Распределение продукции и услуг. Проектирование логистических систем распределения продукции и услуг
Под распределением продукции и услуг понимается процесс проектирования, формирования и оптимизации микро-, мезо- и макрологистических систем распределения продукции и услуг и их звеньев.[1] Распределение как комплексную активность коммерческой логистики можно классифицировать по ряду признаков: § Вид объекта - материальные ресурсы; - незавершенное производство; - готовая продукция; - тара. § Тип потока - материальное; - финансовое; -информационное; - сервисное. § Потребности клиента - объект в целом; - составные части объекта; - сопутствующие товары; - услуги. § Охват рынка - интенсивное; - селективное; - эксклюзивное. § Функции - аналитическое; - физическое; - переход прав собственности. § Горизонт планирования - стратегическое; - оперативное. § Количество субъектов распределения - одноуровневое; - многоуровневое. § Отношение к конкретной логистической системе - внешнее; - внутреннее. Типовая структура логистической системы распределения продукции и услуг (ЛСРПУ) представлена на рисунке 2. На основании данных представленных на данном рисунке можно сделать следующие выводы: Ø нулевым уровнем ЛСРПУ может быть как предприятие-производитель, так и дилер; Ø деятельность торговых посредников может контролироваться либо административными методами (как подразделения предприятия), либо финансовыми методами (через фиксированные суммы сделки); Ø развитие ЛСРПУ может осуществляться как по вертикали (за счет присоединения торговых посредников более низкого порядка), так и по горизонтали (за счет увеличения ширины канала распределения); причем более приемлемым направлением считается увеличение длины канала распределения; Ø на структуру ЛСРПУ влияет выбранная форма движения ресурсов: складская или транзитная.
От чьего имени работает посредник Свое имя Чужое имя
Свой счет За чей счет посредник осуществляет свои операции Чужой счет Рисунок 2 - Классификация торговых посредников
В самом общем случае структура ЛСРПУ может быть представлена следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3 - Структура логистической системы распределения продукции и услуг
Используя два классификационных признака – горизонт планирования деятельности предприятия (стратегический и оперативный) и тип рынка (новый и существующий), выявим основные этапы функционирования ЛСРПУ (рисунок 4).
Горизонт планирования Оперативный Стратегический
Новый Тип рынка Существующий Рисунок 4 - Основные этапы функционирования ЛСРПУ
Следует отметить, что одной из стадий функционирования ЛСРПУ является её ликвидация, которая носит вынужденный характер и применяется исключительно при радикальной диверсификации деятельности предприятия. Под проектированием понимается процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Выделяют три этапа проектирования: § предварительный этап, на котором уточняются цели исходные данные для проектирования; § этап дивергенции, связанный с критическим восприятием действительности, разрушением стереотипов, использованием весьма широких образных сравнений, крайне далеких ассоциаций; на этом этапе формируется широкий спектр различных требований к будущему объекту. § этап конвергенции, имеющий приоритетной целью упорядочивание и структуризацию области поиска, сокращение и отбор вариантов решений (рисунок 5).
Рисунок 5 - Структура этапа конвергенции проектирования ЛСРПУ
На этапе формирования ЛСРПУ, выполняются следующие виды работ: Ø проведение аналитических исследований, связанных с выбором торговых и логистических посредников; Ø оформление договоренностей о совместной деятельности с выбранными посредниками; Ø организация технической, технологической, инвестиционной, интеллектуальной и других видов поддержки деятельности выбранных торговых и логистических посредников; Ø организация контроля деятельности посредников и др. На этапе обеспечения деятельности ЛСРПУ используются положения логистики движения ресурсов, структура которой представлена на рисунок 6.
Рисунок 6 - Структура логистики движения ресурсов
Содержание этапа оптимизации ЛСРПУ полностью определяется тенденциями развития рынка. Основными факторами, предопределяющими трансформацию ЛСРПУ, являются: - насыщение рынка продукцией и услугами, предоставляемыми предприятием, и соответствующее удовлетворение потребностей физических и юридических лиц; - обострение конкуренции на рынке, приводящее к перераспределению его долей между предприятиями, реализующими данный вид продукции и услуг; - появление на рынке товаров-субститутов; - кардинальное изменение комплекса маркетинга предприятия; - переориентация торговых и логистических посредников на реализацию более рентабельных коммерческих проектов на рынке; - появление более привлекательных в коммерческом отношении рынков или его сегментов; - внедрение в коммерческую деятельность предприятий перспективных логистических технологий; - введение ограничений международной торговли определенными видами продукции и услуг и др. Оптимизация ЛСРПУ может носить как реактивный, так и проактивный характер. Обычно наиболее чувствительными к изменениям на рынке звеньями ЛСРПУ являются звенья, непосредственно контактирующие с потребителями. В связи с этим предприятию или организации следует иметь эффективную систему мониторинга рынка конечных покупателей продукции и услуг. Данный аспект является наиболее актуальным для ЛСРПУ, в которые входят посредники, обладающие правом собственности на продукцию и услуги (дилер или комиссионер, рисунок 2). Основой проектирования ЛСРПУ являются следующие этапы маркетинговых исследований: v оценка состояния рынка; v выявление позиций предприятия на рынке; v определение потенциала предприятия в кратко- и долгосрочной перспективе; Процесс проектирования ЛСРПУ предприятия-лидера несколько отличается от аналогичного процесса для предприятия-последователя, поскольку лидерство на рынке имеет: а) позитивные стороны, позволяющие: - создать положительный имидж предприятия на рынке; - осуществлять более ранние контакты с поставщиками, посредниками, финансовыми структурами и другими участниками рынка; - обеспечить достаточно сильную приверженность потребителей, которые приобрели продукцию и услуги впервые у данного предприятия; - действовать в условиях отсутствия конкуренции на рынке и др.; б) негативные стороны, связанные с тем, что: - лидерство на рынке требует дополнительных затрат ресурсов; - в условиях динамичного научно-технического прогресса смена продукции (услуг) и технологий может привести к низкой окупаемости первоначальных инвестиций; - приобретенные предприятием знания и навыки могут быть легко скопированы последователями; - иногда потребители не сохраняют приверженности продукции и услугам предприятия-лидера и др. Перечисленные выше особенности в дальнейшем должны будут учитывать не только при проектировании, но и при формировании, функционировании и оптимизации ЛСРПУ. При определении потенциала предприятия следует принимать во внимание два основных аспекта проектирования ЛСРПУ: а) отраслевой аспект, отражающий особенности распределения продукции и услуг в зависимости от следующих факторов: - потребностей конечных покупателей продукции и услуг; - сложившейся конъюнктуры; - динамики изменения факторов внешней среды; - перспектив развития спроса на конечную продукцию или услуги; - уровня доходности отрасли и фазы её развития и др.; б) территориальный аспект, отражающий: - удобство обслуживания потребителей; - уровень экономического развития районов региона и наличие диспропорций данного развития; - эффективность взаимодействия звеньев ЛСРПУ с государственными и муниципальными органами, расположенными в регионе; - наличие ресурсов для создания и эффективного функционирования ЛСРПУ; - возможность качественного взаимодействия элементов ЛСРПУ и др. Анализ отраслевого и территориального аспектов способствует выявлению дополнительных факторов, учитываемых при проектировании ЛСРПУ: ü номенклатуры продукции и услуг; ü зоны их сбыта. Фактически речь идет о том: ü какую часть территории может охватывать посредник; ü какую номенклатуру продукции и услуг он планирует реализовывать на данной территории. В данной ситуации, учитывая интересы хозяйствующих субъектов, возрастает роль маркетинга как раздела коммерческой деятельности, связанного в первую очередь с управлением информационными потоками. Согласование интересов предприятия и посредника может осуществляться исходя из степени совпадения их номенклатуры и территорий сбыта (рисунок 7).
Совпадение номенклатуры Совпадает Не совпадает
Совпадает Совпадение Территории сбыта Не совпадает
Рисунок 7 - Согласование коммерческих интересов предприятия и посредника В рамках номенклатуры, на которой специализируется посредник, необходимо также учитывать размер поставки продукции и услуг (рисунок 8). Номенклатура Узкая (n) Широкая (N)
Малое (k)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |