Региональные экономические организации государств Азии и Тихого океана
Название организации 1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудни 2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии 3. «План Коломбо» по совместному экономическому и 4. Комиссия для стран Южной части Тихого океана 5. Южнотихоокеанский форум (ЮТФ) 6. Ассоциация регионального сотрудничества Южной 7. Азиатская организация по вопросам производитель 8. Азиатский банк развития (АзБР) 13.1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество — АТЭС (Asian-Pacific Economic Cooperation — АРЕС)
Образовано в 1989 г. в целях поддержания экономического роста и развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР); в том числе в области услуг, капитала и технологий; укрепления открытой многосторонней торговой системы; увеличения степени либерализации торговли и инвестиций в АТР, усиления и стимулирования частного сектора; использования принципов свободного рынка для увеличения преимуществ регионального сотрудничества. Членами АТЭС являются 18 государств: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. В 1997 г. в члены АТЭС была принята РФ. Ее поддерживали КНР, Япония, Республика Корея. Официальная заявка о вступлении РФ в полноправные члены АТЭС была подана в 1995 г. Доля 18 стран АТЭС в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле — 40, в золото-валютных резервах — 80%. АТЭС представляет собой межправительственный форум региона, имеющий формально консультативный статус. В его рамках вырабатываются правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, 282
проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. Основные направления деятельности АТЭС: • обмен информацией и проведение консультаций о политике и разви • разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий • сотрудничество в таких конкретных областях, как энергетика, рыболов • содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движе Важнейшие направления и характер деятельности АТЭС определяются в органе, именуемом «Министерские встречи», где встречаются министры иностранных дел и министры экономики. Министры финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. обычно проводят встречи раздельно. В 1992 г. по решению Министерской встречи была создана группа видных деятелей с целью определения перспектив развития торговли в регионе до 2000 г. Группа подготавливает обзоры экономики региона, выявляет потенциальные угрозы экономическому росту; разрабатывает предложения о методах стимулирования и расширения торговли и регионального сотрудничества; представляет рекомендации о мерах по дальнейшей либерализации торговли и инвестиций. В 1993 г. согласно решению Министерской встречи был создан Комитет по торговле и инвестициям. В его задачи входит содействие повышению экономической активности, развитию сотрудничества в области либерализации и расширения торговли, устранению препятствий для инвестиций. Комитет осуществляет инициативы по улучшению условий для свободного движения товаров услуг и технологий в регионе. Вопросами регулирования предпринимательской деятельности в странах—членах АТЭС занимаются Тихоокеанский деловой форум и рабочие группы, состоящие из представителей государств-членов. Тихоокеанский деловой форум, в состав которого входят по два представителя деловых кругов, включая одного представителя от малого и среднего бизнеса от каждого члена АТЭС, изучает и выявляет методы и средства, содействующие расширению торговли и инвестиций в регионе, и представляет свои отчеты непосредственно Министерской встрече. Рабочие группы содействуют практическому сотрудничеству в таких областях как: рационализация инфраструктуры; передача технологий; улучше-е условий для торговли и инвестиций; образование и подготовка кадров; ология; охрана дефицитных ресурсов. Рабочие группы (их всего 10) сфор-шрованы по следующим направлениям: анализу статистических данных о |говле и инвестициях; содействию торговле; инвестициям; научным раз-«хугкам промышленности и технологиям; региональному сотрудничеству в области энергетики; сохранению морских ресурсов; телекоммуникациям; 283 транспорту; туризму; рыболовству. Рабочие группы определяют конкретные сферы сотрудничества и выбор соответствующих проектов. В состав рабочих групп, занимающихся экономическими вопросами, входят: Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам, а также экономический комитет, в составе которого есть группа по малому и среднему предпринимательству. Первая встреча лидеров стран АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). На встрече на высшем уровне, проходившей в 1994 г. в Багоре (Индонезия), было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г., а для промышленно развитых стран — к 2010 г. Предполагается постепенное поэтапное уменьшение барьеров на пути торговли и инвестиций и содействие свободному движению товаров, услуг и капитала. Снижение таможенных барьеров будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ/ВТО. АТЭС осуществляет сотрудничество с другими региональными организациями — АСЕАН, Тихоокеанская конференция по экономическому сотрудничеству (ТКЭС), Южнотихоокеанский форум. Цель такого сотрудничества — координация действий и устранение дублирования в деятельности соответствующих организаций и институтов. Группа видных деятелей и Тихоокеанский деловой форум занимаются изучением взаимоотношений АТЭС с субрегиональными объединениями — АФТА, АНЗСЕРТА, НАФТА. 13.2. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН (Association of South East Asian Nations — ASEAN) Создана в 1967 г. на основе подписания Бангкокской декларации, которая в 1976 г. была дополнена Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацией АСЕАН, подписанной в Бали в 1976 г. В 1992 г. была подписана Сингапурская декларация, которая имела целью углубление экономического и политического сотрудничества и интеграции в регионе. Члены АСЕАН — 9 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд. Основные направления деятельности АСЕАН: • содействие развитию сотрудничества в экономической, научно-тех • создание зоны свободной торговли к 2003 г.; введение единого льгот • экономическое сотрудничество в следующих областях: финансы, сель • сотрудничество с международными и региональными организациями. 284 13.3. «План Коломбо» по совместному экономическому и социальному развитию в Азии и Тихом океане — «План Коломбо» (The Colombo Plan for Cooperative Economic and Social Development in Asia and the Pacific — Colombo Plan) Принят на встрече министров иностранных дел стран—членов Содружества Наций в 1950 г. и начал осуществляться в 1951 г. как совместная инициатива по экономическому и социальному развитию Южной и Юго-Восточной Азии. Членами «Плана Коломбо» являются 24 государства: Австралия, Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Индонезия, Иран, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мальдивские острова, Мьянма, Новая Зеландия, Непал, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Япония. Цели «Плана Коломбо»: согласование политики и деятельности в области экономического и социального развития стран; стимулирование предоставления помощи в целях развития; координация предоставления финансовой и технической помощи. Основные направления деятельности «Плана Коломбо»: • оказание содействия предоставлению помощи и осуществлению • оказание содействия в различных областях экономического и соци • реализация программ технического сотрудничества, включая переда • разработка и осуществление программы по борьбе с наркотиками; Другими региональными и международными организациями (государственными и частными), занимающимися вопросами предотвращения и борьбы со злоупотреблением наркотиками. 285 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- . 13.4. Комиссия для стран Южной части Тихого океана -— КЮТО (South Pacific Commission — SPC) Создана в 1947 г. с целью согласования позиций стран-участниц по политическим и экономическим вопросам, содействия улучшению экономических, экологических, социальных и культурных условий развития в регионе, сотрудничества с другими региональными и международными организациями. В состав членов (их 27) входят страны Южной части Тихого океана, а также страны, которым ранее принадлежали острова этого региона. Членами КЮТО являются: Австралия, Вануату, Великобритания, Восточное Самоа, Гуам, Западное Самоа, Кирибати, Острова Кука, Мар-шалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Новая Каледония, Ниуэ, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Питкэрн, Северные Мариинские острова, США, Соединенные Штаты Микронезии, Соломоновы острова, Токелау, Тонга, Тувалу, Уоллис и Футуна, Фиджи, Франция, Французская Полинезия. В основе деятельности КЮТО — выполнение мероприятий и проектов, признанных странами-членами в качестве приоритетных и включенных в соответствующие программы: • по сельскому хозяйству — защита растительных ресурсов, животно • по рыболовству — прибрежное рыболовство; рыболовство в открытом • развития сельских районов; • оказания технической помощи, а также по здравоохранению, обра КЮТО призвана разрабатывать средства и методы, облегчающие движение товаров, технологий и людей между странами региона. 13.5. Южнотихоокеанский форум — ЮТФ (So-uth Pacific Forum — SPF) Создан в 1971 г. островными странами Южной части Тихого океана. Членами Форума являются 15 стран: Австралия, Вануату, Западное Самоа, Кирибати, Кука острова, Маршалловы острова, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Соединенные штаты Микронезии, Фиджи. Партнерами по диалогу являются: Европейский Союз, Канада, Китай, Великобритания, США, Япония. Цели Форума — выработка совместных позиций по вопросам экономики, окружающей среды, безопасности и другим глобальным проблемам региональной политики. Он координирует деятельность с другими региональны" 286 ми организациями и сотрудничает с международными организациями, в первую очередь по осуществлению региональных программ помощи развитию /jjpOOH, EC). Форум имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Основные направления деятельности Форума: • гармонизация и координация деятельности институтов Форума с пра • участие в реализации Южнотихоокеанской региональной программы • участие в реализации Соглашения о торговле и экономическом со В рамках Форума созданы организации: «Линия Южнотихоокеанского форума», обеспечивающая эксплуатацию важнейшей судоходной линии; Агентство Форума по рыболовству — для обеспечения стран-членов информацией о правилах, законодательстве и соглашениях, действующих в регионе и вне его, включая информацию о ценах на мировом рынке рыбы, о перевозке и обработке рыбной продукции; Фонд поддержки маркетинга — для оказания содействия предпринимателям в экспорте их продукции в страны региона и в третьи страны; Южнотихоокеанская торговая комиссия (Австралия, Сидней) и Южнотихоокеанское торговое бюро (Новая Зеландия, Окленд), занимающиеся вопросами развития торговых отношений; Межправительственная организация по туризму ведает вопросами развития туризма в Южной части Тихого океана. В 1989 г. была утверждена Телекоммуникационная программа Форума, направленная на развитие средств телекоммуникаций, а также оборудования и услуг в этой области. 13.6. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии — СААРК (South Asian Association for Regional Cooperation — SAARC) Создана в 1985 г. В нее вошли 7 стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Цели СААРК: сотрудничество в гномической, научно-технической, социальной и культурной областях; корение экономического роста в странах-членах; содействие повышению благосостояния населения. 287 Основные направления деятельности СААРК: • координация деятельности по программам сотрудничества, а также • определение межсекторальных приоритетов, осуществление опера • разработка программ и проектов в области экономического, торго В 1995 г. 7 стран—членов СААРК подписали соглашение о создании системы преференциальной торговли, которая должна стать основой для формирования здесь зоны свободной торговли. Предусматривается снижение таможенных тарифов на определенные товары и фуппы товаров (всего 226 товаров). 13.7. Азиатская организация по вопросам производительности — АОП (Asian Productivity organisation — АОР) Создана в 1961 г. как межправительственная региональная организация с целью оказания содействия повышению производительности в предпринимательской деятельности и сотрудничества в области экономического развития путем совместного обсуждения вопросов и взаимного консультирования. В состав АОП входят 18 стран региона: Бангладеш, Вьетнам, Гонконг, Индия, Индонезия, Иран, Малайзия, Монголия, Непал, Пакистан, Республика Корея, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Япония. АОП осуществляет свою деятельность через национальные организации по вопросам производительности (НОП), существующие в каждом государстве-члене. В основе деятельности АОП лежит разработка и реализация профамм по повышению производительности по трем основным областям: промышленность, сельское хозяйство, обслуживание. Профаммы по промышленности и обслуживанию содержат следующие направления: производительность и социально-экономическое развитие; развитие малых и средних производственных предприятий; измерение производительности; управление; контроль качества; производство; управление персоналом; маркетинг; управление технологией; информационное обеспечение. Профаммы по сельскому хозяйству включают следующие направления: развитие и политика в области сельского хозяйства; ресурсы, техноло- 288 гия и охрана окружающей среды; маркетинг и сельскохозяйственные организации; агропромышленный комплекс; развитие сельских районов. Помимо разработки и реализации программ, АОП реализует проекты по предоставлению информации и обучению, а также осуществляет сотрудничество с другими международными, региональными и национальными орга-изациями, в том числе с ФАО, МОТ, ЮНИДО, ОЭСР. 13.8. Азиатский банк развития — АзБР (Asian Development Bank —(AsDB) ■ ' - Создан в 1966 г. в результате переговоров, проводившихся в рамках Экономической комиссии ООН для стран Азии и Дальнего Востока, которая в 1974 г. была преобразована в Экономическую и социальную комиссию ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО). Цель АзБР состоит в оказании содействия экономическому развитию и сотрудничеству развивающихся стран региона — членов Банка. Всего АзБР насчитывает 56 членов, из которых 40 — региональные члены, и 16 — нерегиональные, среди которых Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция. Основное направление деятельности Банка — финансирование региональных, субрегиональных и национальных проектов и программ, содействующих экономическому росту развивающихся стран региона. Приоритетное значение придается развитию следующих отраслей экономики: сельское хозяйство: ирригация, развитие сельских районов, рыболовство, животноводство, лесоводство; энергетика: проекты в области энергетики, добыча природного газа и угля, создание нефтеперерабатывающих предприятий и сетей газопроводов; транспорт и связь: порты и судоходство, дороги, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации; инфраструктура: водоснабжение, санитария, инфраструктура городского хозяйства, проекты в сфере образования и здравоохранения. В дополнение к обычному финансированию проектов Банк предлагает странам-членам, получающим помощь, дополнительные услуги, увязывающие финансирование проектов с анализом политики, созданием потенциала для развития и региональным сотрудничеством. Банк осуществляет также проекты по предоставлению небольших займов малым и средним предприятиям в целях: содействия инвестициям государственного и частного капитала в стра-х региона, а также притоку иностранных инвестиций; привлечения портфельных инвестиций; координации экономических планов стран региона для более рациональ-° использования ресурсов этих стран и расширения региональной торговли; 289 предоставления технической помощи при подготовке и осуществлении проектов и программ развития. Техническая помощь предоставляется в следующих видах: (1) подготовка проектов; (2) реализация проектов; осуществления совместного финансирования проектов с официальными коммерческими и экспортно-импортными организациями на многосторонней или двусторонней основе. АзБР широко практикует финансирование проектов совместно с другими банками и международными финансовыми институтами, в том числе с банками Германии, Японии, Франции и финансовыми институтами Кувейта и Саудовской Аравии. Финансовые ресурсы АзБР состоят из обычных капитальных ресурсов (ОКР), включающих подписной капитал, резервный капитал и средства полученные путем заимствований на рынках капитала, а также из специальных фондов (финансируемых в основном за счет взносов государств-членов), созданных в целях льготного кредитования и оказания технической помощи. В подписном капитале Банка на долю промышленно развитых стран приходится 60% и развивающихся стран региона — 40% голосов. В том числе доля США и Японии первоначально составляла по 17% подписного капитала и по 14% голосов, которые делились пропорционально взносам каждой страны. Взносы в подписной капитал АзБР региональных стран-членов Банка устанавливались с учетом их ВВП, численности населения, бюджетных расходов и экспорта. Взносы нерегиональных промышленно развитых стран—членов Банка определялись с учетом их экономической помощи развивающимся странам и суммы бюджетных субсидий международным организациям. Деятельность АзБР заключается в мобилизации средств и предоставлении займов для реализации строго оговоренных проектов в странах региона. Выбор проектов и порядок получения займов определяются следующим образом и предполагают: идентификацию проекта, т.е. выбор проекта после проведения консультаций с соответствующей страной и согласования с заимодавцами; составление проекта; изучение ситуации на месте; оценка стоимости проекта; подготовка документации и проекта соглашения о займе; проведение переговоров о займе; распространение документации о займе среди членов руководящих органов; утверждение решения о предоставлении займа; подписание соглашения о займе; эффективное использование займа; реализация проекта организацией исполнителем и Банком; завершение проекта; анализ и оценка эффективности проекта; подготовка показателей и результатов исполнения проекта; отчет о проверке исполнения проекта; анализ экономических, финансовых и социальных выгод от реализации проекта, его воздействия на окружающую среду. 290 Банк располагает двумя видами ресурсов, различаемых по источникам формирования, назначению и условиям предоставления. Это бычные ресурсы, используемые для предоставления целевых займов на коммерческих условиях, и специальные фонды — для предоставления займов и кредитов на льготных условиях. При этом средства обычных ресурсов и специальных фондов формируются, используются и учитываются раздельно. Займы из обычных ресурсов банка предоставляются на срок от 10 до 30 лет в зависимости от периода окупаемости финансируемого объекта, включая льготный период от двух до семи лет. Процентная ставка по займам соответствует уровню процентных ставок мирового денежного рынка. Ресурсы специальных фондов образуются за счет взносов и содержатся на отдельных счетах; обычные ресурсы не могут использоваться для покрытия потерь или обязательств по специальным операциям, подлежащим обеспечению за счет средств специальных фондов. Обычные ресурсы, составляющие основную массу капитала АзБР, формируются за счет подписного капитала, заемных средств, сумм в счет погашения займов, выданных из этих ресурсов, прибыли по кредитным операциям и других поступлений. Обычные ресурсы пополняются также за счет прибылей, получаемых от активных операций Банка. Займы из специальных фондов выдаются на льготных условиях сроком до 40 лет с отсрочкой платежа в 10 лет. Банк управляет тремя специальными фондами. Фонд азиатского развития — ФАР, созданный в 1974 г. промышленно развитыми странами—членами АзБР (кроме Франции). На долю Японии приходится 52% средств фонда, США — 16, Германии — 9, Канады — 5, Великобритании и Австралии — по 4%. Фонд предоставляет займы на льготных условиях развивающимся странам с низким ВВП на душу населения и ограниченными возможностями погашения задолженности. Специальный фонд технической помощи — СФТП, который финансируется в основном за счет добровольных взносов стран-членов; выдает субсидии для финансового обеспечения операций Банка по оказанию технической помощи. Фонд предоставляет также «связанные» займы, содержащие обязательство закупать товары в странах-донорах. Японский специальный фонд — ЯСФ, созданный в 1988 г. на основе соглашения между Банком и Японией; предоставляет помощь развивающимся странам—членам Банка для структурной перестройки экономики и расширения возможностей привлечения новых инвестиций; оказывает содействие развивающимся странам в таких областях, как индустриализация, развитие природных ресурсов, передача технологий на безвозмездной основе; развитие людских ресурсов. АзБР является держателем акций Азиатской финансово-инвестицион-°й корпорации, представляющей собой корпоративное объединение Банка с Фуппой, состоящей из 25 в основном частных финансовых институтов в А, Америке и Европе. Она была создана с целью оказания содействия 291 частным предприятиям в развивающихся странах—членах Банка путем предоставления им займов, гарантий и других операций. Банк сотрудничает с организациями системы ООН, в особенности с Всемирным банком, МВФ, ФАО, ИФАД, ВОЗ и другими международными организациями, Европейским Союзом, Фондом международного развития ОПЕК и двусторонними организациями помощи. Такие организации, как МБРР, ЕС, ЕЙ Б, Международный фонд сельскохозяйственного развития Исламский банк развития, Специальный фонд ОПЕК, предоставляют АзБР средства для финансирования. Под эгидой АзБР в 1976 г. была создана Ассоциация институтов финансирования развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АИФРАТР (Association of Development Financing Institutions in Asia and the Pacific — ADFIAP). Это неправительственная организация, обладающая консультативным статусом в структуре ЭКОСОС ООН. Она объединяет 72 банка развития и другие институты финансирования развития и 7 специальных членов, включая МБРР и АзБР. Деятельность АзБР фактически контролируется промышленно развитыми странами, которым принадлежит 60% подписного капитала банка и 56% голосов. Решающую роль в определении политики Банка играют Япония и США. Эта политика направлена на привлечение в регион частного иностранного капитала; координацию экономической политики стран региона с ориентацией на развитие их природно-ресурсной сырьевой базы; финансирование проектов и программ в развитии инфраструктуры. При выборе проектов для финансирования Банк исходит из их уровня прибыльности, рисковости, платежеспособности страны-заемщика. При таком подходе преимущества имеют более развитые страны и территории Азии с относительно высокой платежеспособностью. Большая часть средств АзБР направляется на кредитование объектов местного значения, на финансирование частных мелких и средних предприятий, а также через всевозможные учреждения и агентства на финансирование предприятий и проектов, имеющих международные гарантии от экспроприации. Займы, предоставляемые Банком, содействуют развитию поставок западных фирм на рынки стран региона. Вносимые промышленно развитыми странами, в частности, Японией, США, Канадой, Данией, Нидерландами, средства в специальные фонды фактически имеют непосредственную увязку с товарными поставками из стран-доноров. К числу доноров теперь относятся бывшие заемщики Банка, а ныне новые индустриальные страны — Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань. Объем займов, предоставленных в 1995 г., составил 1,45 млрд. долл., кредитов — 5,5 млрд. долл. Потребности в ресурсах на пятилетнюю программу оцениваются в 5 млрд. долл.; реально они могут составить 4,2 млрд. долл. Капитал Банка оценивается в 26 млрд. долл. АзБР является основным источником многосторонних займов в регионе. Его роль в качестве заемщика при реализации проектов развития в самой населенной части мира изменялась по мере превращения региона в наиболее 292 ямнамичный по темпам развития. Банк ориентируется в своей деятельности на предоставление кредитов с целью сглаживания контрастов в динамике хозяйственного развития стран в условиях обострения в мире конкуренции за привлечение финансовых средств для обеспечения устойчивого пазвития. Банк участвует в осуществлении портфельных инвестиций, оказывает содействие иностранным и национальным инвесторам; налаживает сотрудничество между странами в координации их экономической политики. За период с 1974 по 1995 г. общая сумма кредитования составила 57 млрд. долл. Общие потребности азиатских стран до 2000 г. оцениваются в 130 млрд. долл.; объем кредитных операций в 1998 г. составил примерно 6,5 млрд. долл. Крупнейшим заемщиком АзБР является Китай. Глава 14_________________________________
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |