Сущность и классификация методов воспитания.
Воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Деятельностный подход к воспитанию. Большинство образовательных программ и технологий ориентированы на развитие личности ребенка и на использование знаний, умений и навыков в качестве средства, а не цели развития, т.е. направлены на развитие активности, инициативности, самостоятельности. Организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода в воспитании. Чтобы обеспечить всестороннее развитие дошкольников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений. Деятельностный подход - единство личности с ее деятельностью. Деятельность в ее многообразных формах опосредованно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что учебный процесс представляет собой: -взаимодействие, -решение коммуникативных (проблемных) задач; -свободная творческая работа и сотрудничество. Методы воспитания - способы профессионального взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью решения воспитательных задач. Система общих методов воспитания: 1-методы формирования сознания личности (убеждение, рассказ, беседа, метод примера); Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Эти методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение. Главным инструментом здесь является слово. Убеждения -путь воздействия на знания воспитанника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Этот метод является ведущим, умело пользоваться словом обязан каждый педагог. Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. Беседа - обмен знаниями. Пример - метод воздействия на созерцания, чувства, поведения дошкольников. 2-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности(приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации); Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения, связан с таким методом воспитания как упражнение. Если метод приучения связан непосредственно с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка. 3-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (наблюдение, опрос). На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |