Смысл и цель христианской жизни
Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы примириться с Богом и очистить свое сердце. Через деятельную реализацию евангельских заповедей человек преодолевает страсти и становится способным еще во время земной жизни ощутить раскрывающиеся внутри него Царство Божие. Стяжание Царства Божия, которое «внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-32) сопровождается переживанием внутреннего мира. «Цель жизни, – по словам преподобного Гавриила (Ургебазе), – обретение Царствия Божия, приближение к Богу и унаследование жизни вечной»[10]. В святоотеческом наследии есть разные формулировки, которые сходятся к указанному смыслу. Преподобный Серафим Саровский говорил, что «цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божиего»[11]. Ученик архимандрита Софрония (Сахарова) иеромонах Рафаил (Нойка) поделился такими воспоминаниями о своем наставнике: «Отец Софроний и говорил, и писал, что целью аскетических усилий и трудов является стяжание любви. Здесь нет противоречия словам преподобного Серафима Саровского, говорившего о стяжании мирного духа. Речь идет об одном и том же, а именно о Святом Духе, о Боге, Который, по словам святого Иоанна Богослова, есть Любовь»[12]. Смыслом жизни, как учил известный подвижник отец Антоний (Голынский) (автор трактата «О молитве Иисусовой»), является непрерывная работа над собой[13]. Святой праведный Иоанн Кронштадтский видел цель жизни в умерщвлении плотских страстей «чрез воздержание, труд, молитву»[14]. По сути все эти формулировки говорят об одном. При помощи благодати Святого Духа человек побеждает страсти и воспитывает в себе добродетели. Добродетель, как писал в своей работе «Православное учение о спасении» патриарх Сергий (Страгородский) отзывается в человеке ощущением блаженства. Если же человек еще здесь, на земле, полюбил добро, нашел радость в общении с Богом, то с таким настроением он по смерти переходит в жизнь вечную. При таком настроении, при наитии благодати Святого Духа, вечная жизнь начинает раскрываться в человеке еще во время его земного существования. Вечная жизнь понимается святыми отцами как продолжение жизни настоящей[15]. То есть, человек берет в вечность тот внутренний багаж, который был сформирован им во время земного существования. Если во время земного существования он скрипел зубами от зависти, сотрясался приступами ненависти, то такое настроение переходит с ним и в жизнь вечную. Худое чувство, если человек не искоренит его здесь, «обратится там в бешенство». Иоанн, епископ Смоленский пишет, что «если ты здесь владеешь собою, там ты уже ничего не можешь с собою сделать: все в тебе и с тобою перейдет туда и разовьется в бесконечность»[16]. «Человек, в какое бы время он ни жил, – как объясняется архимандрит Иоанн (Крестьянкин), – хочет он этого или не хочет, делает выбор, определяющий его будущность в вечности»[17].
Во время земного существования человек еще может хоть как-то отвлечься от страдания, вызываемого страстями. Кто-то загружает себя работой, кто-то предается суете, путешествует по ссылкам в интернете, кто-то оглушает свое сознание наркотиками или алкоголем. Но в жизни вечной у человека не будет бутылки. Если человек не искореняет страсти во время земной своей жизни, они переходят с ним в жизнь вечную. В жизнь вечную человек забирает то, что воспитал в себе во время земного существования[18]. Такая перспектива призывает ответственно относить к жизни, ведь, как объяснял упомянутый отец Рафаил, «иногда и незначительный эпизод может повлиять на вечность, на спасение»[19]. В своей земной жизни христианин стремится через аскетическую борьбу, духовное делание и через стяжание благодати Святого Духа, приобщиться к состоянию внутреннего мира. Христианин стремится исключить из своей жизни то, что лишает его возможности быть приобщенным к состоянию внутреннего мира. Отсюда проистекает сознание необходимости борьбы со страстями. В том числе и отсюда проистекает тот факт, что Православие ориентирует человека на освобождение от всех страстей. [1] «Главы о дятельной жизни к Анатолию», параграф 61 из наставлений Евагрия Понтийского, помещенных в первом томе книги «Добротолюбие». [2] А. Ухтомский. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000.
[3] Из книги Виктора Франкла «Доктор и душа: Логотерапия и экзистенциальный анализ» (переводчик Любовь Сумм).
[4] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/.
[5] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/. [6] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/. [7] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/. [8] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/questions-audio// [9] Цикл бесед в Оптиной. Тема: «Обретение отпавших в оккультизм и секты». Часть 2-ая. URL: http://dpcentr.cerkov.ru/missiya/.
[10] Джинория Малхаз. Старец Гавриил: Сердце полное любви. Житие и поучения старца Гавриила (Ургебадзе) и воспоминания о нем / Пер. с груз. Г. Гребенчук, Н. Дурглишвили. — М.: Изд-во «Апостол веры», 2017. С. 492. [11] Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни. [12] Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы / Пер. с англ, иером. Доримедонта (Литовко). СТСЛ, 2015. [13] О молитве Иисусовой. Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского / авт.-сост. Новиков Н.М. М.: «Отчий дом, 2011. С. 203. [14] См. книгу св. прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизни во Христе». [15] По данному вопросу можно прочитать небольшую, но очень содержательную книжечку священномученика Андрея (Ухтомского) – родного брата академика Ухтомского – «О любви Божией на Страшном Суде». Более подробно вопрос разбирается патриархом Сергием (Страгородским) в указанной работе «Православное учение о спасении», в разделе «Возмездие». Еще более подробный анализ проблемы содержится в книге Евгения Тихомирова «Загробная жизнь или последняя участь человека». [16] Из книги Е. Тихомирова «Загробная жизнь или последняя участь человека». СПб., 1905. [17] Божий Инок. К 100-летию со дня рождения Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009. [18] Применительно к теме употребления психоативных веществ проблема перехода в жизнь вечную разбирается в работе «Мировоззренческий сдвиг», в главах «Религиозный взгляд на зависимость от психоактивного вещества (ПАВ). Почему принимать наркотики это плохо?» (часть 1), «В чем суть такого явления, как посмертное воздаяние?» (часть 2). [19] «Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |