Основные определения для подготовки к экзамену
Философия – особая форма общественного сознания и познания, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Функции философии: мировоззренческая – связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения – системы общих представлений о мире и человеке. Методологическая – связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека. Познавательная (гносеологическая) – связана с познанием мира и человека. Логическая – связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления. Ценностная (аксиологическая) – связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества. Гуманистическая – связана с обоснованием ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод. Эвристическая – связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания. Эстетическая – связана с изучением законов Красоты и её восприятием человеческим сознанием. Практическая – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека. Культуротранслирующая – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества. Основной вопрос философии: в нём необходимо отметить две стороны: Первая касается соотношения материального и идеального. Вопрос ставится так: «Что первично, материя или дух (сознание?» или, как отмечал Ф. Энгельс, вопрос об отношении мышления к бытию». Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: «Познаваем ли мир?» Другими словами, «Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Гуманизм – от лат «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа. Особый тип философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нём самостоятельный источник творческих сил. Детерминизм – (от лат determinio – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей. Детерминизм в социальных науках – использование принципа причинно-следственной закономерной связи в анализе социальной жизни. Одной из исторических форм детерминизма в социальных науках является географический детерминизм, т.е. концепции, утверждающие географическую среду в качестве детерминанты социального устройства и социально-исторического развития отдельных государств. Онтология – учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущности. Гносеология – (от греч. gnosis – знание, logos – учение – учение о познании, теория познания) – раздел философии, рассматривающий проблемы человеческого познания, вопросы о его возможностях и границах, о путях и средствах достижения истинного знания, о роли познания в бытии человека. Аксиология – (от греч. axia – ценность, logos – учение) – учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для личной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого. Этика – учение о морали; разбирает специфику понятий «нравственность», «мораль», а также принципы их формирования каждым человеком и обществом. Философская антропология – учение о человеке; рассматривает сущность и специфику человека, формирование его мировоззрения и роль в этом природы, общества, науки и религии. Социальная философия – раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов. Диалектика – это учение, рассматривающее все вещи, их свойства и отношения, а также все формы отражения в сознании человека во взаимной связи и развитии. Метафизика – это учение, рассматривающее все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные отражения вне их связи и развитии как застывшие, раз и навсегда данные. Изменение – категория в философии, которая характеризует состояние, альтернативное относительности, переход из одного состояния в другое, смену содержания во времени. Развитие – однонаправленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному. Прогресс – один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения. Принцип всеобщей связи отражает необходимость рассмотрения предмета в его взаимосвязи с другими предметами. Принцип рассмотрения предмета в его развитии, самодвижении и изменении. Для того чтобы познать материальное образование, необходимо рассматривать его в движении, а также проследить возникновение и развитие, переходы с одних стадий развития на другие. Закон в философии - это необходимая, существенная, внутренняя, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно выражает такую взаимосвязь характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определённом этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Сущность закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что противоположные тенденции в любом предмете, вещи, исключая друг друга, не расходятся и не уничтожают друг друга, существуют вместе и находятся в органической связи – взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, представляя собой единство противоположностей. Закон отрицания отрицания – в процессе прогрессивного развития каждая ступень как результат двойного отрицания – снятия является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Категории диалектики. Совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет вещь, чем она является, составляет её качество, а совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину, составляет её количество. Эти категории неразрывно взаимосвязаны между собой и образуют меру. Мера есть количественные границы, в которых может существовать данное качество. Содержание есть совокупность всех элементов объекта, их взаимодействий и изменений. Формой является организация устойчивых связей между элементами в объекте. Система – это совокупность элементов. Часть – материальное образование, входящее в состав другого материального образования и выступает в качестве момента его содержания или формы. Целое – материальное образование, включающее в себя в виде взаимосвязанных элементов другие материальные образования и обладающее свойствами, не сводящимися к свойствам составляющих его частей. Необходимыми являются те свойства и связи, которые имеют причину своего существования в себе, они обусловлены внутренней природой элементов, составляющих материальное образование. Свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними обстоятельствами, называются случайными. Возможность – это совокупность предпосылок изменения, становления новой действительности, а действительность есть ставшее. Сознание – это способность любого существа воспринимать, понимать, анализировать всё происходящее, запоминать, формировать новое, и, на основе всего вышеперечисленного, преобразовывать действительность и передавать на своём уровне существования и развития определённую информацию. Разум – ум, способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное познание (как рассудок), но и на познание целостности, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Рассудок – психическая деятельность, дающая материал для разума путём образования понятий, суждений, путём умозаключений. Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил. Познание – это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Объект познания – это некая объективная реальность, являющаяся содержанием наших мыслей. Субъект познания – носитель целенаправленного действия, активно действующий, познающий субъект, обладающий сознанием и волей. Апологетика – имеет своим предметом защиту положений христианского учения перед враждебными ему положениями других религий, философии и др. Её основополагающая категория – понятие Бога; главные мировоззренческие вопросы: методы познания Бога, взаимоотношения Бога и мира, Бога и человека, греховность человека и возможность его спасения. Патристика – религиозно-философское направление средневековой философии, основная идея которого состоит в трактовке Священного Писания. Бога можно понять только с помощью истинной веры. Основной тезис Августина Блаженного «Верую, чтобы понимать». Схоластика – религиозно-философское направление философии средних веков, основная цель которого заключается в трактовке богословских текстов и вопросов о познании Бога. Представители этого направления утверждали, что познать сущность Бога можно только с помощью совмещения веры и разума (веры и знания). Бытие – одна из главных тем и проблем философии, представленная в постоянных попытках дать понятие о всеобщем процессе, объемлющем человеческое существование, выразить взаимосвязь различных форм мироздания. В обычном употреблении понятия о бытии обычно совпадают с понятиями универсума, космоса, вселенной, природы, жизни. Материя: основные значения: 1) субстрат, «подлежащее», «то, из чего (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная; 2) бесконечно делимый континуум, пространство, «то, в чём (Платон), или протяжение (Декарт); 3) принцип индивидуации, т.е. условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц); 4) вещество или тело, обладающее инертностью, т.е. массой, и непроницаемостью, т.е. упругостью или твёрдостью (античные стоики, новоевропейские материалисты). Материя противопоставляется духу, разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию, или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие. Движение – переход явлений из одного состояния в другое, т.е. всякое изменение вообще. Материализм – философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, ни прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом Духе (Боге, Абсолютной Идее). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Идеализм – философское направление, в котором мир отождествляется с содержанием сознания (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного бытия, универсального сознания, Абсолюта (объективный идеализм). Агностицизм – философское учение, отрицающее попытку познания мира. Скептицизм – философское учение, утверждающее идею сомнения в возможности истинно познавать мир. Сциентизм – философское направление философии науки ХХ века, утверждающее, что любые вопросы необходимо решать с помощью основных критериев науки. Антисциентизм – философское направление ХХ века появляется как противоположность сциентизму, развенчивающее культ науки, утверждающее, что не только она является основным критерием обоснования знания, но и философия и религия. Эмпиризм – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт. Рационализм – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума. Истина – это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Наука – это форма деятельности человека, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства воспроизводства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов. Метод – это совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности, организованной определённым образом. Метод – в переводе с древнегреческого – путь исследования, познания, теория, учение – в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определённой деятельности, решения некоторых задач. Метод в науке – это заданный сопряжённой гипотезой путь учёного к постижению предмета изучения. Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта). Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определённых систем обозначения, принятых в науке. Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез – их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза – совершенно новое образование. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Он создаётся для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Моделирование – метод исследования определённых объектов путём воспроизведения их характеристики на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютное тело»). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного исследования, заключающийся в выдвижении некоторых утверждений в качестве гипотез и проверке этих гипотез путём вывода из них. Картина мира – система представлений о мире, выраженная в понятиях, принципах, законах, гипотезах. Научная картина мира – это исторически обусловленная система образно-модельных представлений о мире, выработанная научным познанием и выраженная в общенаучных понятиях, принципах, законах, гипотезах. Философская картина мира – это система представлений человека о мире, выраженная в гипотезах, теориях, доказанная и обоснованная рациональным способом. Религиозная картина мира – это система представлений человека о мире, выраженная в религиозных догматах. Классы – это социальные группы, главные признаки которых – наличие или отсутствие частной собственности; определённый образ жизни; принадлежность к определённой профессии; к властным структурам. Социальная сфера – структура, включающая индивидов с их статусом и социальными ролями, объединения этих индивидов в социальные группы (классы), социально-территориальные, этнические и другие общности. Духовность – стремление людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. Духовность – это есть добровольный выбор индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинение своей жизни их требованиям. Духовная сфера включает в себя следующие формы общественного сознания: философское, религиозное, научное, моральное (нравственное), эстетическое, политическое и правосознание. Политическая система общества – это совокупность политических и государственных организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе. Общество – это демографическая, производственная, социальная и духовная общность составляющих его индивидов. Государство – политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определённой территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок. Культура – форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты. Культура – процесс идеалообразования (процесс формирования культурных ценностей и идеалов каждым человеком и обществом); культура – нормы и принципы поведения каждого отдельного человека и общества. Цивилизация – это духовная формация общества, представляющая собой и наднациональную общность людей, и духовно-культурную интеграцию сфер общества и определённый образ жизни индивидов. Индивидуальность – это не только автономное и независимое отдельное Я, это и самоценное создание, неповторимое творение природы, которое может порадовать мир своими необычными и уникальными проявлениями. Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также – своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений. Глобальные проблемы современности – это комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним отдельные регионы и страны. Футурология – в широком смысле: совокупность представлений о будущем человечества; в узком: область научных знаний (теоретических, эмпирических и методологических) относительно перспектив социальных процессов).
Экзаменационные вопросы 1. Предмет философии. Определения философии. 2. Типы мировоззрений. Функции философии. 3. Структура философского знания. 4. Основные направления в философии. Специфика решения основного вопроса философии. 5. Философия и наука: единство и различие. 6. Философия Древней Индии (направления, представители, основные идеи). 7. Философия Древнего Китая. 8. Ранние школы греческой философии. 9. Античная философия эпохи классики (Сократ, Платон, Аристотель). 10. Философия эпохи эллинизма: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, кинизм. 11. Философия эпохи Средневековья (патристика, схоластика). 12. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий. 13. Философия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Пико дела Мирандола, М. Монтень, Н. Макиавелли, Т. Мор: одного из представителей более подробно). 14. Проблема метода в философии ХVII в. 15. Философия ХVII в. в Западной Европе (социальные идеи Дж. Локка, Т. Гоббса). 16. Философия эпохи Просвещения в Западной Европе. 17. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф.В. Шеллинг, И. Г. Фихте, Л. Фейербах: одного из представителей более подробно). 18. Неклассическая философия ХIХ в. в Западной Европе (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей: одного из представителей более подробно). 19. Основные этапы развития позитивизма в западной философии ХIХ-ХХ вв.: позитивизм; эмпириокритицизм; неопозитивизм. 20. Философия ХХ в. в Западной Европе (экзистенциализм, философская антропология, философская герменевтика, феноменология, аналитическая философия, прагматизм, структурализм: одно из направлений более подробно). 21. Марксистская философия. 22. Русская философия Х-ХVIII вв. (направления, представители, основные идеи). 23. Русская религиозная философия ХIХ в. (славянофильство, западничество). В.С. Соловьёв. 24. Философия «русского зарубежья»: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский (философские идеи одного из мыслителей более подробно). 25. Русский космизм. 26. Русский марксизм: причины появления, представители, основные идеи. 27. Категория бытия в философии, её смысл и специфика. 28. Формирование научно-философского понятия материи. 29. Движение, основные формы движения материи. Движение и покой. 30. Пространство и время: реляционная и субстанциальная концепции (представители, основные идеи). 31. Проблема сознания в философии. Проблема искусственного интеллекта. 32. Сознательное и бессознательное. 33. Теория познания в философии. 34. Проблема истины в философии. 35. Истина и её критерии. Ложь и заблуждение. 36. Диалектика и метафизика: основные этапы становления и развития. 37. Законы и принципы диалектики. 38. Категории диалектики. 39. Сущность и специфика науки. Дискуссии о возникновении науки. 40. Два проекта науки и их модели мира. 41. Этические проблемы науки. 42. Методы научного познания. 43. Общество как объект философского анализа. 44. Общество и природа: динамика взаимодействия. 45. Общество как система (социальная, политическая и духовная сферы общества). 46. Формационная и цивилизационная концепции исторического процесса. 47. Культура и цивилизация. 48. Проблема человека в философии. Поиски смысла жизни. 49. Индивид, индивидуальность, личность в философии. 50. Глобальные проблемы современности: пути и методы их решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев, П.В. История философии [Текст] / П.В. Алексеев. - Москва: Проспект, 2010, 240 с. 2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учебное пособие [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - Москва: Проспект, 2010, 592 с. 3. Барковский, П. Феномены понимания. Контуры современной герменевтической философии [Текст] / П. Барковский. - М.: Эконом-Пресс, 2008, 176 с. 4. Василенко, И.А. Политическая философия [Текст] / И.А. Василенко. - М.: Инфра-М, 2010, 320 с. 5. Гобозов, И.А. Социальная философия [Текст] / И.А. Гобозов. - М.: Академический проект, 2010, 352 с. 6. Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2 [Текст] / Д.И. Грядовой. - Юнити-Дана, 2009, 456 с. 7. Грязнов, А.Ф. Аналитическая философия [Текст] / А.Ф. Грязнов. - М.: Высшая школа, 2006, 376 с. 8. Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы [Текст] / В.Д. Губин. - М.: Омега-Л, 2006, 376 с. 9. Гуссерль, Э. Идея феноменологии [Текст] / Э. Гуссерль. - Москва: Гуманитарная академия, 2008 с. 10. Дубровский, Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект [Текст] / Д.И. Дубровский. - Москва: Стратегия – Центр, 2007, 272 с. 11. Замалеев, А.Ф. Курс лекций по истории русской философии [Текст] / А.Ф. Замалеев. - Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. 236 с. 12. Замалеев, А.Ф. Русская религиозная философия. ХI-ХХ вв. [Текст] / А.Ф. Замалеев. - Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2007, 208 с. 13. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст] / А.Ф. Зотов. - Москва: Проспект, 2010, 608 с. 14. Емельянов, Б.В., Любутин, К.Н., Русаков, В.М., Саранчин, Ю.К. История русской философии [Текст] / Б.В. Емельянов, К.Н. Любутин, В.М. Русаков, Ю.К. Саранчин. - Москва: Академический проект, Деловая книга, 2005, 736 с. 15. Ивин, А.А. Основы социальной философии [Текст] / А.А. Ивин. - М.: Высшая школа, 2007, 440 с. 16. Ильин, В.В. Философия: учеб.: в 2 т. [Текст] / В.В. Ильин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 17. Иконникова, Г.И., Иконникова, Н.И. Философия Древнего мира [Текст] / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. - М.: Юнити-Дана, 2010, 248 с. 18. История мировой философии: учеб. пособие /А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. 19. Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга, Логос, 2008, 400 с. 20. Канке, В.А. Философия науки. Краткий энциклопедический словарь [Текст] / В.А. Канке. - М: Омега-Л, 2009, 328 с. 21. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П., Фахти, Т.Б. Основы философии науки [Текст] / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фахти. - Феникс, 2010, 608 с. 22. Лебедев, С.А. Философия науки [Текст] / С.А. Лебедев. - М.: Наука, 2005. 23. Любутин, К.Н. История западноевропейской философии [Текст] / К.Н. Любутин. - М.: Академ проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2005. 24. Мареева, Е.В., Мареев, С.Н., Майданский, А.Д. Философия науки [Текст] / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, Майданский, А.Д. - М: Инфра-М, 2010, 336 с. 25. Миронов, В.В. Философия [Текст] / В.В. Миронов. - Москва: Проспект, 2010, 240 с. 26. Пивоев, В.М. Философия культуры [Текст] / В.М. Пивоев. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009, 432 с. 27. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. [Текст] / Дж. Реале.– СПб. Петрополис, 1994-1997. 28. Родчанин, Е.Г., Колесников, В.И. Философия для технических вузов [Текст] / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. - Москва: Наука-Пресс, 2008, 432 с. 29. Рузавин, Г.И. Философия науки [Текст] / Г.И. Рузавин. - Юнити-Дана, 2008, 400 с. 30. Оганян, К.М., Бранский, В.П., Манько, Ю.В. Социальная философия [Текст] / К.М. Оганян, В.П. Бранский, Ю.В. Манько. - Петрополис, 2009, 396 с. 31. Светлов, В.А. История научного метода [Текст] / В.А. Светлов. - М.: Академический проект, Деловая книга, 2008, 704 с. 32. Соколов, В.В. Средневековая философия [Текст] / В.В. Соколов. - ЛКИ, 2008, 352 с. 33. Стивенсон, Д. Философия [Текст] / Д. Стивенсон. - М.: АСТ: Астрель, 2007. 34. Фишер, К. История новой философии [Текст] / К. Фишер. Лейбниц. М.: АСТ, Транзит-книга, 2005, 736 с. 35. Шварц, А. Введение в философию [Текст] / А. Шварц. - М.: Астрель: АСТ, 2005.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |