Дети первого года жизни. Особенности психомоторного развития.
Первый год жизни ребенка – самый потрясающий, самый непростой, самый важный и самый необычный период и для самого малыша, и для его родителей. Именно в течение первых двенадцати месяцев происходит стремительное развитие всех систем организма, и ребенок из беспомощного комочка превращается в веселого «годовасика», уверенно стоящего на крепких ножках. Психомоторное развитие детей первого года жизни. Новорожденный Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света. Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает. Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках. Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый. 1 месяц Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете. Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке. Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к». Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать. Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание). 2 месяца Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете. Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука. Речь – в конце второго месяца появляется гуление. Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке. Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым. 3 месяца Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе. Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы. Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого. Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову. Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции. Игра – рассматривает, ощупывает свои руки. 4 месяца Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение). Слух – различает голоса близких. Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам. Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается. Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга. Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот. 5 месяцев Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет. Слух – прислушивается к музыке. Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми. Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается. Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха. Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку. 6 месяцев Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки). Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса. Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение). Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку. Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого. Игра – манипулирует с игрушками. 7 месяцев Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват. Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают. Речь – элементы лепетной речи. Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски. Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом. Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки. 8 месяцев Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно. Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на». Речь – активный лепет, слоговая речь. Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания». Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым. Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку. 9 месяцев Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты. Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик». Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»). Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами. Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста. Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку. 10 месяцев Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием. Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов. Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого. Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия. Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный. Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут. 11 месяцев Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение. Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»). Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке. Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела. Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему. Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку. 12 месяцев Зрение – узнает многие предметы на картинке. Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»). Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов. Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает. Эмоции – появляется сопереживание. Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |