ОБЩИЕ УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
I уровень Целеполагание и планирование задания выполнены, верно. В ходе выполнения задания использованы все необходимые логические операции. Учебная задача решена, верно. Обоснование хода решения логично (в пределах возраста) и последовательно. В процессе выполнения задания возможны единичные ошибки, не касающиеся содержания. Самоконтроль в плане его эффективности и осознанности имеет высокий уровень (более 70% ошибок найдены и классифицированы). Самооценка, как правило, адекватная, хотя может иметь тенденцию к завышению или занижению. На протяжении выполнения задания заметен интерес ребенка к нему, стремление к самостоятельному поиску решения. Общий уровень самостоятельности и активности при выполнении задания высокий. Обращение за помощью с целью более точного осознания содержания задания. Субъектность при выполнении деятельности проявляется ярко. Перспектива учебной деятельности рассматривается положительно, хотя могут присутствовать элементы тревожности по отношению к предстоящей ситуации обучения. Социальная направленность положительная. Сотрудничество со сверстниками для решения учебной задачи воспринимается с интересом. Нормы и правила поведения в школе принимает и старается их соблюдать. Суммарная оценка: О— 11 баллов. II уровень Один из ориентировочных этапов (целеполагание или планирование), как правило, выполнен неверно или не полностью. В ходе выполнения задания могут быть использованы не все необходимые логические операции, чаще затруднения касаются выполнения обобщения и классификации. Ход решения обосновывается не полностью, логика и (или) последовательность изложения могут быть частично нарушены. В ходе решения отмечаются единичные ошибки, которые, в основном, исправляются. Итоговый самоконтроль, как правило, высокий, хотя уровень осознанности (классификации) при исправлении ошибок ниже, чем его эффективность (поиск). Самооценка может варьироваться. Интерес к заданию обычно присутствует, хотя более выражен в начале его выполнения и часто связан с содержанием задания. Присутствует стремление к самостоятельному поиску способа решения, но при этом оно может сопровождаться неуверенностью в себе, в достижении необходимого результата. В случае затруднения обращается за помощью к сверстнику или взрослому. Восприимчивость к помощи высокая. Степень самостоятельности и активности при выполнении задания зависят от уровня новизны и сложности задания: чем больше знаком его тип, тем выше субъектность ребенка. В ситуации новизны задания ощущается неуверенность и тревожность. Перспектива учебной деятельности, как правило, рассматривается положительно, хотя здесь также могут присутствовать элементы тревожности и неуверенности в себе. Социальная направленность в целом положительная и сотрудничество со сверстником для решения учебной задачи воспринимается с интересом. Специфика и роль в общении могут варьироваться, но без негативных проявлений. Суммарная оценка: 12—23 балла. III уровень Целеполагание и планирование предстоящей деятельности определены неточно, неполно или (и) с нарушением последовательности. В ходе выполнения задания часть необходимых логических операций отсутствует, может нарушаться последовательность их выполнения. Ход решения учебной задачи содержит ошибки, которые ребенок, как правило, не исправляет. Обосновать ход решения затрудняется или пояснения носят отрывочный, непоследовательный характер. Уровень итогового самоконтроля может варьироваться, но степень осознанности при классификации ошибок значительно ниже уровня эффективности их поиска. Самооценка близка к адекватной, когда неуспех деятельности очевиден, но имеет тенденцию к завышению, если правильно выполнена определенная часть задания. Интерес к выполнению задания ситуативен и, как правило, зависит от успешности его выполнения. Трудности при реализации деятельности понижают мотивацию, как к выполняемому заданию, так и к перспективе дальнейшей учебной деятельности. Стремление к самостоятельности может проявляться, как правило, лишь в начале работы, к концу деятельности активность и самостоятельность действий значительно снижаются. Восприимчивость к помощи снижена, требуется ряд шагов стимулирующей, поясняющей и содержательной помощи. Социальная направленность может варьироваться от яркой потребности в совместных действиях до полной изоляции и стремления к индивидуальной деятельности. Однако социальное взаимодействие привлекает больше как форма общения, а не как способ решения учебной задачи. В некоторых случаях могут фиксироваться негативные эмоциональные реакции по отношению к партнеру. Суммарная оценка: 24—35 баллов. IV уровень Цель деятельности самостоятельно определить не может. План либо отсутствует, либо фиксируются отдельные высказывания, не характеризующие последовательность выполнения задания. При выполнении задания ребенок не производит необходимых мыслительных действий (сравнения, обобщения, классификации), допускает много ошибок, которые самостоятельно не исправляет. Обосновать ход решения не может, речь односложная, непоследовательная. Уровень самоконтроля низкий: находит менее половины имеющихся в тексте ошибок, тип (орфограмму) которых определить не может. Самооценка, как правило, имеет тенденцию к завышению, хотя некоторые результаты деятельности, особенно негативного плана, могут оцениваться адекватно. При самостоятельной оценке на вербальные критерии не ориентируется. Интерес к заданию выражен слабо, чаще только на начальном этапе. Потребности в самостоятельной деятельности не проявляет. Восприимчивость к помощи низкая, проходит комплекс шагов содержательной и других видов помощи. Навыки социального взаимодействия при решений учебной задачи на низком уровне, инициативность слабая. Потребность в сотрудничестве, как правило, ярко не проявляется, в некоторых случаях отмечаются негативные эмоциональные реакции по отношению к партнеру. Суммарная оценка: 36—47 баллов. V уровень Цель и план деятельности не определены. Основные мыслительные операции в ходе выполнения задания не фиксируются: ход решения либо отсутствует, либо не соответствует учебной задаче. Обоснования своим действиям ребенок дать не может, речь односложная, пояснения алогичны. Уровень самоконтроля низкий: своих ошибок не исправляет, в тексте находит менее 20% из имеющихся, определить их тип не может. Самооценка завышена, на данные вербальные критерии не ориентируется. Переживаний по поводу неуспеха в деятельности, как правило, не испытывает. Интереса к заданию и потребности в самостоятельном его решении не проявляет. Субъектность в учебной деятельности не выражена. Восприимчивость к помощи низкая, потребности в ней может не проявлять. Мотивационные ожидания, связанные с предстоящей учебной деятельностью в средней школе, четко не определены. Навыки социального взаимодействия при решении учебной задачи на низком уровне. Потребность в общении не связана с учебной деятельностью. Суммарная оценка: 48—60 баллов, По результатам исследований Т. Н. Князевой (2006), наиболее массовыми уровнями сформированности ПГ к обучению в основной школе среди младших школьников с ЗПР являются III и IV уровень.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |