Ценообразование на предприятии
Краткое содержание темы Экономическое содержание цены. Внутренние и внешние факторы, определяющие уровень и динамику цен. Виды и разновидности цен. Взаимосвязь различных видов цен. Ценовая и неценовая конкуренция. Ценообразование на предприятии в условиях различных типов рынка. Цены на рынке свободной конкуренции. Цены на рынке монополистической конкуренции. Цены на олигополистическом рынке. Ценообразование в условиях монополии. Отпускные цены на продукцию предприятий. Состав цены по ее элементам. Характеристика составных элементов цены. Обоснование цены на предприятии. Процедура обоснования цены: исследование рынка сбыта продукции, выбор цели и задач ценообразования анализ спроса, расчет издержек, изучение цен конкурентов, выбор метода ценообразования, разработка стратегии и тактики ценообразования. Совокупность методов ценообразования: их достоинства и недостатки. Затратные методы ценообразования. Методы ценообразования с учетом качества, спроса и уровня конкуренции. Стратегии и тактика ценообразования. Использование системы ценовых скидок для адаптации цены к условиям рынка.
Методические указания Методы ценообразования. При методе полных издержек цена нового изделия формируется исходя из себестоимости товара, планируемой прибыли, косвенных налогов и отчислений, увеличивающих цену. Расчет при этом можно выразить формулой
Цн = Сп + П + Нкосв,
где Цн – цена продукции, руб./шт; Сп – полная себестоимость единицы товара, руб.; П – планируемая прибыль на единицу товара, руб.; Нкосв – косвенные налоги и отчисления в цене товара, руб.
При формировании цены косвенные налоги рассчитываются в строгой последовательности: акциз, НДС. Акцизами облагаются товары, работы, услуги, имеющие по специфике своих свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос (ликеро-водочные, табачные изделия, изделия из натурального меха, кожи, автомобильный бензин и др.) Акциз – оборотный налог, исчисляемый по принципу скидки. Он удерживается из налоговой базы, принимаемой за 100%. Определение налоговой базы по акцизам производится на основании ст. 117 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК). Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены в приложении 1 к НК. Различают ставки акцизов (ст. 112 НК): а) твердые (специфические) – в абсолютной сумме (Ка) на физическую единицу измерения подакцизных товаров (N). При формировании отпускной цены расчет твердые акцизов (Ак) ведется по формуле:
Ак = Ка · N
б) процентные (адвалорные) ставки – в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин. Расчет адвалорных акцизов (Ак):
, руб.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – оборотный налог, исчисляемый по принципу надбавки. Он добавляется к налоговой базе. При формировании отпускной цены расчет НДС ведется по формуле:
, руб.
Цена предприятия без НДС включает себестоимость продукции без учета НДС, уплаченного при приобретении производственных ресурсов; балансовую прибыль; акциз, отчисления в местные бюджетные фонды и фонд поддержки производителей с/х продукции. , руб. Отпускные цены на товары устанавливаются без налога на добавленную стоимость. А дополнительно к отпускной цене предъявляется к оплате покупателю и налог на добавленную стоимость. При реализации по розничным ценам НДС отдельно не выделяется, а включается в цену. В Республике Беларусь принят зачетный (инвойсный) метод исчисления НДС и для исключения повторного налогообложения в затраты предприятия продукции не включается входной НДС (уплаченный по сырью, материалам и комплектующим и др.). В бюджет уплачивается не вся сумма НДС, исчисленного по реализованным товарам, работам и услугам, а лишь разница между суммой НДС, исчисленной исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг) и суммой НДС, уплаченной при приобретении товарно-материальных ценностей. При формировании цен и тарифов на товары и услуги, которые освобождены от уплаты НДС, материальные затраты включаются в себестоимость с учетом налога на добавленную стоимость.
Схема формирования цен с учетом НДС представлена на рисунке 8.
где Сп – полная себестоимость продукции без учета НДС, уплаченного при приобретении производственных ресурсов; П –прибыль предприятия; Тр – транспортные расходы, не вошедшие в себестоимость; Ак- акцизный налог
Рисунок 8 - Схема формирования цен в сферах товарного обращения
Сумма налога на добавленную стоимость, начисленная на продукцию предприятия-изготовителя составит
,
а сумма НДС, которую заплатит предприятие-изготовитель можно рассчитать по формуле
,
где НДСмат.цен – сумма НДС, уплаченного предприятием при покупке товарно-материальных ценностей. Оптовая цена сбытовой организации рассчитывается по формуле
,
,
тогда сумма НДС, которую должна уплатить сбытовая организация составит
. Розничная наценка формируется аналогично оптовой наценке сбытовых организаций (см. рис.8) и включает издержки организаций розничной торговли, прибыль, косвенные налоги и розничные надбавки и скидки. Розничная цена может быть рассчитана по формуле
,
Сумма торговой (оптовой и/или розничной) наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято определять в процентах к отпускной цене, а торговую скидку – к розничной.
,
тогда сумма НДС, которую должна уплатить организация розничной торговли составит
.
Цена на продукцию с помощью агрегатного метода рассчитывается по следующей формуле
Цн = åЦi + Зсб,
где Цi – цена отдельного элемента или изделия, входящего в состав нового товара, руб.; i – порядковый номер отдельного элемента или изделия; Зсб – затраты по сборке и компоновке нового товара.
Для того, чтобы установить цену на новый вариант изделия используетсяметод структурной аналогии, при котором определяется структурная формула цены по ее аналогу. ,
где Зо – абсолютное значение основного вида затрат на производстве, шт., кг и т.д.; Дзо – доля основного вида затрат в цене нового изделия.
Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене.
Определение цены при условии безубыточности. Условие безубыточности предполагает такое соотношение постоянных и переменных издержек, цены и объемов продаж, при котором предприятие работает без убытка, т.е. прибыль его равна нулю. Критическая продажная цена (цена реализация), определяемая при заданных уровнях объема реализации, постоянных затрат и переменных затрат на единицу изделия, на уровне которой прекращается покрытие полных затрат, рассчитывается следующим образом:
Ц = TFС / Nк + AVC. Расчет цены для получения целевой прибыли. Фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли. В этом случае цена рассчитывается по формуле
, где П – величина прибыли, которую стремится получить предприятие от реализации продукции, руб. Метод учета рентабельности инвестиций состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.
Метод удельных показателейможет быть выражен формулой
,
где Цб – цена базового изделия, руб.; Пн, Пб – значения основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям в натуральных единицах измерения; Д, Ск – доплаты или скидки, учитывающие изменения других потребительских свойств нового изделия.
Цена на новое изделие балловым методом рассчитывается по формуле
, где Ббi, Бнi – балловая оценка i-го качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям; Уi – коэффициент весомости i-го качественного показателя в долях единицы; n – количество оцениваемых качественных параметров.
Одним из наиболее приемлемых по точности методов прогнозирования цены сложной техники на стадии разработки технического задания является метод корреляционно-регрессионного анализа, учитывающий количественные связи между ценой изделия и его технико-эксплуатационными показателями с помощью методов парной и множественной корреляции.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |