Вопрос № 14. Формы, методы и средства воспитания детей раннего возраста.
Характеристика ведущих потребностей ребенка раннего возраста, средства их удовлетворения. Цель воспитания и образования детей раннего возраста. Характеристика и развитие основных видов деятельности ребенка раннего возраста по ФГОС ДО. Педагогические правила организации воспитательной работы с детьми раннего возраста. Учет возрастных возможностей детей раннего возраста при подборе форм, методов и средств воспитания и обучения. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте. Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет). В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение со взрослым, полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционально благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно не возможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психологического развития. Это и определяет основную генетическую задачу данного этапа развития – формирование у малыша способов и средств общения со взрослым человеком. Именно в этом возрасте ребенок вступает в разнообразные отношения со взрослыми. Особенности развития детей от 1 года до 3 лет: - анатомо-физиологическая (рост, вес увеличивается, появление изгибов позвоночника, прорезывание зубов, энергично проходит мислинизация нервных волокон, более устойчивы становятся процессы возбуждения и торможения); - быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь между ними; - складывается предметная деятельность; - возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие; - осваиваются наглядные формы мышления; - переход к активной речи; - возникновение личных действий и личного желания; - складывается предметное отношение к действительности; - развивается общение, выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». Важный шаг к развитию, который готовит ребенка к тому, чтобы стать личностью – это осознание себя как отдельного человека. Кризис 3-х лет: - негативизм (поведение ребенка дите вразрез с тем, что ему предлагает); - упрямство (настаивает не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он сам потребовал); - строптивость (против норм воспитания, образа жизни); - своеволие, своенравие (стремление делать все самому – Я сам!). Можно смягчить этот период при правильном воспитании (новые формы деятельности и взаимоотношений со взрослыми). Ведущим видом деятельности является предметная деятельность. В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и его генетическая задача. Достижения ребенка к концу первого года жизни требуют построения новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым человеком. Содержание совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов использования предметов (ребенок учится есть ложкой, рисовать карандашом, садиться на стульчик), освоение начал игры и развитие в ней символической функции мышления. Продолжает интенсивно развиваться общение, т.к. без общения без взрослого невозможна предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. В общение связанное с предметными действиями, включается речь. Главным в содержании жизни ребенка в раннем возрасте становится усвоение человеческих способов использования предметов и развития речи. В раннем детстве ребенок становится более самостоятельным. Он начинает ходить, проявлять активность по отношению к различным предметам, употреблять односложные слова. Происходит отделение ребенка от взрослого. Процесс его социализации характеризуется становлением предметной деятельности, совместной с взрослым. Он обучает ребенка нормативным способам действия с предметами, в том числе со специфически детскими: ведерком, лопаткой, совочком и т.п. Общение ребенка и взрослого осуществляется прежде всего по поводу предметных действий. На развитие ребенка большое влияние оказывает прямохождение. Сначала оно выступает как самостоятельный процесс, затем включается в различные виды деятельности. Поведение ребенка раннего возраста ситуативно, обусловлено окружающей обстановкой. Ранний возраст характеризуется развитием предметной деятельности, эмоционально-практического общения ребенка и взрослого, а также развитием восприятия и речи; проявлением начальных форм произвольного поведения, игры, наглядно-действенного мышления; возникновением общения со сверстниками. Становление личностихарактеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональными состояниями других детей. Однако в этот период начинает складываться и произвольность. Она обусловлена развитием предметных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослыми и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет. Физическое развитие: 1. Охранять и укреплять здоровье ребенка, закаливать его организм, повышать работоспособность нервной системы. 2. Формировать сенсомоторную и двигательную активность ребенка, основные жизненно важные движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки), умение сохранять устойчивое положение тела. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами. 5. Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, вызывать и поддерживать у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1514)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |