АЛЬТЕРНИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
ной по времени, техники. Всего с одной императивной формулой: «Когда ты захочешь в туалет ночью, ты встанешь и пойдешь». На протяжении всего времени К. то открывал, то закрывал глаза, ворочался, сжимал руки, сгибал и разгибал ноги, шмыгал носом и хихикал. Поведение свидетельствовало о том, что ни о какой гипотаксии не могло быть и речи, однако альтеринирующее состояние сознание всё же было. Когда через 5 минут К. открыл глаза, он рассказал мне следующее. «Я не слышал ничего, а увидел «Титаник» ночью, он тонул в море у большой льдины (далее он достаточно точно пересказал несколько эпизодов из известного фильма, который посмотрел неделю назад). Я был капитаном и успел прыгнуть в шлюпку, в которую прыгнула и моя большая собака. Вместе нас спас другой корабль, который был гораздо больше «Титаника», но с парусами». Он не помнил ни одного моего слова и не мог воспроизвести формулы внушения. Примечательно, что после этого сеанса энурез прекратился. Внушаемость, пассивность и фиксация внимания являются составляющими обычной дрессировки, например у собак. Первоначально предполагается, что животное должно воспринимать пищу как поощрение за выполнение какого-либо действия, при этом необходимо фиксировать ее внимание и по возможности добиться пассивности на несколько секунд. Потом пища заменяется словесным поощрением. Наконец никакого поощрения не требуется, но это означает, что животное должно «представлять» себе пищу, то есть фантазировать. Звуки, которые многие млекопитающие издают во сне, и характеристики их энцефалограмм свидетельствуют, что они также видят сны. В медитационном состоянии сознания, в том числе трансцендентальной медитации, огромное значение имеют те же признаки (пассивность, внушаемость и вера, фокусировка внимания), и в связи с этим фигура гипнолога заменена фигурой Учителя. Но гипнолог, может быть за исключением редких случаев, никогда не претендует на абсолютную доминантность вне сеанса гипноза, а вот Учитель медитативной техники будто остаётся со своим учеником навсегда, то есть он явно тоталитарен. Между тем огромное значение имеет тот образ, на котором медитируют его ученики. В частности, следует учитывать культуральные и индивидуальные особенности восприятия символа, а это делается редко. Широко практикуемая медитация на мандалах может быть даже опасной. Пациент Л., 16 лет, этнический армянин, оказался в группе близкой кругу сект Аум. В духовную практику в качестве одного из упражнений входила медитация на мандале лотоса. Через некоторое время после ме- 9 АЛЬТЕРНИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ дитации стал чувствовать при закрытых глазах, что цветок хочет его проглотить. Учитель настаивал на продолжении упражнений. В дальнейшем эти визуализированные представления стали возникать и при открытых глазах совершенно внезапно для самого Л. Конечно, Учитель не учёл, что символ лотоса ассоциирован с Анимой, а у Л. была гиперпротективная мать, которая его «поглощала», кроме того, Л. был из семьи христиан и сам был крещён. Вероятно, если говорить об адекватности объекта медитации, то ему более подошёл бы западный лотос, то есть роза. Но поскольку этот символ обычно сочетается с крестом (роза Розенкрейцеров), он не способствовал бы управлению сознанием Л. его Учителем, и тот избрал чуждую мандалу. Бредоподобные фантазии и другие варианты патологического фантазирования у детей, являясь завершенными психопатологическими синдромами, могут быть предсимптомами множества серьёзных проблем, например бреда, в более позднем онтогенезе. С помощью специальных методик, в частности путем обучения автоматическому письму, речи, можно побудить к творческому процессу. А затем через сам творческий процесс влиять на поведение. Поэтому символы имеют не только диагностическое, но и терапевтическое значение. В гештальт-терапии, терапии сказкой, терапии продолжением сновидений, как и в любом методе психотерапии, воображение и фантазируемое достраивание мира прошлого, настоящего и будущего имеет очень важное значение. Словарь позволяет не только анализировать сновидения, фантазии и психопатологические синдромы, но также подойти аналитически к творческой продукции, в которой заметны яркие индивидуальные стереотипии. Таковы, например, маринистические стереотипии Айвазовского и Тернера, мотивы пейзажа в творчестве Брейгеля или пастельного натюрморта у Моранди и так далее. В анализе психопатологии словарь может применяться для понимания структуры бреда, изменённых состояний сознания, в частности в результате пневмокатарсиса и других психотехник, обсессивно-компульсивных элементов, других невротических симптомов. Он удобен для использования в процессах группового анализа и групповой психотерапии, а также для интерпретации арт-терапевтической продукции, как для врача, так и для пациента. 10 РАБОТА С СИМВОЛАМИ
РАБОТА С СИМВОЛАМИ
Поскольку символы обладают терапевтическим значением, они могут использоваться для имплантации (внедрения) в бессознательное. Суть методики имплантации состоит в направленной работе с символами, которая учитывает их базисную амбивалентность, то есть позитивную и негативную основу почти всякого символа. Так, например, продвижение по темной пещере амбивалентно предполагает свет, но видение очень яркого света предполагает, что он потухнет, что и бывает в состоянии клинической смерти. При такой работе игнорируется сам симптом, в том числе невротический, который стоит за символом, но трансформируется символ, который косвенно воздействует на симптом по принципу обратной связи. Игнорирование основано на предположении о существующих трансляциях, то есть межмодальных переносах между различными семантиками, в том числе физиологически обусловленными. Это, в частности, понятно при работе с тревогой. Дело в том, что тревога сопровождается тахикардией, следовательно, можно сократить число сердечных сокращений не только медикаментозно, с помощью бета-блокаторов, но и психотерапевтическими методами переключения, медитативными техниками. Символы можно имплантировать в состоянии гипноза или используя эмпатические методы. Пациентка Л., 20 лет, жаловалась на плохое настроение, которое продолжалось уже почти год после смерти матери. Острое первоначальное горе прошло, но она продолжала чувствовать «оцепенение», тоску, болезненно переживала свои движения как замедленные, «трудно соображала». Превозмогая себя, она работала. Л. отказывалась принимать транквилизаторы и антидепрессанты, боясь, что от них она «заснёт и не проснётся». Наряду с этими симптомами она отмечала стереотипный сон. Она видела яму, на дне которой лежала кукла, похожая на куклу, которая была у неё в детстве. Она боится, при этом, что края ямы осыплются. Для аналитической работы с пациенткой потребовалось бы довольно большое время. Было понятно, что яма — это могила матери, а кукла — она сама. Источник Депрессии — идентификация с умершей матерью. Но для меня было важно, что кукла, с которой она себя идентифицировала в детстве, в этом сновидении отделена от самой Л., следовательно, их нужно было вновь соединить. Во второй стадии гипнотического состояния у Л. было вновь вызвано прежнее сновидение. Это подтверждало и её поведение в состоя- 11 РАБОТА С СИМВОЛАМИ
нии гипноза. Мимика стала отчётливо депрессивной и напряжённой, возникла тахикардия. Затем я ей сказал: «Вы видите, что яма совсем неглубокая, если Вы наклонитесь, то сможете прикоснуться к кукле. Касаетесь её, берёте на руки и уходите от ямы всё дальше и дальше». Для подкрепления этого сновидения к её ладони я прикоснулся мягкой материей (кукла была тряпичной). Сновидение более не повторялось, и симптом был ликвидирован. Влияние на позитивное продолжение сновидения в гипнозе весьма эффективно, лишь только следует решить, как необходимо продолжать сновидение, чтобы оно приобрело завершённую позитивную форму. Эмпатическое изменение символики позволяет сделать то же самое вне гипнотического состояния, но используя обычное внушение. Правда, для этого терапевт сам должен обладать воображением. Пациент С., 24 лет, после службы в армии вернулся домой и приступил к учебе в университете. Учёба давалась после большого перерыва нелегко, постоянно приходилось заниматься допоздна. Его окружали более молодые и рьяные студенты, которые учились без труда: то, на что у, него уходили часы, требовало у них незначительных усилий. Он чувством вал себя «стариком». Постепенно он стал плохо спать, испытывал тревогу на занятиях, короткий сон не давал отдыха, при этом он часто сопровожу дался видениями погонь, борьбы, в которой он сражался в какой-то полутьме с мечом или палкой в руках на манер восточных единоборств. Было понятно, что тревога скрывает агрессию, а его противоборство с гомосексуальным оттенком. Для осознания этих процессов у С. не было времени, он требовал немедленной помощи. Я попросил его сесть рядом лицом к окну и ещё раз рассказать о своём сне. Затем попросил закрыть глаза, и я (А.) спросил, что он видит перед закрытыми глазами. Он (С.) ответил, что некое розовое пятно на сером фоне. А. Тоже закрыл глаза и представил себе розовое пятно на сером фоне, Что-то у меня не получается, я вижу скорее голубое пятно в правом верхнем углу тёмно-синего поля зрения. Давайте найдем что-то общее в наших картинах. Расскажите о каких-нибудь других деталях фона или других элементах. С. Кажется, внизу справа налево движется какое-то круглое розовое облако с чёткими краями. А. Пытается увидеть то, о чем говорит С., и действительно видит движущееся облако, но окрашенное вновь в голубой тон. Я вижу это облако, но оно по-другому окрашено, попробуйте окрасить его в голубой цвет, а я попробую окрасить его в розовый. Получается? 12 РАБОТА С СИМВОЛАМИ
С. Да, кажется удалось. А. Попробуем его остановить, у меня это получилось. С. У меня тоже. А. Вытянем его в линию, разделяющую всё поле зрения на верхнее и нижнее. С. Получилось, сверху у меня фон светлее, внизу темнее. А. У меня то же самое. Попробуем представить себе, что внизу находится дорога, сверху небо, и мы летим над поверхностью дороги, как в компьютерных гонках. С. Да, я играл в такую игру, теперь у меня это получается. Справа какие-то горы. А. Я пытаюсь их увидеть, они напоминают скорее округлые очертания очень больших холмов. С. Точно. А. Появляется какая-то фигура, будто из Вашего сна, это мужчина, он держит в руках палку, кажется он: где? С. Слева у обочины дороги. А. Всё ближе и ближе, не могу рассмотреть его лицо. С. Оно закрыто маской, но видны злые глаза. Говорит сбивчиво. Ещё два человека справа, они заодно, прямо как в моём сне. Приближаются. А. Приподнимаемся выше и вверх в небо. Они уже внизу и продолжают идти вперёд под нами. Всё. С. Да, всё, только небо. Открыв глаза, С. уверяет, что его тревога прошла. По данным катамнеза, состояние нормализовалось, устрашающие сновидения исчезли, а в случаях появления преследования он научился его дистанцировать. В данной методике терапевт и пациент выступают как настраивающийся дуэт инструментов, диалог отзывается на все изменения переживаний, но в результате возникает общая мелодия. Не всегда всё получается в пределах одной техники, иногда их приходится комбинировать. Мне помнится, в период Крымского психотерапевтического семинара 1997 года Н. Ф. Калина демонстрировала методику, при которой наяву индивид после описания сновидения спрашивает у собственного образа сна, чего он хочет и что он означает; спонтанное воображение прокладывало путь к осознанию, будто двигаясь по принципу проб и ошибок. Девушка, которая увидела перед входом в погреб стари- 13 РАБОТА С СИМВОЛАМИ
ка, спрашивала его, как если бы он был сейчас рядом с ней. Вероятно, эта методика более подходит для юнгианской техники осознания структуры сознания (Анимы, Анимуса, Тени, архетипической конструкции), поскольку основана на инспекции, то есть наблюдении сна со стороны Я, законы которого иные. В психопатологических случаях важнее иногда не аналитическое осознание со стороны, а понимание и трансформация сновидения изнутри, то есть, будучи по крайнем мере в альтернирующем состоянии сознании. Эти методы позволяют трансформировать символику, хотя пациент не всегда знает, как это происходит. Словом, чтобы управлять машиной (сознанием), водителю не обязательно знать, как работает двигатель, это должен знать механик (терапевт), которому в свою очередь не обязательно знать, соблюдает ли водитель правила уличного движения, если это не влияет на работу двигателя. Научиться же вождению машины водитель может у инструктора, то есть психокорректора.
ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
Механизмы сознания предполагают, что символы отражают механизмы психодинамики сознания. Сознание можно сравнить с моделью сосуда, в который наслоены друг на друга жидкости разного удельного веса. Любое воздействие на сосуд (встряхивание, вращение, нагревание) приводит к смешиванию и флуктуированию жидкостей. Этот процесс и есть модель психодинамики. С точки зрения этологии механизм, приводящий к кристаллизации символа, может быть прямым, переадресованным, смещенным, ритуализированным, указывать на регрессию, вакуум-активности. Идеи этологии (биологии поведения) возникли почти одновременно с классическим психоанализом, и не только на той же территории (Австрия начала XX века), но и в близкой культуральной среде. Однако, будучи долгое время академической университетской наукой, этология стала известной лишь после второй мировой войны и приобрела популярность после возникновения собственно этологии человека. Хотя 3. Фрейд хорошо знал современную ему физиологию, биологию и был материалистически ориентированным исследователем, постепенно психоанализ, наряду с терапевтическим содержанием, приобрел метапсихологическое звучание. Конрад Лоренц и Нико Тинберген, ссылаясь в своих работах на психоанализ, подчеркивали, что за метапсихологией скорее всего (хотя не всегда) кроются 14 ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
эволюционные механизмы, которые просто еще недостаточно изучены. Такой механизм, в частности, кроется за табу инцеста. При изучении детей воспитанных в кибуцах, в которых первоначально дети обоих полов воспитывались вместе, оказалось, что если они, даже не будучи родственниками воспитывались вместе, в дальнейшем между ними редко возникали брачные пары. То есть сексуальное влечение к близким родственникам не развивается, если в определенном возрасте они растут вместе. Между бессознательным, архетипическим и суммой эволюционно приобретенных человеком адаптации (Urform) Конрад Лоренц ставил знак равенства. Этология всегда претендовала на роль объективной науки, а длясоциобиологии, как её отрасли, вообще характерен точный математический подход. Между тем, внешне независимое развитие этологии и психоанализа привело к странным последствиям: этология при описании объективных особенностей поведения использовала язык формального описания похожий на психоаналитический, а психоанализ, прикасаясь к поведению, не учитывал сравнительных кросс-культуральных и эволюционных исследований. В 80-х годах XX века появился ряд работ, указывающих на возникновение объективного, или эволюционного, психоанализа, в основе которого лежали аналогии эволюционно-биологических и психодинамических конструкций (Ранко-Лаферие, Овен Славин, Шарп, Бедкок). Позже возникли попытки использования эволюционного психоанализа для интерпретации мифологического текста, а также клиники неврозов и психозов. Модель сознания Фрейда, с которой концептуально связана модель Эрика Эриксона и Когута, является по сути логическим modus barbara Эйлера и аналогична модели визуального восприятия. Центральными моделями этологии являются гидравлическая схема Конрада Лоренца, формальные функциональные модели, заимствованные у физиологии, модели формальных грамматик, лингвистические модели. В принципе все эти типы моделей сводимы друг к другу и могут быть использованы для понимания символа в одинаковой мере. Непосредственным материалом психоанализа, как и этологии, являются символические системы. Однако принципиальная разница заключается в том, что этологи стремятся опираться на объективно фиксируемые признаки при неэкспериментальном наблюдении. Удивительно, что они в целом соответствуют субъективному аналитическому метатексту. Неэкспериментальному наблюдению в этологии хорошо соответствует парапраксис классического анализа. Все методы этих дисциплин прекрасно объединяет теория и практика герменевтики. 15 ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
Прямая аналогия психоаналитических и этологических механизмов позволяет утверждать, что бессознательное построено по эволюционно-генетическим (биологическим) законам и не хаотично. Некоторые аналоги приведены в таблице 1. Таблица 1 Некоторые аналоговые конструкции психоанализа и этологии
16 ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
Этот, далеко не полный перечень показывает, что ряд этологических механизмов сознания, подтвержденный у животных, соответствует механизмам принятым в классическом психоанализе. Таким образом, метапсихология соответствует психобиологии сознания. В психоанализе исходным является анализ речи, это фиксируется как в технике Фрейда, так и у Юнга, и, особенно, анализе Лакана, в котором печь и высказывание являются центральными пунктами. Хотя в парапраксисе анализируются ошибочные действия, не учитывается, что каждое действие имеет определенный радикал «ошибки», связанный с порогом мотивации. Этологи, под влиянием лингвистов и генетиков, в настоящее время понимают язык не только как речь, но как любую структурированную семиотическую систему. Поведение — также язык, выраженный невербально или металингвистически. Структурная антропология описывает системы родства и структуры мифологического текста также как язык. Итак, существует сфера языков, в которой отдельные структуры, по-видимому, могут взаимно транслироваться. Проще говоря, возможна трансляция предметного мира в речь и поведение. Аналитик, сталкиваясь с проблемой вытеснения, переноса и контрпереноса, более всего интересуется процессом осознания этих феноменов. Между тем, еще до того как эти феномены становятся фактами сознания, они уже проявляются в поведении. Это подтверждают наши клинические, аналитические и этологические исследования больных неврозами и психозами (шизофрения и аффективные психозы). Симптоматические действия могут помочь аналитику правильно выбрать тактику, так как оказалось, что их появление, в частности, указывает на приближение к травматическому событию во время психоанализа. Кроме того, эти действия патогномоничны символике переживания. В частности, к ним относятся: 1. Скрытые и явные переживания тревоги проявляются в длительной фиксации рук (и) на горле (поведенческий аналог «комка» в горле). 2. При скрытой и неосознаваемой гомосексуальной ориентации у мужчин можно наблюдать быстрые косые движения глаз в сочетании со взглядом в сторону при общении с другим мужчиной, эти движения отсутствуют при гетеросексуальном общении (невербальные маркеры флирта). К этим же признакам относится выбор предмета для манипулирования во время сеанса. 3. При скрытой депрессии продолжительность взгляда в окно дольше чем при ровном настроении, эти же пациенты чаще фиксируют доми- 17 ДИНАМИКА СИМВОЛОВ
нантную руку на сердце, у них наблюдается складка Верагута* и фиксируется поза субмиссии. 4. Скрытый страх характеризуется фиксацией руки на животе. 5. Все скрытые намерения и ложь отражаются на асимметрии мимических выражений. 6. Агрессивные и аутоагрессивные тенденции заметны по комплексу специфических признаков и могут быть даже рассчитаны количественно. В частности, к ним относятся раскрытие паха, сжатие руки в кулак, жевательные движения, повышение тонуса плеч, пристальный взгляд и т. д. (всего 20 паттернов) [скрытые признаки агонистического поведения]. 7. «Увеличение» и «уменьшение» плеча свидетельствуют о переживаниях соответственно доминантности и субмиссивности, связанных с изменениями гедонистического радикала и авторитарности. 8. Ритуализированная маркировка тела и одежды (в том числе украшения) указывает на скрытые конверсионные симптомы. 9. Повышенная и искаженная имитативность, а также ага-экспрессия, тесно связаны с процессами переноса и сопротивлением. Эти и многие другие паттерны поведения могут интерпретироваться как аналитически, так и этологически, они также могут могут прорабатываться во время аналитических сессий, особенно когда складываются в неосознаваемый пациентом синдром привычных действий, отличающихся стереотипностью и навязчивостью. Кроме того, выяснилось, что обсуждение с пациентом и непосредственное наблюдение как самим аналитиком, так и родственниками пациента сложных форм поведения весьма полезно для аналитической работы. Речь идет о знании особенностей и поз сна, об отношении к личной, ( семейной и миграционной территории, о специфике реального родительского поведения, об отношении к зеркалам, предметам, с которыми пациент предпочитает манипулировать, особенностей его прихорашивания (груминга), локомции (походки), отношения к чистоте, отдельным частям тела, нормативных проявлениях агонистического поведения, особенностях еды и питья, отношении к новому, а также месту в структуре иерархии (доминирования) в сообществе и семье, структуре игр и, конечно, сексуального поведения. Для каждой из этих форм поведения известны биологические и этнические нормативы, и их следует учитывать в аналитической интерпретации. ----------------------------- * Складка на верхнем веке, закрывающая наружный угол глаза. 18 СЛОВАРЬ
АГРЕССИЯ
Всё поведение, связанное с конфликтами, называют агонистическим, оно включает агрессию, аутоагрессию, застывание и бегство. Агрессивные импульсы обычно подавляются в жизни, но, тем не менее, они постоянно возникают в глубинах бессознательного как, вероятно, первичная энергия эквивалентная либидо. Точка зрения этологов состоит в том, что энергия агрессии в эволюции непосредственно перекрывается сексуальностью и неотделима от либидо. Это заметно уже на уровне рептилий, у которых отсутствует поведение поддержки, а сексуальность всегда проявляется в агрессивном контексте. Существует внутренняя мотивация к агрессии, которая не связана с внешними импульсами. Если агрессии не предоставлены другие выходы или нет переадресации агрессии, эти импульсы могут оборачиваться против самого индивида: становятся аутодеструктивными, они также выступают как чувство вины или тревоги, если эта энергия смещается. Иногда смещение выглядит как активный аутогруминг (прихорашивание) или спортивные состязания, являющиеся своеобразным клапаном безопасности. В результате смещения агрессия превращается в весьма сложные ритуалы. Агрессия подавляется субмиссией (подчинением) жертвы, увеличением территории, едой и питьем, оргастической разрядкой. Тем не менее агрессивные импульсы могут быть трансформированы в поведение жертвы, так, например, жертва, желая свести счёты с агрессором, не в состоянии это сделать и умышленно берёт на себя вину, демонстрируя субмиссию (подчинение). Другой человек в сновидении может выглядеть агрессором, в то время как сновидящий представляется жертвой или невинным свидетелем, изолированным от насилия или даже испуганным им. Сновидения могут быть разоблачением сновидящего в плане его предполагаемой агрессии и её возможных последствий. На самом деле агрессия может быть инструментом выполнения других задач (например, педагогической, защита детей, материнская агрессия). 19 АГРЕССИЯ |
СЛОВАРЬ |
Некоторые аспекты жизни человека связаны с угрозами агрессора, находящегося рядом (например, член семьи или группы), которого он идентифицирует с собой. В этом случае он может наблюдать во сне трансформацию образа в домашнее животное (например, кошку или собаку), которое на него нападает.
К поведенческим признакам агрессии относятся сжатие руки в кулак, оскал и, следовательно, демонстрация зубов, увеличение плеча, демонстрация паха, замахивание, резкие и неожиданные жесты, пристальный взгляд, жевание, демонстрация нижней челюсти. Поэтому такие элементы, как гениталии, зубы, вытянутая рука, глаз, кулак, должны рассматриваться как агрессивные. Данные символы улавливаются в зубчатых орнаментах, украшениях стен и носят защитный смысл. Агрессия разворачивается по этапам: агрессивно-предупредительному, в котором проявляются лишь паттерны намерений, агрессивно-конфликтному и агрессивно-контактному. Непосредственное, прямое проявление агрессии у животных и человека невозможно, всегда присутствуют предупредительная и конфликтная стадии, они, естественно проявляются в символах интерперсональных отношений. Культуральные и расовые особенности проявления агрессии выражаются в том, что в разных этносах существуют относительно приемлемые формы презентации, переадресации или смещения агрессии. Так в некоторых этносах вполне допустимым является переадресация оскорбления индивида на членов его собственной семьи (жену, детей, домашних животных). В других этносах такой агрессивный аффект допускается в состоянии алкогольного опьянения и ассоциируется с особым проявлением «любви». В одних этносах агрессивные паттерны проявляются в жесте, но скрываются в мимике, в других они преимущественно проявляются в позе. Аутоагрессивное поведение также имеет стадию намерений, которая проявляется в субмиссивных паттернах избегания, уменьшения размеров, прятанья, стадию выраженного аутоагрессивного поведения вплоть до суицида. Оно также имеет культуральную окраску, которая, в частности, проявляется в приемлемости или неприемлемости суицида в ряде культур и этносов. Поведение агрессии проявляется в педагогике (педагогическая агрессия) и семье, такая агрессия определяет границы свободы индивида, и она присутствует во всех культурах.
Большинство символов агрессии совмещается с доминантностью, a символы аутоагрессии с субмиссивностью и поведением жертвы.
Агрессор и жертва. Поведение агрессии в случае фрустрации, то есть препятствия в достижении цели, может переходить в поведение
20
АГРЕССИЯ
жертвы. Стилистика поведения жертвы является предметом науки - виктимологии. Напротив, жертва при определённых обстоятельствах становится агрессором. Это поведение называется агрессией жертвы. Жертва, как и агрессор, имеет метки поведения. Это метки субмиссии. При угрозе детёнышу мать, являясь заведомо более слабой, чем агрессор, и в обычных обстоятельствах являющаяся жертвой, тем не менее, нападает, это - материнская агрессия. Родители, являющиеся в детстве защитой, становятся разрушительным тормозом роста индивида. Эта тема вновь возникает во снах молодых людей вследствие ухода из дома и разрыва с прежним семейным окружением. Имеют значение орудия ограждения и поведение жертвы. Наиболее адекватным способом смещения агрессии является создание клапана безопасности. В этой роли чаще всего выступает спортивная игра. Поэтому символика спортивной игры прямо указывает на агрессивный контекст. В классическом анализе предполагается, что агрессивный контекст совпадает с гомосексуальностью и является ее маскировкой.
Сексуальное влечение как агрессия. Агрессия и страсть часто не дифференцированы в сновидениях. Так, удар палкой или нападение, особенно в сновидениях женщин, означает половое нападение. Такие сновидения носят глубинный характер, поскольку в эволюции агрессия и сексуальность были совмещены, при этом пассивная роль ассоциирована с женской, а агрессивная — с мужской. Между тем степень выраженности агрессии у женщин также связана с фазой овуляции. В период, предшествующий месячным, агрессивность повышается. Умиротворяющее влияние, то есть снижающее агрессию, оказывает у мужчин детское поведение.
Нападения лица своего пола. При агрессии внутри одного пола, отсутствует вмешательство другого пола, особенно это касается кон-
21
2019-11-22 | 225 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: АЛЬТЕРНИРУЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы