ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ
Планирование трудовой деятельности с детьми с ОВР (ограниченными возможностями здоровья) не представляется возможным. Приобщение к трудовой деятельности проходит ситуативно. Так как у детей разные возможности здоровья, то и подход к каждому ребенку строго индивидуален. Дети старшего возраста привлекаются к выполнению поручений с учетом эмоционального настроя и только с участием тьютера (персонального наставника). Педагог показывает действия, которые необходимо выполнить ребенку в строгой последовательности, дает краткие инструкции (Возьми лейку. Подойди к растению. Полей растение. Достаточно.). Все дети группы (с ОВЗ и «нормой») выполняют все поручения вместе. Дети с ОВЗ выполняют доступные данному ребенку формы труда, а остальные дети помогают и доделывают более сложное. Последовательность трудовых действий не связана. Задача педагога — привлечь ребенка к доступным ему видам трудовой деятельности, не акцентируя внимания на последовательности выполнения, качестве и в некоторых случаях результате. Многие действия дети с ОВЗ выполняют механически, а что-то не в состоянии выполнить вообще (убирать игрушки в игровой зоне, заправлять постель, убирать участок от листвы). Раздеваются дети с ОВЗ самостоятельно (по возможности), а одеваются с помощью взрослого. Труд в природе проходит на уровне поручений, не имеющих отношения к формированию трудовых навыков и осознанного отношения. Все зависит от конкретного ребенка. Дети с сохранным интеллектом выполняют трудовые действия в соответствии со своим возрастом. У этих детей отмечается более яркая эмоциональная реакция, они часто предлагают свою помощь и с большим удовольствием участвуют во всех видах труда. Нельзя запрещать детям участвовать в труде, тем более нельзя аргументировать запрет их состоянием здоровья. Несмотря на объективные трудности в воспитании детей с ОВЗ, все же важно привлекать их к выполнению элементарных трудовых действий по самообслуживанию. Их, конечно, нужно постоянно хвалить за трудовые усилия, но в то же время приучать стараться выполнять трудовые действия с той долей добросовестности и усилия, на которые каждый ребенок способен. Очень важно взаимодействие с родителями ребенка. Родители могут приходить в группу и вместе с ребенком под руководством воспитателя учить детей отдельным трудовым умениям. Конечно, взаимодействие родителей и всех педагогов, принимающих участие в воспитании ребенка, совершенно необходимо. Координация усилий взрослых обеспечит успешность воспитания у ребенка уверенности в своих действиях. Когда один взрослый занимается с ребенком, другие могут выполнять функцию кондуктивных педагогов, т. е. педагогов сопровождения. Одним из условий, способствующих приобщению ребенка с ОВЗ к трудовым действиям, является организация его общения со сверстниками, которым данный ребенок пытается подражать. Важной задачей для воспитателя является создание доброжелательного отношения всех детей к ребенку с отклонениями в развитии. На ф<3не такой доброжелательности ребенок легче научается, не реагирует болезненно на ошибки и собственную неумелость. Конечно, не следует ждать от ребенка полноценного выполнения трудовых действий, но все же ребенка можно научить элементарным навыкам самообслуживания и выполнения нетрудных действий. Здесь важно, чтобы ребенок хотя бы по крупицам приобретал социальный опыт жизни в человеческом обществе. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Во время практики в детском саду понаблюдайте за действиями ьдетей с отклонениями в здоровье. Составьте индивидуальную программу трудового воспитания для каждого такого ребенка. 2. Предложите методы, которые бы облегчили детям с нормой в развитии и с отклонениями общаться друг с другом в процессе труда. 3. Почему необходимо приучать к элементарному труду ребенка с отклонениями в здоровье? РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАДАЧ И СОДЕРЖАНИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Трудовое воспитание — процесс непрерывный, так как жизнь постоянно требует и от взрослых, и от детей проявления трудовых усилий разного плана — физических и умственных. Поэтому задачи трудового воспитания решаются в процессе разнообразной деятельности ребенка (игра, художественная, умственная, познавательная деятельность), в процессе решения задач физического развития и т. д. Но кроме этого, выделяется в режиме жизни детей время для овладения специальными трудовыми навыками и умениями, для выполнения сугубо трудовых заданий, которые дети выполняют через разные формы организации труда — поручения, дежурство, общий, совместный и коллективный труд. Можно планировать участие детей в труде в разные режимные моменты каждодневно и пролонгировано, т.е. растянуто по времени в зависимости от разного содержания (вида) труда. Так ежедневно в определенные режимные моменты (в утренние часы, на прогулке, в вечернее время) воспитатель планирует выполнение детьми индивидуальных или подгрупповых поручений. Обязательно каждый день планируется дежурство по столовой, по уголку природы, по занятиям. Для таких дежурств воспитатель назначает по 2 — 3 ребенка. И наконец, один раз в неделю планируется общий, совместный, коллективный труд в группе и один раз на участке. Содержание труда может быть традиционным, одинаковым всегда, например, дежурство по столовой, по определенному виду занятий и др., а может быть и ситуативным, зависящим от времени года, от праздников, к которым дети готовятся вместе с воспитателем и родителями, от темы, которую проходят дети и в логике изучения ■ которой требуется труд. - Конечно, планирование труда зависит и от возраста детей. Так, в младших группах — это приучение детей к выполнению нетрудных поручений воспитателя в пределах группы и в процессе совместной со взрослым деятельности: «принеси мне вот эту книжку, мы ее почитаем сейчас», «подай, пожалуйста, красный карандаш, вот он на столе лежит» и т.д. При этом в плане невозможно конкретно записать все возможные поручения, поэтому воспитатель пишет? приучать ребенка выполнять простые просьбы, делать это с удовольствием (воспитатель, конечно, благодарит ребенка за выполнение и хвалит его). В средней группе планируется обучение детей навыкам выполнения обязанностей дежурного. Воспитатель планирует, каким навыкам будет обучать детей и кого конкретно с кем будет объединять и почему. В средней группе, конечно, продолжается обучение выполнению поручений. Они могут быть уже более сложными по содержанию и по форме (сходи в раздевалку и принеси оттуда мячик, который дети забыли, положи его в ящик для игрушек, которые мы берем на участок). Такое «многослойное» поручение требует от ребенка внимания, умения запомнить его и затем точно выполнить. Преимущество отдается индивидуальным поручениям и лишь в конце года можно давать одно поручение 2 — 3 детям и учить их совместно его выполнять. Возможно планирование совместного труда, но с небольшой подгруппой детей и обязательно с участием взрослого: «Коля и Катюша, возьмите лопатки и пойдите к нашему дворнику, Ивану Петровичу, помогите ему чистить дорожки от снега», «Настя и Даша, вы не хотите помочь мне постирать кукольное белье? Пойдемте, поставим вот здесь тазики с водой, возьмем мыло и будем стирать. Вот куклы наши обрадуются, когда увидят свои платья чистыми». Такое содержание детского труда можно планировать заранее, ставя задачу обучения навыкам и умению согласовывать свои действия со взрослым и сверстниками. В старшей и подготовительной к школе группах уже планируются все формы организации труда. Поручения, как единичные, индивидуализированные, так и подгрупповые, становятся более сложными. Планируется обучение детей умению слушать и запоминать поручение, точно его выполнять. Так как теперь планируются поручения и за пределами группы, то важно планировать элементы правил этикета, которым дети должны следовать при общении с людьми, обращаясь к ним за помощью в выполнения задания или с людьми, с которыми им придется встретиться. Планируется обучение правилам дежурства по столовой, по уголку природы, по занятиям. Повышаются требования к качеству и самостоятельности выполнения заданий. Воспитатель проявляет внимание к формированию умения договариваться с товарищами о разделении труда, учит детей оказывать друг другу помощь и благодарить за помощь. Один раз в неделю планируется совместный и коллективный труд детей по уборке помещения группы. В период подготовки к праздникам коллективный труд может планироваться и 2 раза в неделю: один раз уборка, второй — украшение группы. Совместный и коллективный труд можно планировать и на участке детского сада. Особенно это необходимо весной, летом и осенью, когда дети принимают участие в работе на огороде. Отдельно планируется выполнение заданий умственного труда, так как умственный труд сопровождает любую деятельность ребенка. Следует помнить, что когда мы говорим об умственном труде, то имеем в виду не только выполнение мыслительных операций, но и приложение усилий к их выполнению для получения результата. Поэтому, планируя, например, изготовление с детьми игрушек из природного материала, воспитатель решает задачу и умственного развития, и умственного труда: «Подумай, как будешь делать игрушку, а теперь делай и если получилось не так, как задумывал, подумай, почему и что нужно переделать. Переделай». Задачи умственного труда решаются как в процессе самого труда, так и на этапе подготовки к его выполнению и при анализе результатов. Так как труд дошкольников тесно связан с игрой, то важно поддерживать эту связь, обогащать содержание игры теми поделками, которые изготовят дети по собственному замыслу. Планируя проведение игры, воспитатель не забывает планировать и содержание труда: стимулировать детей к поделке предметов для игры; приучать детей убирать после игры игрушки на свои места и т. д. Важно, чтобы труд детей во всех его видах планировался и проводился систематически и чтобы все дети принимали участие в разных видах труда. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Почему необходимо планировать работу по трудовому воспитанию дошкольников? 2. Проанализируйте предложенный на стр. 136. 137 план работы. Дайте оценку данному плану, сформулируйте предложения по его усовершенствованию. 3. В чем целесообразность включения детей в разнообразный труд? 4. Не мешает ли планирование творческому проявлению ребенка в труде? Обоснуйте свой ответ. 5. В чем вы испытывали трудности? Как вы их преодолевали?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |