Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова "химия". Существует несколько версий.
Согласно первой версии, термин "химия" произошел от египетского слова "Хем" - арабского названия этой страны. В таком случае "химия" можно перевести как "египетская наука".
Это же слово означало "черный" - видимо, по цвету почвы в долине реки Нил, протекающей по территории Египта (в противовес бесплодным пескам пустыни). "Кем", или "Хем" (Khemia - "Черная страна", «страна с черной землей») - так называли в древней Греции Египет; этот термин встречается у Плутарха. В таком варианте слово "химия" переводится как "черная наука" или "наука черной земли", но и в этом случае имеется в виду Египет, то есть смысл такого перевода такой же, как в первом варианте.
Вторая версия выводит слово "химия" из греческого χυμος ("хюмос"), которое можно перевести как "сок растения". Этот термин встречается в рукописях, содержащих сведения по медицине и фармакологии.
Согласно же третьей версии, слово "химия" происходит от другого греческого слова - χυμα ("хюма"), означающего "литье", "сплав". В таком случае "химия" - это искусство литья выплавки металлов, то есть металлургии.
Термин "химия" впервые употребил греческий алхимик Зосима Панополитанский в V веке н. э. Он использовал этот термин в смысле «настаивание», «наливание». Современное слово для обозначения науки химии произошло от позднелатинского chimia и является интернациональным: например, в английском языке - chemistry, в немецком - Chemie, французском - chimie. В русском языке этот термин появился в эпоху Петра I.
Записать в тетрадь: Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. В настоящее время существует более 15 млн. веществ, причём каждый год появляются (синтезируются) новые вещества, и их число непрерывно растёт. А что такое «вещество»?
Записать в тетрадь: вещество - это то, из чего состоит физическое тело.
Что такое физическое тело?
Записать в тетрадь: Физическое тело – это любые предметы, имеющие форму и объём и
отделённые от других объектов внешней границей раздела.
Давайте приведём примеры тел и
веществ. Я буду называть тела, а вы – вещества из которых они могут состоять.
(ЭтНапример:
Тело
| Вещество
| Стакан
| 1.Стекло
2.Полиэтилен
3.Фарфор и т.д.
| Кольцо
| 1. Золото
2.Серебро
3.Медь
4.Олово и т.д.
| Капля
| 1.Вода
2.Уксус
3.Спирт и т.д.
| И наоборот, называю вещество, а учащиеся тела, которые могут быть изготовлены из этого вещества.
Вещество
| Тело
| Стекло
| 1.Ваза
2.Чашка
3.Стакан
4.Блюдце
5.Воронка и т.д.
| Медь
| 1.Самовар
2. Проволока
3.Сковорода
4.Браслет и т.д.
| Серебро
| 1.Серьги
2.Игла
3.Ложка
4.Вилка
5.Бокал
6.Тарелка
7.Чайник и т.д.
| Но есть тела, которые состоят из многих веществ: автомобиль, компьютер, телевизор, тела живой природы. Назовите вещества, которые входят в состав живых организмов, например человека.
- вещества: белки, жиры, углеводы, вода, соли и т.д.
Чем отличаются друг от друга перечисленные вещества?
- Свойствами.
А что такое свойства вещества?
Записать в тетрадь: свойства вещества – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других, - это свойства.
Изучать химические вещества можно по-разному. Существуют следующие методы исследования веществ и их превращений:
1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Наблюдающий исследователь определяет физические свойства вещества:
А) агрегатное состояние;
Б) цвет;
В) блеск;
Г) вкус;
Д) запах;
Е) растворимость в воде или в других растворителях; и т.д.
2. Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов наблюдения, опыта или эксперимента с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, рисунки, формулы, слова). Например, описание физических свойств сахара:
Агрегатное состояние – твёрдое;
Цвет – белый;
Блеск – есть;
Запах – нет;
Вкус – сладкий и т.д.
3. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств, с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.
Например:
А) Твёрдость вещества определяется путём царапания его определёнными пластинками (пластинки могут быть стеклянными и даже ногтевая пластинка используется для определения твёрдости вещества).
У ногтя твердость примерно 2, а у стекла - примерно 5. Если ноготь на веществе может оставить царапину, то вещество мягче 2, а если, наоборот, веществом можно поцарапать ноготь, твердость вещества больше 2.
Точно так же со стеклом: если от него на веществе остается царапина, то твердость
вещества от 2 до 5, а если вещество дает царапину на стекле, то твердость его
больше 5.
Б) Растворимость вещества в воде проверить очень легко. Нужно положить в стакан
немного этого вещества, долить воды и перемешать все стеклянной палочкой. Если
вещество исчезает или количество его заметно уменьшается, то оно растворимо в
воде. Если же оно остается на дне или всплывает наверх, то оно, скорее всего,
нерастворимо. (Демонстрация: растворение перманганата калия)
В) Пластичность - это способность вещества изменять форму, если на него, например,
нажать. Пластилин пластичен - он легко меняет свою форму в руках человека. Про
стекло этого не скажешь, при обычной температуре оно не пластично.
(Демонстрация: изменение формы пластилина)
Г) Хрупкость – свойство материала разрушаться. Чтобы проверить вещество на хрупкость, завернем кусочек его в бумагу и стукнем молотком.
(Демонстрация: хрупкость сахара).
4. Эксперимент - (от лат. experimentum — проба, опыт), в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.
(Демонстрация действия индикаторов на растворы кислот и щелочей).
5. Анализ - это метод, в основе которого лежит процесс разложения вещества на составные части для установления химического состава вещества.
На уроках физики вы узнали, что вещества бывают не только твёрдыми, но и жидкими и газообразными.
Определение «Вещество – это то, из чего состоят физические тела» применимо только к твердым веществам, поэтому более точным определением вещества будет следующее: |