Социологии, когда он возник)
С.А. Губина Автобиография как метод самоанализа и познания общества (социологический практикум и методические рекомендации к курсовой работе) Утверждено редакционным советом университета в качестве учебного пособия
Москва 1996 ББК 60.5:я7 Г 932 УДК 301: 929: 001.8 (072) Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (социологический практикум и методические рекомендации к курсовой работе): Учебное пособие / РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 1996. 46 с. Что собой представляет автобиографический метод в социологии? Как его можно использовать в качестве самоанализа и анализа общества? Ответы на эти вопросы содержатся в учебном пособии к социологическому практикуму по написанию автобиографии и составлению родословной. В пособии дается програма автобиографического исследования, подробно описывается методика и этапы написания курсовой работы по автобиографии. Автобиографическое исследование можно проводить последовательно выполняя практические задания к следующим темам курса социологии: Предмет и объект социологии. Методы социологического исследования; Личность и общество. Социализация личности. Социальные типы личности; Социальная структура, социальная динамика и стратификация общества; Семья и общество; Социология полигики и управления. Социальные процессы; Социология образования; Социология культуры и религии. Социальные регуляторы. Предназначается для студентов, изучающих социологию, и может представить интерес для тех, кто интересуется проблемами генеалогии, составления родословной. Табл. 4. Схем 2. Библиогр.: 7 назв. Рецензенты: проф. С.Г.Спасибенко (ГМПУ им. В.И. Ленина) доц. И.Е. Бондаренко (РХТУ им. Д.И. Менделеева) ISBN 5-7237-0055-3 © РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1996 "Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества". (Белинский ВТ. Поли. собр. соч: Т. М.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 488). История вопроса и его актуальность (или несколько слов о том, что собой Представляет биографический метод в социологии, когда он возник) Автобиография... Что она собой представляет? Казалось бы, проще простого рассказать о себе: где родился, где учился, где живешь, кто родители... Однако автобиография чем-то похожа на айсберг. Видимая часть - это сегодняшняя жизнь и жизнь родителей, живущих бабушек и дедушек и других родственников. Большая же часть биографии скрыта прошлым - веками и тысячелетиями. Представьте себе, что Вы потомок 801 поколения людей разумных ("homo sapiens"), живущих на земле. Что Вы знаете о тех, кто дал Вам жизнь? По подсчетам американского социолога О.Тоффлера, 650 поколений наших предков жило в пещерах, только 70 последних поколений овладели письменностью, 6 поколений знакомы с печатным словом (на Руси итого меньше), только 4 последних поколения научились измерять время, 2 поколения пользуются электромотором. А Ваше поколение осваивает персональный компьютер. Как же проникнуть в наше личное прошлое, наладить связь времен, узнать, как жили и что собой представляли наши далекие предки? Восстановить связь времен (хотя бы самого ближайшего времени) помогает составление родословной, А.С.Пушкин, например, знал свою родословную, насчитывавшую 600 лет и бравшую начала от предка Раче, который "мышцей бранной служил Александру Невскому". Такое знание родословной среди знати было обычным явлением. Во многом это диктовалось социально-экономическими причинами, стремлением сохранить принадлежность к высшему сословию, а отсюда - и возможностями пользоваться соответствующими благами. По древности рода определялось достоинство человека. Даже обедневший род пользовался вниманием и предпочтением. Представители других сословий: мещане, священнослужители тоже знали имена своих далеких предков. Для купцов, например, родословная служила показателем честно нажитого капитала. Вели ли родословную простые люди? Безусловно, крестьяне знали имена прадедов, прапрадедов и более далеких предков. Родословная память служила источником силы, выживания, достоинства простых людей. Однако народная родословная ограничивалась памятью двух-трех поколений. Во многом это объяснялось отсутствием массовой письменности в России (память о предках передавалась "из уст в уста"). Кроме того, крестьянская родословная велась по кличкам (крепостные крестьяне не имели фамилии). Помещикам было невыгодно, чтобы крестьянин вел свою родословную: чем меньше крестьянин знал о своих корнях, тем меньше чувство достоинства и независимости он испытывал, тем легче было его подавлять и закреплять за собой. Снижала возможность составления родословной и крестьянская община, так как культивировала "общинный дух", солидарность, коллективизм, нивелировала личность. А родословная должна подмечать особенное, индивидуальное, исключительное в каждом представителе своего рода, что не соответствовало духу времени. Сегодня мы живем в невероятно быстро изменяющемся социальном мире. На маленьком отрезке исторического времени, в котором довелось (или посчастливилось?) нам жить, происходит смена столетий, сталкиваются тысячелетия, меняются формации и цивилизации, трансформируются ценности. Суть масштабных разрушительных процессов последнего десятилетия направлена против монополизации принципа коллективизма и всех его питающих факторов -государственной, общественной экономики, идеологии, политики, социальных организаций. Новой пробивающейся тенденцией развития общества выступает нарастающий процесс индивидуализации социальной жизни. Это глобальная тенденция. В ее основе переход к информационному обществу, цивилизованному рынку, правовому государству. Индивидуализация общественной жизни означает признание автономности, прав и достоинства человека, создание условий для самореализации личности, развития ее способностей. В этом ключе - возрастания роли личности - значение написания автобиографии для формирования "лица с необщим выражением" приобретает особый смысл. Составление родословной, обращение к своим корням оказывает могучее нравственное воздействие на человека, укрепляет его дух. Всегда, когда человеку трудно или когда он стоит перед большими испытаниями, он обращается к матери, припадает к своим истокам. Впереди каждого из нас ждут суровые испытания на выживаемость. Обращаясь к памяти предыдущих поколений, мы обретаем могучий источник вдохновения, освобождения творческой энергии, необходимой для нашего счастья и счастья наших детей. На Западе биографический метод пользовался чрезвычайной популярностью уже в 20-30 годах XX века. Хили, американский социолог, в 1923 году на ежегодном симпозиуме социологов провозгласил биографический метод лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жизни. Он утверждал, что узнать мотивацию социального поведения личности можно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, образ жизни, круг общения человека. Биографический метод (от греческого biographia - жизнеописание) - один из распространенных методов изучения социальных процессов через субъективное восприятие индивида на основе сбора и анализа личных документов (переписки, дневников, автобиографий). Теоретически он был разработан польскими социологами Томасом и Знанецким. В 1919 году они выпустили книгу "Польский крестьянин в Европе и Америке". Чтобы собрать материалы о судьбе польского крестьянина, эмигрировавшего в Европу и Америку, они опубликовали в газете объявление с просьбой к полякам, приехавшим в США, присылать свои автобиографии, письма родственников по определенному адресу за небольшую плату - 10 центов. Так они собрали колоссальную информацию о жизни польских эмигрантов. Это позволило им выявить механизм и процессы приспособления личности к новым социальным условиям. Биографический метод является важным инструментом для изучения изменений в общественных нравах, нормах и ценностях, особенно в переломные моменты развития общества. В центре биографического исследования - изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее "встроенное™ в социум" и накопленного опыта. Биография отдельного человека может служить типичным проявлением определенных социальных процессов в обществе. Можно сказать, что человек - это "свернутое общество", его концентрированное отражение. Объектом автобиографического исследования служит изучение собственной жизни индивида в социальном контексте. С помощью автобиографического метода можно увидеть, как жизнь отдельного человека "впечатывается" в общество, как история его жизни связана с историей общества. Этот метод не лишен недостатков, таких как, отсутствие репрезентативности (представительности) из-за малой выборки, субъективная окраска воспоминаний. Поэтому его необходимо дополнять социально - историческим анализом. Биографический метод широко используется в учебно-методических целях при изучении курса социологии. Американские студенты, например, рассматривают написание автобиографии как важную часть социологического практикума. Составление автобиографии студентами нашего университета также является важнейшим условием неформального подхода к изучению курса социологии. Программа автобиографического исследования (объект, предмет, цели и задачи исследования) Составление автобиографии - это самостоятельное социологическое исследование, отражающее на примере жизни одного (или нескольких) поколений социальные процессы и изменения, происходящие в обществе. Коль скоро работа по написанию автобиографии сродни научному исследованию, то в ней должны присутствовать все аспекты исследовательского процесса. Нужно определиться в целях и задачах исследования, объекте и предмете изучения, методах сбора и анализа социально значимой информации. Объектом автобиографического исследования выступает собственная жизнь индивида, жизнь его родителей и более далеких предков в контексте социальной истории. Предметом изучения автобиографии является установление и осмысление связей между личной жизнью индивида и его родословной с обществом в целом. Сам исследователь изучает собственную жизнь, ее внутреннюю динамику, ее "встроенность" в социум; познает прошлое (через анализ родословной ), осмысливает настоящее (через самоидентификацию с социальными процессами), прогнозирует (строит планы) свое будущее. Таким образом, предметом автобиографического исследования выступает самоанализ и анализ общества. Какова цель автобиографического исследования? "Познай самого себя" (надпись на дельфийском храме) Для чего пишется автобиография? Написание автобиографии преследует одновременно несколько взаимосвязанных целей. Во-первых, основой автобиографического исследования является углубленный самоанализ с целью самопознания, осознания своей самобытности и самотождественности в рамках общества. Осознание индивидуальности, неповторимости себя как члена общества является важным признаком личности. Ведь человек становится личностью не только в процессе освоения социально значимых качеств, но и в результате способности самоосознания. Изучая свою жизнь и жизнь своих предков на определенном социально-историческом фоне, можно более глубоко осознать свою индивидуальность, получить богатую информацию для размышления о путях саморазвития и самоопределения. Почему написание автобиографии поможет яснее представить собственную жизненную перспективу? По мнению известного американского психолога Эрика Берна, жизненный путь человека определяется в какой-то мере свободными устремлениями самой личности, тем положением, которое создают родители, различными обстоятельствами, а также генетическими факторами. Что человек унаследовал от своих родителей, бабушек и дедушек? Что его связывает с далекими предками? Оглядываясь назад, человек сможет лучше различить путь, лежащий перед ним. Автобиография - это путешествие в собственное прошлое. Прошлое - это фундамент настоящего и будущего. Кто имеет слабое представление о своем прошлом или вообще не подозревает о его существовании, не сможет прочно укрепиться в настоящем. Известна истина: человек, не знающий, кто он и что он такое, никогда не поймет, чего же он хочет. С познания самого себя начинается определение цели жизни. Работа над своей автобиографией означает работу над своим характером. Изучая прошлый опыт, человек подвергает его анализу и оценке, а из совершившихся фактов и событий извлекает уроки. Какую бы ценность ни представлял опыт окружающих, человек все равно учится на собственном опыте ошибок и неудач, учится на собственной жизни. Извлечь пользу и выгоду для себя из своего прошлого, отделить ценное от несущественного - значит приобрести хороший толчок для собственного самосовершенствования. Чем больше человек познает себя, тем больше учится понимать себя. А тот, кто понимает себя, тот принимает себя таким, какой он есть. А это помогает строить отношения с другими людьми на доброжелательной основе. Следовательно, работа над автобиографией помогает занять правильную жизненную позицию во взаимоотношениях с другими людьми. Таким образом, написание автобиографии является методом познания самого себя, средством работы над самим собой и своим характером, лучшим способом самоопределения и умения понимать других людей. Вторая важнейшая цель автобиографического исследования состоит в том, чтобы студент через анализ личной жизни и своей родословной смог лучше понять общество, в котором он живет. Для этого на основе автобиографии и родословной предусмотрены практические задания к семинарским занятиям по таким темам, как:
Личностное восприятие общественных процессов помогает студенту "переварить" социологию в органической связи с жизненной биографией своих предков. Можно сказать, что автобиография - это мини-социология, или социология, пропущенная через сердце студента. Автобиография выступает, таким образом, неформальным методом изучения социологии и выполняет важную образовательную задачу. В-третьих, в процессе написания автобиографии, составления родословной и генеалогического древа студент овладевает социологическими методами - целой системой операций, процедур и приемов по сбору сведений о себе и своих родственниках: опрос (очный и заочный, почтовый и телеграфный), интервьюирование, наблюдение (включенное и отстраненное); анализ документов (личных и официальных), составление генеалогического древа, составление сравнительных таблиц. Осмыслить полученные результаты и провести социологический анализ исследователь сможет с помощью сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод позволяет получить и сопоставить различные временные срезы в развитии поколений детей -родителей - прародителей, выявить произошедшие в них изменения, понять и объяснить их. Решение аналитических задач исследования способствует формированию у студента сравнительной оценки своего социального положения по многим критериям (условия и качество жизни, тип семьи, жизненные ценности). Это может стать хорошей базой для самоанализа, оказать влияние на социальное поведение и жизненный выбор человека. Автобиографическое исследование решает следующие задачи: 1. Сбор, систематизация и анализ автобиографических сведений, касающихся лично самого исследователя. 2. Составление родословной: а) сбор и систематизация социологических сведений о родителях; б) сбор и систематизация сведений о бабушках и дедушках (прабабушках и прадедушках...). 3. Составление генеалогического древа. 4. Проведение сравнительно-исторического анализа полученных результатов.
7. Написание и оформление курсовой работы по автобиографии. Методика и этапы автобиографического исследования Практические задания к семинарским занятиям Методика подготовки и написания курсовой работы по автобиографии непосредственно связана с этапами решения исследовательских задач. Всего пять этапов. Одновременно, каждый из этих этапов включает в себя практические задания к семинарским занятиям. Выполняя их, студент может постепенно, в течение семестра подготовить курсовую работу. I этап. Составление автобиографии и самоанализ - содержит практические задания к темам: Личность и общество. Социализация личности. Социальные типы личности. Социальная структура, социальная динамика и стратификация общества. II этап. Составление родословной - включает практические задания к темам: Социальная структура, социальная динамика и стратификация общества. Семья и общество. III этап. Составление генеалогического древа - связан с выполнением практического задания к теме: Семья и общество. IV этап. Сравнительно-исторический анализ общества - включает в себя практические задания к темам: Социология политики и управления. Социальные процессы. Социальная структура, социальная динамика и стратификация общества. Социология культуры и религии. Социальные регуляторы. Социология образования. V этап. Написание и оформление курсовой работы по автобиографии - содержит основные методические требования по оформлению. На всех этапах работы с автобиографией и родословной студент овладевает практическими приемами и методами социологического исследования, с которыми знакомится в теме "Методы социологического исследования".
I этап
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |