Основные теоретические положения
Одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков является уровень физического развития ребенка – основной показатель, отображающий совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развития. Физическое развитие – комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека. Физическое развитие является одним из существенных показателей здоровья, его параметры отражают степень соответствия биологического и паспортного возраста и определяют физическую работоспособность в момент обследования. Критерии физического развития – состояние основных форм и размеров тела, функциональных способностей организма. К ним относятся: – осанка; – состояние костного скелета и мускулатуры; – степень жироотложения; – форма грудной клетки, спины, живота, ног; – жизненная емкость легких, сила кисти, становая сила. При изучении индивидуального физического развития человека исследуют антропометрические показатели (соматоскопические, соматометрические, физиометрические). С этой целью используются методы наружного осмотра (соматоскопия – форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развития мускулатуры, степень жироотложения и полового созревания), измерения морфологических показателей (соматометрия – длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.п.) и функциональных показателей (физиометрия – жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила). При этом оценивается степень гармоничности физического развития (гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное) и уровень физического развития (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий). Антропометрические показатели – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития. Типы телосложения и конституция человека Соотношение количества костного, мышечного и жирового компонентов определяет телосложениечеловека. Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными составляющими: строением тела, физиологией жизненных функций и метаболизма и психологическими особенностями личности. Они взаимосвязаны и в комплексе составляют конституцию человека – наиболее фундаментальную характеристику целостного организма (табл. 22). Табл. 22 – Морфофункциональные свойства, характерные для людей разных типов телосложения (по Дж. Харрисон, Дж. Уайнер и др.)
Согласно другой классификации, выделяют следующие типы телосложения: астенический (долихоморфный), нормостенический (мезоморфный), гиперстенический (брахиморфный). Астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура у него развита слабо, имеет высокий рост, длинную грудную клетку, сердце занимает более вертикальное положение. Нормостеник более широкогруд, плечист, мускулатура у него выражена отчетливо. У людей нормостеничноготипа телосложения наблюдается косое расположение длинной оси сердца. У лиц гиперстенического типа плотное телосложение, «солидная» фигура, невысокий рост, сердце располагается почти горизонтально. Эти люди подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную (рис. 12). Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и поясничного изгибов и длины позвоночника). Нормальная осанка характеризуется пятью признаками: – расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки; – расположением надплечий на одном уровне; – расположением обеих лопаток на одном уровне; – равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками; – правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см – в шейном). Причины нарушений осанки - недостатки физического воспитания (недостаточное физическое развитие, несимметричные физические нагрузки, когда одни группы мышц развиты сильнее, а другие меньше); - отсутствие у детей понятия о правильной осанке, да и не только у детей, но и у педагогов и родителей, т.е. не формируется с детства навык правильной осанки; - наследственность (дети в какой-то мере наследуют тип телосложения родителей, хотя осанка и формируется под влиянием условий жизни и физического воспитания); - неудобная и неправильно подобранная мебель; - длительное сидение за компьютером; - нарушения зрения; - частые ОРВИ. Рис. 12. Различные типы осанок: А – нормальная осанка; Б – сутуловатая; В – лордотическая; Г – кифотическая; Д – выпрямленная (плоская) https://studme.org/125606074121/meditsina/metodiko-prakticheskie_zanyatiya_vtorogo_goda_obucheniya
Правила посадки ученика за столом Посадка за учебным столом (рис. 13). Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой, нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при правильной посадке. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью на спинку стула (скамьи), ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3–4 см (грудь и живот не сдавлены). Рис. 13. Посадка за ученическим столом https://womanadvice.ru/detskie-stoly-i-stulya-ot-5-let
Ноги согнуты в тазобедренном, коленном суставе под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. При неправильной посадке на парте и опоре на нее грудью может возникнуть деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных сосудов и легких, расположенных в ней.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |