Приемы, направленные на развитие у ребенка импрессивной речи.
Развитие импрессивной речи. На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. «Поручения». Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик». «Делай, что я сказал (а)». Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит: - Мы идем: топ-топ. Дети идут за взрослым. - Побежали: шлеп-шлеп. Дети бегут за взрослым. - И устали: стоп! Дети останавливаются вместе со взрослым. После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры. Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством. Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например: - выбери все машинки; - выбери всех кукол. Можно классифицировать геометрические тела: - выбери все шарики; - принеси все кружки. Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)». «Грибки». Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания. Взрослый: Найди такой грибок. Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее. Взрослый (показывая два пальца): Два грибка. Ребенок повторяет движение, показывая два пальца. Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д. «Яблонька». Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия). Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же. Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны. Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца. Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу. Конечно, в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи. «Умный пальчик». На столе разложены картинки с изображением предметов. Педагог: «Покажи лошадку, покажи куклу.» Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку. Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того, кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.» Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов: «Покажи, где стол - где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет - мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала - машина приехала, пальто застегнули - расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал - Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит - летят). Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи: день - ночь; много - мало; высоко - низко; длинный (ая) - короткий (ая). Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: - рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) - рисуем короткую дорожку; - на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало ягод и т. д. Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями. Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |