Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников Учебный год Классы Баллов Работа выполняется 3 часа Задание 1: Историческая личность (13 баллов)
1. Установите соответствие между правителем и восточнославянскими племенами, которые они смогли впервые подчинить своей власти: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. (1 балл – за 2 правильных элемента, 2 балла – за 4 правильных элемента). Правители: А. Рюрик; Б. Олег Вещий; В. Святослав Игоревич; Г. Владимир I.
Ответ: Племена: 1). Поляне; 2). Вятичи; 3). Уличи и тиверцы; 4). Волжские булгары; 5). Словене ильменские.
2. Баронесса всегда была верна своему лакею. И даже вслед за ним последовала на эшафот. О каких событиях идет речь? Баронесса и ее лакей – кто это? (2 балла) (1 балл – 2 элемента; 2 балла – 3 элемента) Баронесса – _______________________________________________________ Лакей – ___________________________________________________________ Событие – ________________________________________________________ 3. О ком А.С. Пушкин сказал: «Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь. Враг труда. Нечаянно пригретый славой», а Вяземский: «Сфинкс, неразгаданный до гроба…» Кого они имели в виду? (1 балл) Ответ:___________________________________________________________
4. Кто из перечисленных политиков принимал участие в озвучивании детской музыкальной сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк»? Что получил политик за выполненную работу? (2 балла) а). Н.С. Хрущев; б). Л.И. Брежнев; в). М.С. Горбачев; г). Б.Н. Ельцин. Ответ:___________________________________________________________
5. Кто такая кавалерист-девица? (1 балл) Ответ:___________________________________________________________ 6. Кто первыми совершили беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Портланд (США)? Назовите командира экипажа. Назовите год когда произошло это событие? (2 балл) Ответ: Год ______________________ Командир экипажа___________________
7. Кто был генсеком ЦК КПСС, когда в СССР была введена рабочая неделя с двумя выходными? (1 балл) Ответ:___________________________________________________________ 8. Что ответил кино-Чапаев на вопрос, за кого он, за большевиков или за коммунистов? (1 балл) а). за большевиков; б). за коммунистов; в). за мировую революцию; г). за Интернационал. Ответ:
9. Какое из трех исторических прозвищ принадлежало российскому историческому деятелю и кому, какие посты он занимал? (2 балла) а). «Железный Хромец» б). «Железный канцлер» в). «Железный Феликс» г). «Железная леди» Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: Объясните высказывание (6 баллов)
1. Что означает выражение «Кричать во всю ивановскую», какова его история? (2 балла) Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что означает выражение «Тарабарская грамота»? (2 балла) Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что означает выражение «Красной нитью»? (2 балла) Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 3: Прочитайте тексты, вставьте пропущенные элементы, напишите о каких событиях идет речь. За каждый правильно указанный элемент и событие – 0,5 баллов. Всего за задание 12 баллов.
А). В год 1).____... И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И придя в землю свою, поведали – каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, - говорили они, – имеют у себя 2).____ и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». Ответ: 1).____________________________ 2).____________________________ Событие:_____________________ ______________________________ Б). И когда пришёл повелел повергнуть 1).__ - одни изрубить, а другие сжечь. 2). ____ же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками… И, приволочив, кинули его в 3).___. Ответ: 1).____________________________ 2).____________________________ 3).____________________________ Событие:_________________________________________________________________________________
В). 1)._____ к Дону войско ведёт. Уже погибели его ожидают птицы по дубравам, волки беду будят по яругам, орлы клёкотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты. О Русская земля! Уже за холмом ты. Ответ: 1).____________________________ Событие:___________________________________________________ Г). Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же 1).________ приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро 2). ________. Множеством тех и других воинов. Ответ: 1).____________________________ 2).____________________________ Событие:_______________________________________________________________________________________________________________ Д).__1).____, осмотрел всё замечательное в Вене… собрался уже в Венецию, как почта привезла письма из 2). ___: 3). ___ писал, что стрельцы взбунтовались и идут к 2).___. Вместо Венеции он отправился в Россию.
Ответ: 1).____________________________ 2).____________________________ 3).____________________________ Событие:_______________________________________________________
Е). В 1794 г вспыхнуло национально-освободительное восстание под предводительством 1). __. Повстанцы одержали ряд побед над русскими войсками. Однако затем 1). _____ попал в плен, а на подавление восстания 2).___направила армию 3). ________. Ответ: 1).____________________________ 2).____________________________ 3).____________________________ Событие:___________________________________________________________________________ Ж). Мой флот… под командою графа 1). ___, разбив неприятельский флот, сжёг его совершенно при порте 2). ___... Около ста кораблей разного рода превратились в прах … я всегда говорила: эти герои рождены для великих дел… Напишите автора письма (0,5 балла). Ответ: 1).____________________________ 2).____________________________ Событие:_______________________________________________ Автор письма _______________ Задание 4: Определите название и точную дату битвы (0,5 балл за название и 0,5 балла за дату: число, месяц, год.) Соотнесите этап битвы в историческом описании и в поэме С.А. Пушкина. (За каждую верную строчку 1 балл). Определите этапы битвы и расставьте в хронологическом порядке. (1 балл ) Всего за задание 6 баллов. Историческое описание 1. Король Карл попытался одним ударом прорвать центр русских войск. И шведам удалось бешеной атакой прорвать первую линию, состоявшую из солдат Новгородского полка. Петр I лично повёл батальон второй линии в контратаку. На месте прорыва завязался упорный бой, который вскоре стал всеобщим. 2. Основные силы обеих армий построились в боевые порядки. Пётр приказал вывести из лагеря 42 пехотных батальона, расположив их в центре построения. Между боевыми порядками пехоты и перед фронтом разместилась артиллерия, на флангах драгуны. Армия была построена в две линии. В боевой порядок построилась и шведская армия. 3. Шведы не смогли подойти незамеченными к русскому лагерю. Русские войска встретили подошедших в три часа ночи шведов интенсивным огнем. Но шведская кавалерия потеснила русских драгун, а пехота прорвалась за линию редутов. Однако, оказавшись без поддержки артиллерии, шведы понесли огромные потери; русские пушки расстреливали их в упор и с флангов. Когда Пётр велел отвести конницу с поля боя, шведы приняли это за отступление, бросились её преследовать и попали под огонь русских орудий. Шведы понесли существенные потери и были вынуждены отойти за пределы досягаемости ружейного и пушечного огня. 4. Яростная схватка принесла успех русским, и они усилили натиск по всему фронту. Огромное опустошение рядов атакующих шведов производила артиллерия. Бросившись в атаку, русская конница прогнала шведскую кавалерию с поля боя. Примерно за два часа ожесточённого боя по всей линии шведская армия была разбита. Карл, сколько ни призывал бегущих остановиться, не смог предотвратить паники.
Поэма А.С. Пушкина Фрагмент И грянул бой, ……! Фрагмент Но близок, близок миг победы. Фрагмент Полки ряды свои сомкнули.
Фрагмент Уж близок полдень. Жар пылает. Ответ: Название битвы, дата____________________________________________________
Задание 5: Работа с исторической картой. Всего за задание 17 баллов.
С помощью карты заполните таблицу, указав территории в хронологической последовательности их присоединения (начала присоединения) к России. (За правильную хронологическую последовательность 1 балл). Если территории вошли в состав России без крупных военных конфликтов, поставьте в третьей и четвертой колонках прочерки. (2 балла за каждую правильно заполненную строку).
Задание 6: Ознакомьтесь с предложенными Вам плакатами и напишите, какие события отечественной истории они отражают. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего за задание 22 балл.
Ответ: А)._____________________________________ _______________________________________
Ответ: Б).____________________________________ ______________________________________
Ответ: В)._____________________________________ _______________________________________ Ответ: Г)._____________________________________ _______________________________________
Ответ: Д)._____________________________________ _______________________________________
Ответ: Е)._____________________________________ _______________________________________
Ответ: Ж).____________________________________ _______________________________________
Ответ: З)._____________________________________ _______________________________________
Ответ: И)._____________________________________ _______________________________________
Ответ: К).____________________________________ _______________________________________
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |