Исследование способностей фонематического анализа
И синтеза
Определить состояние смыслоразличительной функции фонем можно следующим образом. Ребенку предлагаются фразы, в которых одно из слов заменено квазиомонимом, например: «У этого дома красная крыса. Возле забора бегает крыша». Если ребенок реагирует на ошибки — значит, он осознает различия в смысле слов. Для исследования состояния фонетической системы речи нужно проверить состояние звукопроизношения, состояние звукослоговой структуры слов, наличие разных видов интонации. Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отраженной речи — ребенку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных). Для исследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребенок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях — в начале, середине, конце слов. Для исследования состояния звукослоговой структуры слов предлагается с опорой на картинки назвать слова, имеющие разную звукослоговую структуру. Для исследования интонационных способностей предлагаются картинки разного содержания, позволяющие воспроизвести возгласы «Ай» или «Ой» с разной интонацией. Кроме того, даются картинки, соответствующие произнесению фраз с разной интонацией. Вывод об условиях формирования фонетико-фонематической системы у ребенка можно сделать после обследования состояния дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата. При исследовании дыхания определяются: • тип — диафрагмальное, грудное, ключичное дыхание; • объем — достаточный для произнесения 10 слогов или менее (указать количество); • ритм — ровное или неровное дыхание; • темп — нормальный, учащенный. При исследовании голоса существенными являются следующие характеристики: • голосоподача — мягкая, твердая, придыхательная; • сила — нормальная, слабый голос; • тембр — обычный, носовой, приглушенный; • модуляция — модулированный (присутствует изменение высоты звука), немодулированный. При исследовании артикуляционного аппарата сначала проверяется его анатомическое строение. Так, к отклонениям в строении губ относятся: расщелина губы — хейлоскиз; увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой — прохейлия. Отклонения в строении челюстей приводят к изменению их соотношения — прикуса. Нормальный (ортогнатический) прикус выражается в том, что фронтальные резцы верхнего и нижнего зубного рядов соприкасаются, причем либо верхние резцы перекрывают нижние на 1/3, либо нижние резцы перекрывают верхние на то же расстояние. Изменения прикуса: ü Прогнатия (дистальный прикус) — верхний зубной ряд заметно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом. ü Прогения (мезиальный прикус) — нижний зубной ряд выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом. ü Прямой прикус — фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга. ü Перекрестный прикус — смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости. ü Глубокий прикус — верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот. ü Открытый прикус — отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый прикус) или сбоку (боковой открытый прикус). ü Сужение челюстей. Может быть сужение верхней или нижней челюсти, одностороннее или двустороннее. ü Микрогнатия — малый размер верхней челюсти по отношению к нижней. ü Микрогения — малый размер нижней челюсти по отношению к верхней. Проблемы расположения зубов: • Расположение отдельных зубов внутри зубной дуги. Расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «нёбное положение», расположение нижних зубов — «язычный наклон резцов». • Диастема — промежуток между резцами. Диастема может быть медиальной (посередине) или латеральной (сбоку). Отклонения в строении нёба: расщелины нёба — палатосхиз; послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) нёбо. Высокое нёбо характерно для детей раннего возраста. Отклонения в строении языка: макроглоссия — большой размер языка по отношению к размеру нижней челюсти; микроглоссия — малый размер языка по отношению к размеру нижней челюсти; укороченная подъязычная связка. Обычно подразумевается не размер подъязычной связки, а расстояние от кончика языка до места прикрепления подъязычной связки. В норме оно примерно равно длине конечной фаланги большого пальца пациента. Далее необходимо проверить состояние оральных моторных функций, участвующих в произношении. Способность к выполнению основных артикуляционных движений выявляется при проверке подвижности губ, языка, мягкого нёба. Подвижность губ: оскал; вытягивание губ вперед. Подвижность языка: высовывание распластанного языка; подъем кончика языка на верхнюю губу; опускание кончика языка на нижнюю губу; движения кончика языка вправо-влево; облизывание губ; высовывание узкого языка. Подвижность мягкого нёба: произнесение «а» с открытым ртом. Перечисленные движения нужно оценивать по следующим параметрам: ü Объем выполнения артикуляционных движений. ü Симметричность выполнения артикуляционных движений. ü Синхронность дыхания, фонации и артикуляции. При обследовании детей с ДЦП особенно важно определить наличие неврологической симптоматики в оральной области. К такой симптоматике относятся: • повышенное слюноотделение (саливация); • повышенный, переменный или пониженный тонус мышц; • наличие синкинезий; • наличие гиперкинезов; • наличие атаксии; • нередуцированные рефлексы орального автоматизма. Наличие оральной апраксии, на наш взгляд, может быть выявлено только в автоматизированных движениях, сформированных прижизненно. К таким движениям можно отнести произвольную улыбку, складывание губ в трубочку при выдувании воздуха, произвольное облизывание губ и т. п. Безусловно, к таким движениям относятся и движения, производимые во время еды. Однако выявление апраксии в движениях, не связанных с произношением, вряд ли дает ключ к разгадке проблем произношения. Как уже было сказано ранее, у детей с неврологической патологией оральной области артикуляционный праксис всегда формируется специфически. В связи с тем что для детей с ДЦП наиболее характерной патологией является дизартрия, остановимся подробнее на диагностике этого расстройства речи. Диагностика дизартрии проводится на основании совокупности лингвистических, психологических и неврологических симптомов. В качестве лингвистических симптомов дизартрии прежде всего выступают разнообразные нарушения фонетической стороны речи. Характерно боковое и межзубное произношение с хлюпающими призвуками. В то же время следует учесть, что и боковое, и межзубное произношения не обязательно являются признаками дизартрии. Они могут быть вызваны и открытым прикусом, подражанием и другими причинами. Для понимания механизма нарушенного произношения важно не столько констатировать характер отклонения (межзубное, велярное и т. п.), сколько оценить, почему образовался такой способ произношения. Например, в основе губно-зубного произношения свистящих лежит не чрезмерная активность губ, а неспособность образования их язычным способом. Для анализа нарушений произношения важным является тот факт, что при врожденной дизартрии специфически проходит сам процесс формирования фонетико-фонематической системы, на который оказывают влияние следующие факторы. Ø Недостаточная или неправильная подача воздушной струи. Ø Нарушения управления работой мышц нёбно-глоточного кольца, что может быть причиной назализации ротовых звуков. Ø Параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия в оральной области. Они затрудняют формирование артикуляционно сложных звуков, но в большей степени влияют на скорость произношения и слияния звуков. В связи с этим в речи наблюдается замедленный темп произношения, смазанность, наличие призвуков. Ø Повышенное слюноотделение (саливация) является причиной хлюпающих призвуков. Ø Искаженное формирование фонематической системы. Этот фактор является наиболее значительным в процессе формирования произношения у ребенка с дизартрией. Ребенок с дизартрией воспринимает свою речь как нормально звучащую (это закономерность онтогенеза речи) и настраивает свою фонетическую систему в соответствии со своими искаженными представлениями о том, как должна звучать речь. И таким образом формируется другой центральный симптом дизартрии: Ø искаженное формирование артикуляционного праксиса.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |