Вопрос 54. Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз): особенности клинического проявления депрессивной фазы, психологическая диагностика.
Депрессивный синдром харатектеризуется триадой признаков: · Болезненно пониженное настроение · Двигательная заторможенность · Замедленное мышление
Пониженное настроение – три основных компонента эмоционального звена депрессивного синдрома: · тоскливый · тревожный · апатический
Идеаторные расстройства при депрессивном синдроме: · Фиксированность переживаний на определенной тематике · Сужение объема свободных ассоциаций и изменение их темпа (чаще замедление) · Затруднено осмысление ситуации, нарушены память и внимание, вплоть до картины слабоумия
Соматические симптомы депрессивного синдрома: симпатико-тонические феномены · Триада Протопопова: 1) тахикардия 2) мидриаз (расширение зрачка) 3) склонность к атоническим запорам – преобладание тонуса СНС · снижение веса · колебания артериального давления в сторону повышения · нарушения периферического кровообращения (цианотичные и холодные конечности) · колебания уровня сахара в крови · сухость кожи и слизистых оболочек · снижение секреции желез · нарушения менструального цикла · сухой – до появления трещин – язык · алгии различного происхождения
Нарушения сна при депрессивном синдроме Характер нарушений тесно связан с характером гипотимии: · При тоске – укорочение сна, раннее пробуждение, ощущение неполного «бодрствования» в утренние часы. · При тревоге – затруднено засыпание, бессоница, сочетается с частыми пробуждениями среди ночи. · При апатии – повышенная сонливость, поверхностный ночной сон.
Расстройство влечений при депрессивном синдроме Проявления зависят от ведущего аффекта: · при тоскливом и апатическом аффекте отмечается угнетение аппетита (часто в совокупности с отвращением к пище или отсутсвием вкусовых ощущений), полового влечения (вплоть до полного угнетения) · при тревожном состоянии может иметь место усиление влечений Депрессивная деперсонализация: · Основное проявление – «болезненная психическая анестезия», переживаемая как «скорбное бесчувствие», «чувство утраты чувств», обеднение, ущербность эмоциональной жизни · Утрата естественных чувств к близким · Чувство утраты эмоционального отношения к окружающему вообще с безразличием к работе, к деятельности, к развлечениям · Утеря способности радоваться (ангедония), откликаемости на печальные события, способности к состраданию · Угнетение «витальных эмоций»: чувства голода, жажды, насыщения и удовольствия при приеме пищи, полового удовлетворения, чувства телесного комфорта, «мышечной радости» и утомления при физической нагрузке · Утрата чувства сна · Чувство «обезличенности», «чувство отсутствия мыслей», «речь без мыслей», «отрешенности» в общении, «бездушности» и пр.
Идеи малоценности и самообвинения: · Психологически понятные переживания заниженой самооценки, могут быть не стойкими, изменчивыми, чаще зависят от ситуации · Сверхценные идеи, отличаются стойкостью, малой изменчивостью, потерей прямой связи с ситуацией · Бредовые идеи, по содержанию это могут быть идеи малоценности, самоуничижения, самообвинения, греховности, ипохондрии и пр.
В картину депрессивного синдрома могут входить суицидальные тенденции: · 15% депрессий завершаются суицидом, риск завершенного суицида у больных депрессией в 20-30 раз выше, чем в общей популяции · 70% всех суицидов совершают именно больные с депрессией · На высоте развития депрессивного состояния возможны импульсивные суициды · Преобладают мотивы, обусловленные реальными конфликтами, переживаниями собственной измененности, депрессивной деперсонализацией
Суицидальный риск выше при: · депрессии легкой и средней степени выраженности · в ранние предутренние часы · в начале и окончании депрессивной фазы · при тревожно-тоскливом аффекте · у больных с астеническими, сензитивными и истероидными чертами личности в преморбиде При глубоких депрессиях суицидогенными являются бредовые идеи вины и ипохондрический мегаломанический бред (синдром Котара).
Выраженность проявлений депрессивной фазы: · дистимико-дисбулическая · циклотимическая · типичная (классическая) · бредовая депрессия · меланходическая парафрения Психологическая диагностика депрессивной фазы БАР(аффективно-эндогенный ППС, гипотимический вариант): Поведение: - Печальный, подавленный вид; - Низкий, замедленный психомоторный темп; - Низкая работоспособность; - Истощаемость; - Отказы от выполнения сложных заданий (необходима активная стимуляция со стороны эксперементатора); - Реакция на неудачу слабая, интрапунитивная (на себя); - Замедление темпа речи; - Уменьшение громкости речи; - Низкая речевая активность (все нужно спрашивать); Внимание - Затруднение произвольной концентрации (сложно усилием воли сконцентрироватся); - Истощаемость; - Снижение объема и переключаемости; Память - Снижение объёма непосредственной памяти; - Сохранны долговременное и опосредованное запоминание; Мышление - Нет грубых нарушений операциональной стороны; - Могут быть единичные снижения уровня обобщения за счет астенизации и истощаемости; - Замедление темпа мыслительной деятельности; - Бедность, шаблонность ассоциаций, нет сил выдумывать ассоциации; - Ослабление мотивационного компонента, нужна дополнительная стимуляция со стороны эксперементатора; - Наличие гипер критики к себе, вплоть до слез; - !!! Снижение фона настроения в эмоциональной сфере; - Низкая экспрессивность; - Ослабление мотивационной активности; При стимуляции пациенты демонстрируют сохранную способность оперировать категориями. Часто проявляются инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям. Мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей малой продуктивности или в отсутствии таковой. Целенаправленность суждений не страдает. Пациенты могут гиперкритически оценивать результаты своей деятельности, что, однако, не противоречит диагностике ослабления критичности мышления. Замедление мышления при патопсихологическом исследовании выражается в увеличении времени, затрачиваемого на каждое задание, в трудности перехода обследуемого от одного задания к другому. Больной не может сразу сосредоточиться на выполняемом задании. Он обладает совершенно сохранным уровнем обобщения и отвлечения, но тем не менее с трудом усваивает инструкцию по выполнению задания, особенно в тех случаях, когда экспериментальная задача отличается значительным объемом и в ее течении модус деятельности обследуемого должен изменяться в соответствии с инструкцией. Этому способствуют выраженные затруднения концентрации активного внимания, хотя при нерезко выраженной депрессии недостаточность активного внимания при исследовании удается преодолеть, и по мере выполнения задания (таблицы Шульте, исследование работоспособности по Крепелину) наблюдаются некоторое улучшение результатов, явления запаздывающей врабатываемости.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |