Приёмы развития общих движений на логоритмических занятиях.
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей. Так, при обучении движению используются различные приемы: а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.); б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п. Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения. При словесном методе используются следующие приемы: 1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося; 2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; 3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися; 4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр. 5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.; 6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки. 7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. 8) словесная инструкция. Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы. Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях. Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности. Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды. Занятие проводится фронтально; для совершенствования знакомых движений педагог делит группу и предлагает действовать самостоятельно, стимулирует к творческому поиску. Например, дает такие задания, как изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, провести подвижную игру с другими правилами, составить варианты игр, придумать новые. 90.Приёмы развития произвольной мелкой моторики на логоритмических занятиях. Система логоритмической работы по формированию общей и мелкой моторики детей достаточно многообразна, включает различные игры и упражнения. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики: 1. Ежедневная пальчиковая гимнастика: Выбор упражнения, дидактического и речевого материала определяется темой занятия. Упражнения необходимо проводить систематически в течение 3 – 5 минут на каждом занятии. С целью развития ручной моторики используются так же игры и упражнения, сопровождающиеся стихотворениями. При проведении таких игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответственно текстом стихотворения. Пример: Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик хочет спать, 2. Проведение физкультурных минут на занятиях. Организованные физкультурные минуты призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить учащихся в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру к работе. Физкультминутка предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.Физкультурная минутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой.
Пример: Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
3. Теневой, пальчиковый театр. Включает в себя инсценирование сказок (пальчиковый театр). 4. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». Упражнения выполняются только карандашом. 5. Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него. 6. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки; рисование водой. 7. Работа с пластилином (лепка). скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей; 8. Печатание букв в тетради. 9. Конструирование и работа с мозаикой: - раскладывание и складывание разборных игрушек; - составление предметных разрезных картинок; - работа с мозаикой. 10. Выкладывание фигур из спичек (палочек). 11. Освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.). 12. Массаж и самомассаж пальцев рук. 13. Наматывание ниток на катушку, на клубок; 14. Растегивание пуговиц, зашнуровывание; 15.Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак - ребро – ладонь. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь. 16.Работа с природным материалом - выложить из горошин ствол дерева, из крылаток ветки дерева. Соберем 2 пальчиками крылатки и уберем в баночку, посчитаем их, учитель может придумать любое задание и разнообразить природный материал. 17. Обрывная аппликация. Из кусочка цветной бумаги выполнить аппликацию елочку (таким образом можно придумать любое задание). 18. Выполнение шнуровки (на шаблонах). 19. Работа со скрепками - посчитайте (прямой и обратный счет) [20].
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая благоприятно влияет на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). Педагогу следует добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. 91.Особенности логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Успешность усвоения программы в первую очередь зависит от методов обучения. Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чем они говорят. Дети знакомятся с лексико-грамматическими закономерностями языка преимущественно в устной форме, поэтому система дидактических упражнений помогает закрепить полученные речевые знания, умения и навыки. Развитие словарного запаса основывается на развитии познавательной сферы ребенка в целом, к предметам и явлениям окружающей действительности, на умении наблюдать и анализировать их, устанавливать взаимосвязи и отношения, обобщать имеющиеся знания о них. Значит, для активизации словаря можно использовать следующие виды работы: - активизация словаря по определенной теме (беседа по теме);- отгадывание предметов по описанию;- сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;- подбор синонимов и антонимов к определенным словам;- подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот;- подбор частных понятий к общему понятию и наоборот;- толкование многозначных слов;- объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;- подбор слов в устный текст. Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:- составление предложений с заданным словом;- восстановление правильного порядка слов в предложении;- ответы на вопросы с их постепенным усложнением;- образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.);- объяснение образования сложных слов;- подбор и употребление разных частей речи к словам;- подбор предлогов;- составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса;- использование одного слова в разных падежных формах;- отработка синтаксических структур.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |