История педагогики выполняет следующие функции:
№
| Функция
| Содержание функции
|
1
| Онтологическая
| уточнение реальности, которую она изучает, т.е. педагогической теории и практики в их эволюционном развитии
|
2
| Гносеологическая
| уточнение способов изучения педагогической теории и практики
|
3
| Объяснительно-оценочная
| интерпретация выявленных историко-педагогических фактов, событий, явлений и оценка их значимости в общем ходе всемирного историко-педагогического процесса
|
4
| Аксиологическая
| выявление и описание ценностных ориентиров, требующих соотношения с жизненным смыслом человека и общества
|
5
| Прогностическая
| прогнозирование перспектив развития педагогической теории и практики на основе выявленных закономерностей и тенденций мирового педагогического процесса
|
Всемирный историко-педагогический процесс находится в поле зрения различных отраслей знания – истории, социологии, культурологии, этнографии и т.п. Поэтому история педагогики предстает как наука:
историческая
| рассматривает педагогические феномены прошлого в процессе их генезиса и эволюции
|
культурологическая
| рассматривает их в контексте функционирования и развития человеческой культуры
|
социологическая
| рассматривает их в контексте исторической динамики общественных институтов, социальных структур и отношений
|
антропологическая
| рассматривает педагогические феномены в контексте взросления и развития человека в различных исторических условиях
|
педагогическая
| возникла и развивается в составе педагогического знания
|
6. Цель, задачи истории педагогики. Классификация историко-педагогического знания.
Цель истории педагогики – изучение сущности и выявление законов и закономерностей всемирного историко-педагогического процесса и соотнесение их с современными проблемами в области образования и воспитания.
История педагогики решает две взаимосвязанные задачи:
Уровень решения задачи
| Задача
|
Макроисторический исследовательский уровень
| Выделить и исследовать общее в историко-педагогическом процессе, познать объективно существующие, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи и отношения между развивающимися во времени и пространстве педагогическими событиями, погруженными в социокультурный контекст, т.е. установить законы и закономерности эволюции педагогических событий, систематизировать и типологизировать их
|
Микроисторический исследовательский уровень
| Изучить отдельного человека в системе его уникальных педагогических отношений и целенаправленно организованной деятельности по образованию людей и ее осмыслению; изучить неоднозначное, а часто и противоречивое, разнообразие опытов и представлений, исходя из которых люди конструируют и образ мира, и свое поведение в мире
|
Единство двух указанных уровней в историко-педагогических исследованиях обеспечивает рассмотрение педагогических феноменов и с точки зрения выделения «структур», «общностей», «типов», и с точки зрения изучения конкретных педагогических событий во всем их уникально-неповторимом своеобразии.
Единство макро- и микроисторического уровней рассмотрения делает возможным соединить рассмотрение закономерных и случайных сторон в историческом развитии педагогических феноменов. Это является необходимой предпосылкой решения главной задачи истории педагогики как отрасли научного знания – создания теории историко-педагогического процесса.
Задачи истории педагогики:
формирование общей и педагогической культуры педагога, что содействует развитию его самосознания, мировоззрения и педагогического профессионализма, учит анализировать, выявлять в истории все лучшее и внедрять в практику и теорию учебно-воспитательной деятельности
|
уточнение основных подходов и методов познания всемирного историко-педагогического процесса, предмета истории педагогики, источников, структуры и содержания историко-педагогического знания
|
выявление и изучение основных историко-педагогических фактов, событий, явлений в их многообразии и единстве общечеловеческого, национального и индивидуального
|
научное и духовное «очищение» историко-педагогического знания, освобождение от ортодоксальности, догматизма, конъюнктурных деформаций (особенно на примере истории образования советского периода, умалчивающей, например, о существовании педагогических систем русского зарубежья, продолжавших осуществлять прогрессивные тенденции дореволюционной отечественной педагогики)
|
систематизация историко-педагогической практики и педагогических идей (теорий) в контексте их взаимосвязи и взаимовлияния с развитием культуры, общества, человека
|
установление тенденций развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли, их осмысление с учётом современных педагогических проблем и перспектив их решения
|