, что такой упрощенный взгляд может привести общество к печальным результатам и даже деградации. Например, антиобщественные действия могут также передаваться из уст в уста, через наглядный пример, порождая с «младых ногтей» преступные мышление и действия. История убедительно доказала непреложный факт общественного развития: эффективность социума напрямую зависит от налаженной системы образования и воспитания подрастающих поколений, педагогической культуры воспитателей. Аксиомой является то, что воспитанность и образованность, культура и духовность человека являются одним из важнейших источников устойчивого развития любого общества. Подчеркнем, что культуру и духовность личности не следует сводить, как это порой делается, лишь к начитанности и эрудированности, хотя это ее важные компоненты, но они не исчерпывают всего ее богатства. В духовную жизнь входит вся познавательная, нравственная, художественная практика человека, его поведение, отношения с другими людьми. Перед человеком море ценностей, созданных предшествующими поколениями, которыми он пользуется в силу своей образованности и воспитания.
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в курс «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе». Общие положения
Актуальность рассматриваемого курса связана с необходимостью повышения качества подготовки юридических кадров, значимость роли и места профессорско-преподавательского состава в подготовке специалистов-юристов. Важность юридического образования в условиях проводимых социально-экономических реформ является одной из аксиом развития современного российского государства. Подготовка юристов с высшим образованием в настоящее время будет вестись исходя из тех изменений, которые уже произошли и которые произойдут в ближайшее время. Во-первых, изменилась коренным образом трактовка основных понятий и категорий юриспруденции, таких, как государство, право, законность, формы, механизм, функции государства, социальная значимость государственных и общественных институтов. Во-вторых, преподаются новые учебные дисциплины, вызванные к жизни состоянием общественных отношений современного российского социума: основы рыночных отношений, предпринимательское, налоговое, экологическое право и др. В-третьих, получение в России высшего образования должно проводиться исходя из единых европейских стандартов высшего образования, базирующихся на двух уровнях знаний (бакалавр, магистр). В-четвертых, в основу подготовки юристов-профессионалов должны быть положены новые формы обучения в целях формирования мировоззрения, выработки и привития чувств законности, высоких моральных качеств. Быстрое устаревание знаний в отличие от их носителей предполагает изначально в вузе готовить специалиста на основе перспективного развития как тех сфер, где он будет востребован, так и их смежных областей. Постоянно возрастающая стоимостная составляющая обучения профессии предполагает обязательный прогностический учет возможных нерациональных как временных, так и финансовых потерь. Создание новых методик обучения большим числом участвующих в этом процессе носит характер определяющего фактора. Так как каждый из них является как участником, так и посредником происходящих изменений, увеличивающееся количество ноу-хау неизбежно трансформируется в качество. На его базе критическая масса информации по данной проблематике будет генерировать все новые и новые идеи и направления своего развития, обеспечивая взаимозависимость обучения от его технологий и самих технологий от характера и специфики, как отраслей их применения, так и традиций и особенностей самих вузов, их применяющих. Образовательный процесс на юридическом факультете отличается многообразием. Совместно с преподавателями студент приобретает общенаучные и специально правовые знания, учится слушать, анализировать наиболее развитые правовые концепции на лекционных занятиях, вырабатывает навыки работы с нормативными актами на семинарах и практических занятиях, разрабатывает индивидуальные проекты. Будущему юристу необходимо понимать сущность политических изменений в государстве, разбираться в вопросах экономической политики государства, обладать качествами, необходимыми для работы психолога и социолога. Еще в большей мере навыки социально-психологической работы должны быть присущи юристу, занимающемуся педагогической деятельностью. Ему необходимо не только обладать глубокими знаниями в сфере юриспруденции, но и навыками учебной и научной работы со студенческой аудиторией. В этой связи курс «Методика преподавания правовых дисциплин в высшей школе» имеет своей целью показать сущность профессионально-педагогической деятельности юриста, помочь осмыслить ее структуру, овладеть навыками создания эффективных условий для развития творческой личности студента. К числу основных задач данного курса относятся: — выработка умения анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы к сущности профессионально-педагогической деятельности юриста; — формирование представления о характере преобразований в системе высшего образования в европейских государствах; — получение представления о содержании преподавательской деятельности и сути дихотомической связки «наука-образование» в работе преподавателя; — формирование личностного отношения к культуре и ценностным основаниям педагогической профессии.
ЛЕКЦИЯ 2. Методы обучения
Под методами обучения следует понимать способы усвоения, цели обучения, а также характер взаимодействия субъектов обучения. Способы работы преподавателя и способы самостоятельной работы слушателей должны происходить в их взаимосвязи. Необходимо учитывать специфику работы слушателей для достижения поставленных целей более эффективным путем. Каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру (индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную), которая зависит от построения содержания учебного материала и самой учебной деятельности слушателей. Только при комплексном использовании методов можно добиться хороших результатов в обучении слушателей. Для того, чтобы преподаватель смог воспользоваться всем существующим массивом методов, было бы правильно их систематизировать и упорядочить, предложив для классификации единое основание. В настоящий момент известны несколько основных источников приобретения знаний: практика, наглядность, слово, книга, компьютерные системы. Исходя из определенной модификации способов выражения, выделяется пять методов: практический метод, который включает в себя решение практических и проблемных задач; наглядный метод — иллюстрация схем, таблицы, наблюдения в своей практической деятельности; работа с учебным материалом, книгами — объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут; словесный метод — чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование; видеометод — просмотр, обучение, контроль обучающих видеоматериалов. Цель любого обучения — интериоризация (усвоение) опыта (знаний) слушателями настолько, что они становятся для них опорой в практической деятельности. Для достижения обозначенной цели и существуют разнообразные средства, формы и методы обучения, а также особые виды деятельности, обусловленные спецификой изучаемой дисциплины. Роль преподавателя — грамотно организовать процесс усвоения на всех его этапах: мотивации, восприятия, осмысления, интериоризации.
Инновационные формы и методы обучения Дистанционное обучение — это особая форма обучения, при которой учебные процедуры осуществляются с использованием технологий (телекоммуникационных, информационных, почты и пр.) в условиях территориальной разобщенности преподавателя и студентов. Оптимальным способом организации учебного процесса является сочетание традиционных и дистанционных форм. Существенное значение в этом случае приобретает необходимость приобретения соответствующей материально-технической базы. Она включает в себя собственно компьютерные мультимедийные программы, а также доступные для пользователя компьютеры, фонд видеолекций и доступные видеоклассы. Кроме того, требуются педагоги, способные работать с использованием дистанционных методик.
Этапы дистанционного обучения: 1) контактные установочные лекции; 2) передача по Интернету лекционного материала по отдельным темам, выдача индивидуальных заданий студентам и получение от них обратной информации, осуществление текущего контроля; 3) итоговый контроль в виде экзамена или зачета.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (466)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |