В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им. Когда люди видят ребенка с легкой степенью заболевания, у них создается впечатление, что он не нуждается в каком-то особенном воспитании и обучении. Но когда люди видят ребенка с тяжелой степенью этой же патологии, у них возникают мысли о том, что учить таких детей бесполезно. И только специалисты знают, какое большое значение в судьбе этих детей имеет своевременное оказание специальной педагогической помощи. На современном этапе все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями является их социальная адаптация и интеграция в общество. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). В настоящее время дошкольники с двигательными нарушениями широко интегрированы в дошкольные учреждения общего вида. Дети с легкой двигательной (ортопедической) патологией не испытывают трудностей в коллективе здоровых сверстников, успешно осваивают программу массового детского сада. Дети с двигательными нарушениями неврологического характера часто испытывают трудности в адаптации к условиям массового образовательного учреждения, так как у этих детей нарушения движения часто сочетаются с недостатками речевого и познавательного развития. При принятии решения о поступлении ребенка с двигательной патологией в общеобразовательное учреждение необходимо тщательно проанализировать возможные риски. Нецелесообразно рекомендовать инклюзивное дошкольное образование детям с тяжелыми двигательными нарушениями, неспособным к самостоятельному передвижению и самообслуживанию. Большие трудности могут испытывать дети, у которых двигательные нарушения сочетаются с нарушениями зрения или слуха. Таким детям можно рекомендовать посещение лекотеки, группы кратковременного пребывания, центра игровой поддержки и других структурных подразделений. По мере положительного изменения их состояния дети могут быть переведены в массовые группы. Нецелесообразно интегрировать детей с сочетанием двигательных и тяжелых интеллектуальных нарушений. В случаях же, когда легкие двигательные нарушения сочетаются с негрубым отставанием в познавательном развитии, совместное обучение и воспитание таких детей с нормально развивающимися сверстниками в условиях ДОО может выступать как важный диагностический этап, который покажет родителям и педагогам истинные возможности ребенка и позволит правильно выбрать дальнейший педагогический маршрут. Вопрос об инклюзии дошкольников с двигательными нарушениями должен всякий раз решаться индивидуально и очень взвешенно. Опыт показывает, что достаточно успешными в условиях интеграции оказываются только дети без неврологических нарушений. Дети с органическим поражением центральной нервной системы обычно должны пройти предварительные этапы в виде посещения службы ранней помощи, лекотеки и других структурных подразделений, прежде чем будут готовы к совместному пребыванию со здоровыми сверстниками. Для того чтобы обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо: · создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды; · соблюдение ортопедического режима; · осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов ДОО к работе с детьми с двигательной патологией; · наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.); · организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе; · организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями; · организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств; · организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы; · формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей; · обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс ДОО обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного психолого-педагогического сопровождения возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системе медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией. В рамках педагогической практики у бакалавров есть возможность получить необходимые знания и умения, отработать профессионально значимые действия в процессе комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией в системе дошкольного образования. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, осуществляется в соответствии с требованиями: - Конвенции о правах ребенка от 13.12.1989 года; - Семейного кодекса Российской Федерации; - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года № 1155; - Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 года); - Указа Президента РФ от 01.06.2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1014; - Письма Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; - Письма Минобрнауки России от 27.03.2000 года № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»; - устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения; - лицензии ДОО на право ведения образовательной деятельности. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольных образовательных организациях строится на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Система дошкольного образования дошкольников с НОДА предусматривает воспитание и развитие детей в возрасте от 2 лет до прекращения образовательных отношений. В группу постоянного пребывания принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умеющие себя обслуживать и ходить самостоятельно или с помощью специальных приспособлений: - с детским церебральным параличом и другими паралитическими синдромами в сочетании со специфическими расстройствами речи или смешанными специфическими расстройствами психологического развития; - с двигательными нарушениями, возникшими в результате: а) травм, воспалительных и инфекционных заболеваний, врожденных аномалий (пороков развития) головного и спинного мозга; б) цереброваскулярных заболеваний; - с двигательными нарушениями, возникшими в результате: а) травм, родовых травм, воспалительных и инфекционных заболеваний, врожденных аномалий (пороков развития) периферической нервной системы; б) полиневропатий; - с врожденными аномалиями (пороками развития), врожденными и приобретенными деформациями костно-мышечной системы; - с нервно-мышечными заболеваниями (мышечная дистрофия, миотония, миопатия). В группу кратковременного пребывания ДОО принимаются дети с НОДА только с сопровождением: с патологией нервной системы, синдромом детского церебрального паралича, сложным сочетанным дефектом в развитии тяжелой степени выраженности заболевания, передвигающиеся с посторонней помощью. Образовательный процесс осуществляют квалифицированные воспитатели и специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструкторы физической культуры (по плаванию), музыкальный руководитель, методисты лечебной физкультуры. Физическое развитие воспитанников осуществляется посредством лечебной физкультуры, занятий в бассейне, физической культуры на улице для детей старшего дошкольного возраста. Основанием для включения лечебной физкультуры в образовательно-коррекционный процесс являются: приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», Письмо Минобразования РФ от 31.2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой», требования СанПин 2.4.30.49-13 статья X пункт 10.16. о создании условий для осуществления коррекционно-образовательного процесса и оптимального двигательного режима. Цель дошкольного воспитания и образования для детей с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: создание системы комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, осваивающим адаптированную образовательную программу; коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния; повышение защитных сил организма и его адаптивных возможностей; развитие жизненной компетенции; интеграция в среду нормально развивающихся сверстников. Задачи дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих НОДА Общие задачи: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей с ОВЗ; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ОВЗ; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Специфические (узконаправленные) задачи: - обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка, имеющего НОДА; - коррекция неправильных установок опорно-двигательного аппарата (отдельных конечностей, стопы, кисти, позвоночника); - нормализация мышечного тонуса (его увеличение в случае гипотонии, снижения в случае гипертонии, стабилизация в случае дистонии); - преодоление слабости (гипертрофии) отдельных мышечных групп; - улучшение подвижности в суставах; - сенсорное обогащение, улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии и тактильных (кожных) ощущений); - формирование компенсаторных гипертрофий отдельных мышечных групп; - формирование вестибулярных реакций; - формирование потребности детей в здоровом образе жизни, правильное отношение к здоровью как важнейшей ценности; понятий о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знаний правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Дошкольное образование детей с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а также организация воспитательно-образовательного процесса базируется на основных принципах дошкольного образования, лежащих в основе Федерального государственного образовательного стандарта и принципах, лежащих в основе профессиональной коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, изложенных далее.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |