Этапы педагогического эксперимента
Идея эксперимента. Эксперимент зарождается сначала в виде какой-то задумки, догадки, предположения о возможности улучшения существующей педагогической практики. Часто идея эксперимента состоит в том, что педагог выдвигает новую комбинацию известных приемов и способов, которая должна привести к определенному желаемому результату, В этом случае эксперимент представляет просто внедренческий этап идей педагогики сотрудничества и развития, проверку и приспособление методических рекомендаций новаторов к конкретным социально-педагогическим условиям. Для других учителей, методистов, руководителей идеи педагогики сотрудничества и развития являются исходной позицией для творческого усовершенствования, модернизация практики. Наконец, идея эксперимента может основываться на собственных авторских находках и решениях педагога. Однако задумка, догадка, идея, “как бы хороши они ни были, еще не определяют исхода эксперимента. К желаемому результату ведут сложные и тернистые пути практического осуществления задуманных идей.
Диагностический этап.
А) Объекты педагогической диагностики.
Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива - диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются: · личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.); · качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений); · мастерство учителей, воспитателей, руководителей; · содержание, методы, организационные формы и средства обучения; · отдельные направления воспитательного процесса: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое; · передовой педагогический опыт.
Диагностированию подвергается также общественное мнение: образ мыслей и отношение к учебе учащихся, воспитанников, суждение о школе родителей, производственников, общественных кругов. В результате диагностирования идеи эксперимента приобретают конкретные формы, определяются отдельные направления - возникают проблемы, для решения которых и создается педагогический эксперимент.
Б) Формулирование проблемы, темы. Сущность проблемы заключается в противоречиях между какими-либо компонентами, сторонами педагогического процесса, чаще всего - между результатом и средствами его получения. Для того, чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить пpoтивоpeчиe, необходимо проникнуть вглубь явления, понять, что известно и неизвестно о нем. Проблема рождается из накопленных знаний о незнании, она представляет вопрос, ответ на который должен дать эксперимент - наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем. Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.
Примеры проблем: А. “Развитие учащихся в процессе проблемного обучения” (каково влияние проблемного способа обучения на развитие учащихся?). Б. “Воспитание в условиях дифференцированного обучения” (каковы должны быть особенности воспитания?).
Конкретный эксперимент не может дать общего ответа на вопрос, он вычленяет из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного процесса (с предметом и объектов исследования). Привязка (реализация) проблемы к конкретной учебно-воспитательной обстановке (ситуации) дает формулировку темы эксперимента. Не следует путать тему эксперимента с темой как областью исследования (“Развивающее обучение”, “Дифференцированное содержание обучения”). В формулировке темы эксперимента отражается, в чем будет состоять экспериментальное воздействие и на что оно будет направлено.
Примеры тем: А. “Развитие творческих способностей учащихся путем применения проблемных ситуаций на уроках физики в 9 классе”. Б. “Особенности работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения”.
Тема, таким образом, определяет границы поиска в данной проблеме.
В) Актуальные проблемы эксперимента.
В настоящее время диагностирование paботы учреждений образования oбнаpуживaeт следующие важнейшие проблемы, решение которых требует массового экспериментирования. При этом каждый учитель, воспитатель, руководитель исходит из соображений оптимальности выбора проблем для конкретных условий, в которых работает школа, - поисков наибольшей эффективности, наименьшего времени, наименьшей сложности учебных затрат. Можно рекомендовать при выборе проблемы для эксперимента использовать принципы слабого звена (“прочность цепи определяется состоянием ее слабейшего звена”) и основного звена (“взявшись за которое, можно вытянуть всю цепь”).
Проблемы развития личности: Гуманизация и демократизация педагогических отношений; Отношения соучастия, сопереживания, содружества, сотрудничества, сотворчества как основа новых педагогических технологий; Личностный подход как условие развития личности; Педагогическое общение и его резервы; Формирование мотивации учения без принуждения; Оценивание деятельности детей; Формирование положительной “Я” - концепции личности учащихся; Формирование глубинных нравственных качеств личности - добродетелей; Воспитание свободы и самоопределения личности;
Дидактические проблемы: Гармонизация и гуманизация образования; Апробация новых учебных планов, программ, учебников и пособий; Дидактические проблемы умственного, трудового, художественного и физического развития детей; Дифференциация обучения по содержанию (факультативы, углубления, дифференциация по направлениям, по профилям). Реализация идеи свободного выбора в содержании обучения; Дифференциация обучения по уровню развития (уровневое обучение в классе, классы-потоки, реабилитационные группы и др.); Учебные режимы (пятидневка, паузация учебного дня, погружения, практика и т.д.); Применение методических идей педагогики сотрудничества и развития (идеи опоры, крупных блоков, опережения и др.);
Проблемы управления и педагогизации окружающей среды: Демократизация управления на всех уровнях в народном образовании. Государственно-общественное управление школой, оптимизация управления народным образованием в районе; Организация жизнедеятельности детей как целостного воспитывающего комплекса. Реализация идеи детской половины дня. Организация досуговой деятельности детей; Семейное воспитание. Формирование педагогической культуры родителей. Сотрудничество школы с родителями; Политехническое и трудовое воспитание детей. Профориентация. Формы сотрудничества с производством и хозяйствами. Участие детей в производительном труде. Вопросы хозрасчета трудовой деятельности детей и школ; Художественное развитие детей. Формы сотрудничества с учреждениями культуры; Здоровье и физическое, развитие детей. Сотрудничество со спортивными учреждениями, общественностью микрорайона по развитию детской физкультуры и спорта. Здоровый образ жизни ребенка;
Диагностический этап обязательно включает изучение состояния проблемы в психолого-педагогической теории, в передовом и новаторском опыте важнейших источников идей для решения намеченных проблем.
Прогностический этап.
Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана-программы эксперимента (“момент напряжения”+“момент озарения”).
А) Цели и задачи эксперимента.
Целью, как известно, называется идеальный образ желаемого результата; в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу “дерева целей”; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента. В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут представлять собой следующие разновидности: а) воссоздание в новых условиях того, что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т.д.; б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями; в) создание нового - того, что ранее не существовало, что не имеет аналогов, является принципиально новым. Примеры целей: Определение влияния проблемного изложения материала на развитие творческих способностей учащихся (цель типа “а”); Разработка оптимального варианта планирования воспитательной работы в классе дифференцированного обучения (цель типа “б”)
Задача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных педагогических усовершенствованиях, достижениях. Так, в приложении к обстановке класса, предмета, школы рождаются и формируются задачи экспериментальной работы.
Примеры задач: А. Для проблемного изложения материала раздела физики “Динамика” (9 кл.): 1) определить эффективность усвоения материала с помощью проблемной ситуации; 2) отобрать проблемные ситуации; 3) построить их систему; 4) апробировать их; 5) развить мышление учащихся; 6) дать рекомендации по применению проблемных ситуаций.
Б. Для работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения на старшей ступени: 1) проанализировать особенности воспитательной работы; 2) отобрать воспитательные мероприятия; 3) оптимизировать виды и формы воспитательной работы в связи с углубленной учебной деятельностью учащихся; 4) определить содержание воспитания старшеклассников, его направления; 5) выработать принципы составления планов воспитательной работы; 6) дать рекомендации по осуществлению воспитания личности.
Б) Гипотезы эксперимента.
Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в окружающем мире. По Энгельсу, гипотеза является формой развития науки. В педагогическом эксперименте гипотеза - это предложение о возможном пути решения проблем, способе достижения поставленной цели, о тех средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса. Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы. Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом. Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в развитии детей. Гипотеза выступает руководящей основой, определяет содержание и характер деятельности участников эксперимента. Она может быть заимствована из арсенала идей педагогики сотрудничества и развития, анализа научных достижений и, наконец, основываться на педагогическом опыте и интуиции экспериментатора. Основная гипотеза, так же как и цель, может сопровождаться дополнительными подгипотезами. Алгоритма формирования проблемы, темы, цели, задач и гипотез эксперимента не существует: их формулировки возникают в процессе разработки, взаимно связываясь, вытекая друг из друга, дополняя друг друга.
Примеры гипотез: А. Основная: Применение проблемных ситуаций по сравнению с обычным изложением при изучении физики должно значительно эффективнее развивать творческие способности учащихся. Дополнительные: o изучение физики автоматически не учит ребенка исследованию, творческому мышлению, для этого нужны специальные приемы; o одной из причин слабого усвоения знаний является недостаточное осознание, ощущение учеником проблемности материала; o процессу развития творческого подхода к решению задач способствует знакомство с приемами эвристического мышления.
Б. Основная: Если построить воспитательную работу на основе оптимального согласования (связи, соответствия) классной и клубной деятельности учащихся, можно получить более высокие результаты, чем при планировании воспитательной работы в отрыве от учебной. Дополнительные: · клубная деятельность должна быть связана с содержанием учебы; · работа без домашних заданий приносит эффект при наличии достаточных возможностей участия в клубной работе.
В) Составление плана-программы эксперимента.
Планирование – это проекция человеческой деятельности в будущее для достижения поставленной цели при определенных условиях и средствах. Результатом планирования является план - управленческое решение задачи достижения поставленной цели. План (программа) эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Практика убедительно показывает, что тщательно разработанный план педагогического эксперимента - залог его успешного проведения; он позволяет всесторонне осмыслить эксперимент, заранее предусмотреть объем работы, избежать различных огрехов, придает эксперименту ритмичность на всех этапах его проведения. Разработка плана основывается на общих принципах прогнозирования деятельности с учетом специфики и логики научного исследования. Структурными компонентами плана эксперимента выступают его основные этапы и различные экспериментальные мероприятия и процедуры. Включает: первоначальную формулировку проблемы, темы, целей и задач, гипотезы исследования, персоналии исполнителей и руководителей, календарные сроки проведения эксперимента. При разработке плана эксперимента четкое отражение должны найти следующие вопросы: · в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия, способы решения задач и т. п. будут подвергаться проверке и в каких вариантах; · какие параметры (свойства, характеристики, признаки) педагогического процесса будут выбраны для описания экспериментальных воздействий и их следствий; · как будут отслеживаться выбранные параметры; · какие методы получения и обработки информации будут применяться; · как будет обеспечено отграничение действия проверяемого приема обучения (воспитания) от всей совокупности приемов, как будет достигнуто уравнивание всех прочих условий (факторов); · какое время потребуется для проведения эксперимента; · какова будет логическая схема эксперимента, с чем будет сопоставляться результат, достигнутый в экспериментальной группе; · как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.
В план диагностического этапа включается изучение авторами эксперимента литературных источников, ознакомление с опытом передовиков, логический анализ основных понятий проблемы, на основе чего будет окончательно разработана методика эксперимента. В плане прогностического этапа намечается уточнение всех гипотез, формулировок, целей и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов. План организационно-подготовительного этапа составляется в подробном позиционном виде с указанием сроков и исполнителей: o вопросы согласования эксперимента; o подбор и необходимая коррекция (уравнивание) объектов эксперимента; o подготовка методического обеспечения; o подготовка исследовательского инструментария, размножение методических материалов; o проведение при необходимости разведывательного эксперимента. Практический этап в плане отражается указанием основных моментов и сроков контролирующего, формирующего и констатирующего эксперимента, особенностей логической схемы эксперимента. Планируются способы (методы) получения информации о ходе педагогического процесса и его результатах (проведение срезовых контрольных работ, анкет, тестов и т.д.). Далее следует совокупность мероприятий обобщающего этапа, связанных с обработкой и анализом полученных данных, подведением результатов эксперимента (формы отчетности), выработкой практических рекомендаций. Наконец, можно указать и предвидимое внедрение.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |