Базами для проведения данного вида практики являются образовательные организации, реализующие одну или несколько образовательных программ для детей дошкольного возраста, осуществляющие образовательный процесс на высоком профессиональном уровне; имеющие хорошую материальную базу и современное методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков проводится в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса рассредоточено, 1 раз в неделю, в течение всего 3 семестра 2 курса.
5. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
Общая трудоемкость Учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков составляет 3 ЗЕТ (108 часов), 2 недели.
Этапы практики
| Содержание этапов практики, включая самостоятельную работу студентов
| Форма отчетности
|
Подготовительный этап
(18 часов)
| Проведение установочной конференции.
Ознакомление студентов с планом практики. Постановка задач, характеристика содержания этапов работы.
Права и обязанности студентов.
Определение требований к отчетной документации.
Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность педагога, его права и обязанности.
Оформление медицинских книжек.
| Дневник по педагогической практике.
|
Основной этап
(80 часов)
| Проведение установочной конференции на базе образовательной организации. Знакомство с администрацией дошкольной организации, педагогическим коллективом.
Экскурсия по детскому саду (помещение, участок, предметно-развивающая среда).
Выявление специфики организации образовательной среды в разных возрастных группах.
Вводный инструктаж по технике безопасности; ознакомление с основными правилами внутреннего распорядка.
Распределение студентов по группам и прикрепление их к воспитателям-руководителям от базы практики.
| Дневниковые записи с рефлексивным анализом ресурсной базы образовательной организации.
Фотоотчет.
.
|
Наблюдение и анализ организации работы конкретной возрастной группы.
Организация предметно-развивающей среды. Оборудование раздевалки, групповой и умывальной комнаты, спальни, участка и др.
Инструктаж по оформлению и ведению дневника по педагогической практике.
Ознакомление с документацией воспитателя группы.
Помощь воспитателю в проведении режимных моментов с детьми.
Знакомство с детьми, наблюдение взаимоотношений детей между собой и с педагогом.
| Анализ предметно-развивающей среды возрастной группы.
Анализ документации воспитателя группы.
Сравнительный анализ оснащения и оформления помещений для детей разных возрастных групп в соответствии с ФГОС ДО.
|
Наблюдение за работой воспитателя в первой половине дня.
Наблюдение за реализацией педагогических функций в деятельности педагога, форм взаимодействия и стиле общения педагога с детьми, коллегами, родителями воспитанников.
Помощь воспитателю в организации и проведении режимных моментов.
Последующее обсуждение и анализ увиденного, заполнение дневника по практике.
| Описание содержания работы воспитателя с детьми в первой половине дня.
|
Наблюдение и анализ проведения воспитателем культурно-гигиенических мероприятий.
Помощь воспитателю при проведении режимных моментов. Распределение обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя при проведении приема пищи и подготовке к прогулке.
| Анализ проведения воспитателем культурно-гигиенических мероприятий.
|
Наблюдение за организацией игровой деятельности детей в группе и на участке детского сада. Подготовка к проведению игровой деятельности с детьми. Изготовление необходимых пособий и атрибутов для организации игровой деятельности.
Наблюдение организации и проведения воспитателем группы занятий с детьми, помощь воспитателю в подготовке к занятию.
| Анализ содержания игровой деятельности детей.
План-конспект проведения игры с подгруппой детей.
Пособия для организации игровой деятельности детей.
|
Наблюдение и анализ проведения воспитателем прогулки. Помощь воспитателю при проведении игровой и трудовой деятельности детей.
| Рефлексивный анализ мероприятия.
|
Ознакомление с работой психологической службы в образовательной организации, ее структурой, организацией работы. Изучение документации педагога-психолога в детском саду (должностная инструкция, график работы, планирование работы и др.)
| Дневниковые записи с описанием работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.
|
Выполнение заданий по психологии. Наблюдение за поведением детей в процессе совместной деятельности (не менее 2-х детей).
| Протоколы наблюдений
|
Выполнение заданий по психологии. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым». (не менее 2-х детей девочки и мальчика).
| Дневниковые записи с анализом ответов детей
|
Выполнение заданий по психологии. Изучение индивидуально-личностных особенностей дошкольников. Рисунок человека (не менее 2-х детей).
| Рефлексивный анализ наблюдений.
|
Подготовка отчетной документации по практике.
Оформление портфолио.
| Портфолио
|
Заключительный этап
(10 часов)
| Подведение итогов практики, презентация результатов (коллективная)..
Проведение итоговой конференции.
| Индивидуальная книжка студента.
Отчетная презентация
|
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ПРАКТИКЕ
Компетенция
| Индикаторы формирования компетенций
| Средства контроля
|
Способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1)
| 1 этап. Имеет представление о
необходимости осуществления обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
Владеет первичными навыками оценки собственных профессиональных действий и качеств.
2 этап. Понимает социальную значимость педагогической профессии и необходимость учета общих, специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Осознает необходимость специальных знаний и умений для ответственного и качественного выполнения профессиональных задач. Умеет анализировать результаты педагогической деятельности. Имеет навык обогащения профессионально-педагогического опыта.
3 этап. Активно использует разнообразные методы и приемы обучения и воспитания в соответствии общими, специфическими закономерностями и индивидуальными особенностями психического и психофизиологического развития, особенностями регуляции поведения детей.
Демонстрирует понимание необходимости создания специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
Умеет произвести рефлексивную оценку собственных профессиональных действий, умений и качеств.
| Описание содержания работы воспитателя с детьми в первой половине дня.
Анализ проведения воспитателем культурно-гигиенических мероприятий.
Анализ содержания игровой деятельности детей.
План-конспект проведения игры с подгруппой детей.
Пособия для организации игровой деятельности детей
Индивидуальная книжка студента.
Отчетная презентация.
Фотоотчет
|
Готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3)
| 1 этап. Имеет представление о
современных методах и технологиях обучения и диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов. Знает требования к использованию методов и технологий обучения с учетом возрастных особенностей детей.
2 этап. Осознает возможности использования современных методов и технологий обучения и диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов в соответствии с поставленной задачей.
Умеет подбирать методы и приемы обучения детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3 этап. Активно использует современные методы и технологии обучения и диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов в соответствии с поставленными задачами и возрастными особенностями детей. Применяет количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований.
| Дневниковые записи с рефлексивным анализом ресурсной базы образовательной организации.
Сравнительный анализ оснащения и оформления помещений для детей разных возрастных групп в соответствии с ФГОС ДО.
Анализ проведения воспитателем культурно-гигиенических мероприятий.
Дневниковые записи с описанием работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.
Протоколы наблюдений
|
Готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5)
| 1 этап. Имеет представление о разнообразии теорий обучения, воспитания и развития, образовательных программах для детей дошкольного возраста.
Знает требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2 этап. Понимает и знает содержание разнообразных виды деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой, умеет соотносить их с требованиями образовательных стандартов.
3 этап. Владеет навыками организации различных видов деятельности детей: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой. Демонстрирует приемы индивидуально-личностного общения.
| Описание содержания работы воспитателя с детьми в первой половине дня.
Анализ проведения воспитателем культурно-гигиенических мероприятий.
Анализ содержания игровой деятельности детей.
План-конспект проведения игры с подгруппой детей.
Пособия для организации игровой деятельности детей
Индивидуальная книжка студента.
Отчетная презентация
|
Способность организовывать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПК-1)
| 1 этап. Имеет представление о разнообразии игровых и продуктивных видов деятельности детей. Знает о существовании различных теорий обучения, воспитания и развития, образовательных программах для детей дошкольного возраста.
Знает требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2 этап. Понимает и знает содержание игровой и продуктивной деятельности детей, умеет соотносить их с требованиями образовательных стандартов.
3 этап. Демонстрирует понимание и активно использует разнообразные методы и приемы для организации игровой и продуктивной деятельности детей.
| Дневниковые записи с рефлексивным анализом ресурсной базы образовательной организации.
Описание содержания работы воспитателя с детьми в первой половине дня.
Анализ содержания игровой деятельности детей.
План-конспект проведения игры с подгруппой детей.
Пособия для организации игровой деятельности детей
|
Способность обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности (ПК-3)
| 1 этап. Имеет представление о формах и принципах педагогического взаимодействия. Демонстрирует способность организовывать сотрудничество обучающихся. Стремится поддержать активность и самостоятельность детей. Владеет первичными коммуникативными навыками.
2 этап. Знает принципы, формы и способы педагогического взаимодействия. Демонстрирует начальные умения вступать в конструктивный диалог с участниками педагогического процесса. Понимает сущность технологий развития творческих способностей дошкольников. Владеет навыками межличностной коммуникации.
3 этап. Демонстрирует знание и устойчивое понимание принципов, форм и способов педагогического взаимодействия. Проявляет устойчивый интерес к проблемам организации сотрудничества детей в различных видах деятельности. Владеет и активно использует методы и приемы творческого развития детей дошкольного возраста, поддерживает самостоятельность и активность детей.
| Сравнительный анализ оснащения и оформления помещений для детей разных возрастных групп в соответствии с ФГОС ДО.
Анализ проведения воспитателем культурно-гигиенических мероприятий.
Анализ содержания игровой деятельности детей.
План-конспект проведения игры с подгруппой детей.
Пособия для организации игровой деятельности детей
Индивидуальная книжка студента.
Отчетная презентация
|
Способность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПК-5)
| 1 этап. Имеет представление о
современных методах и технологиях обучения и диагностики. Знает требования к использованию количественных и качественных методов психолого-педагогических исследований.
2 этап. Осознает возможности использования современных методов и технологий обучения и диагностики в соответствии с проблемой исследования. Знает методику сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками
3 этап. Активно использует современные методы и технологии сбора данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Применяет количественные и качественные методы психолого-педагогических исследований.
| Анализ предметно-развивающей среды возрастной группы.
Анализ документации воспитателя группы.
Сравнительный анализ оснащения и оформления помещений для детей разных возрастных групп в соответствии с ФГОС ДО.
Дневниковые записи с описанием работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации.
Протоколы наблюдений
Индивидуальная книжка студента.
Отчетная презентация
|
СРЕДСТВА, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ,
ШКАЛЫ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Средства оценки
| Критерии оценки
| Показатели оценки
| Баллы
|
Оформление дневника по педагогической практике
| ü Аккуратность оформления
ü Четкая фиксация результатов наблюдения
ü Рефлексивная оценка результатов наблюдения
| ü Соответствие результатов наблюдения поставленным задачам
ü Детальность описания результатов наблюдения
ü Грамотность оформления результатов наблюдения
| 1-30
|
Выполнение заданий по психологии
| ü Соответствие содержания работы программным требованиям
ü Соответствие содержания работы возрастным особенностям детей
ü Адекватность подбора методов и приемов работы с детьми
| ü Самостоятельность подготовки к выполнению задания
ü Согласование диагностической методики с педагогом-психологом
ü Осуществление личностно-ориентированного взаимодействия с детьми
ü Корректность и аккуратность оформления материала
| 1-50
|
Портфолио
| ü Логика подбора материала
ü Аккуратность оформления
| ü Самостоятельность выполнения работы
ü Эстетичное оформление работы
| 1-10
|
Отчетная презентация
| ü Полнота раскрытия темы
ü Логическая структура изложения материала
ü Выделение собственной авторской позиции и ее аргументация
| ü Стиль изложения материала
ü Использование профессиональных терминов, цитат
ü Использование фото- и видеоматериала
ü Эстетичное оформление работы
| 1-10
|
Итоговая рейтинговая оценка выставляется из расчета:
50-100 баллов - «зачтено»
менее 50 баллов – «не зачтено»
Бонусные баллы (1-10 баллов) начисляются в качестве поощрения за досрочную сдачу образовательных продуктов, превышение объема или расширение заданных качественных характеристик работы.
Штрафные баллы (1-10 баллов) снимаются преподавателем за превышение сроков сдачи образовательного продукта, техническую безграмотность, неаккуратность выполнения работы, нарушение регламента, не соблюдение этических норм взаимодействия участников образовательного процесса.
Контроль и оценка результатов работы студента на практике осуществляется руководителем практики. Вся отчетная документация должна быть подготовлена и представлена на итоговой конференции по практике. По результатам учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков выставляется зачет.
Перед выходом на учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков студент обязательно оформляет медицинскую книжку. Студенты-практиканты строго соблюдают правила внутреннего трудового распорядки дошкольной образовательной организации и режим работы группы.
Работа студентов организуется по следующему графику:
· работа в первую половину дня: с 8.00 до 14.00
· работа во вторую половину дня с 14.00 до 19.00
Основную часть времени студенты проводят в группе, где наблюдают за особенностями развития и поведения детей, изучают содержание различных видов детской деятельности, анализируют содержание работы воспитателя группы; работают самостоятельно или в паре с воспитателем (4-4,5 часа).
В целях адаптации студенты активно помогают воспитателю группы в проведении режимных моментов, прогулки, организации и проведения работы в первую и вторую половину дня. Совместно с воспитателем участвуют в организации и проведении разнообразных видов детской деятельности: игровой, трудовой, культурно-досуговой и др.
Затем (1,5-2 часа) самостоятельно, под руководством воспитателя или руководителя практики студенты анализируют собранный материал, обсуждают его, заполняют дневник, готовятся к следующему дню практики.
По согласованию с воспитателем оказывают методическую помощь группе: изготавливают наглядные пособия, оформляют методический материал для родителей, оформляют группу и музыкальный зал к празднику и др.