Цели и задачи учебной дисциплины
Цель дисциплины – формирование знаний, умений и профессиональных компетенций по конструкции и механике движения подвижного состава железнодорожного транспорта с практическими расчетами по обеспечению эффективной и высокопроизводительной работы локомотивов и безопасности движения поездов, развитие и закрепление академических и социально-личностных компетенций. Основными задачами дисциплины являются: освоение конструкции подвижного состава и основ теоретических методов выполнения тяговых и тормозных расчетов, определения, нормирования и планирования расхода энергоресурсов на тягу поездов.
Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: • знать: – принципы действия и общее устройство подвижного состава железных дорог; – эксплуатационные факторы, влияющие на эффективность использования подвижного состава; – основы организации локомотивного хозяйства; – основные направления совершенствования конструкции подвижного состава; – влияние конструктивных особенностей подвижного состава на безопасность движения; – основы взаимодействия подвижного состава и пути; – теоретические основы процессов образования сил тяги, сопротивления движению и торможения поезда; – методы определения скорости и времени хода поезда по участку; – методы расчёта, нормирования и планирования расхода энергоресурсов на тягу поездов; • уметь: – определять значения показателей использования локомотивов; – выполнять расчеты по установлению весовых норм поездов; – определять скорость и время хода поезда по заданному участку методами аналитического, графического и численного интегрирования уравнения движения поезда; – выполнять тормозные расчёты; – определять расход энергоресурсов локомотивом за поездку. Содержание дисциплины Раздел 1.Тяговый подвижной состав Тема 1. Общие положения о тяговом подвижном составе Предмет и задачи курса. Основные разделы курса, их связь и значение для специалиста в области управления процессами перевозок и организации грузовой и коммерческой работы. Особенности и область применения различных видов тяги. Технико-экономическое сравнение видов тяги. Перспективы развития локомотивов. Устройство экипажной части подвижного состава, устройство, формирование и нормы содержания в эксплуатации колесных пар локомотивов. Буксы и буксовые подшипники. Тележки локомотивов. Устройство рессорного подвешивания. Главные рамы и кузова локомотивов. Ударно-тяговые приборы. Индивидуальный и групповой приводы движущих колесных пар. Осевая формула локомотива. Тема 2. Тепловозы Краткая история создания и развития тепловозов. Классификация тепловозов. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания. Рабочие процессы четырех- и двухтактных дизелей. Основные части тепловозного дизеля. Топливная аппаратура и регулятор дизеля. Наддув дизелей. Основные характеристики и технико-экономические показатели тепловозных дизелей. Вспомогательные системы дизеля, их основные элементы. Охлаждающие устройства для воды, масла и воздуха дизеля. Песочная система тепловоза. Передачи тепловозов, их необходимость, назначение, классификация и требования к ним. Электрическая передача. Принципиальные схемы электрических передач постоянного, переменно-постоянного и переменного тока. Тяговая характеристика тепловоза с электрической передачей. Гидродинамические передачи тепловозов. Гидротрансформатор и гидромуфта. Тяговая характеристика тепловоза с гидропередачей. Другие виды автономных локомотивов – дизельные поезда, автомотрисы, тяговые агрегаты, газотурбовозы. Автономные локомотивы с нетрадиционными источниками энергии. Тема 3. Электроподвижной состав Развитие электрической тяги в СНГ. Системы электрической тяги постоянного и однофазно-переменного тока, их сравнительная характеристика. Общие сведения об электроподвижном составе (ЭПС). Режимы работы: часовой и продолжительный. Способы регулирования скорости ЭПС. Электрическое торможение. Основные электрические аппараты ЭПС. Электрические схемы ЭПС. Особенности устройства тележек и кузовов электровозов и электропоездов. Электроснабжение электрических железных дорог. Контактная сеть. Нейтральная вставка контактной сети и особенности работы на участке при ее наличии. Тема 4. Локомотивное хозяйство Структура и технические средства локомотивного хозяйства. Локомотивный парк и организация его работы. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Организация экипировки локомотивов. Раздел 2.Теория локомотивной тяги Тема 5. Силы, действующие на поезд Теория локомотивной тяги – наука о движении поезда. Силы, действующие на поезд. Процесс образования силы тяги. Основной закон локомотивной тяги. Силы сопротивления движению поезда и их классификация. Составляющие основного сопротивления движению и его расчет. Дополнительное сопротивление движению и его расчет. Мероприятия по уменьшению сопротивления движению. Тормозная сила поезда. Сцепление колеса с рельсом при торможении. Расчет тормозной силы поезда. Тема 6. Тяговые расчеты Дифференциальное уравнение движения поезда и методы его решения. Методы расчета массы состава. Определение унифицированной массы состава. Диаграмма удельных равнодействующих сил. Анализ характера движения поезда. Торможение поезда. Тормозные задачи и их решение. Рекуперативное и реостатное торможение поезда. Спрямление профиля пути. Приближенное определение времени хода поезда способом равномерных скоростей. Построение кривых скорости, времени и тока. Тема 7. Энергетика локомотивной тяги Расчет расхода энергоресурсов на тягу поездов. Нормирование и прогнозирование расхода энергоресурсов на тягу поездов. Средства и методы снижения расхода энергоресурсов на тягу поездов. Тема 8. Высокоскоростное движение на железных дорогах Тенденции развития высокоскоростного наземного транспорта (ВСНТ). Обеспечение безопасности при эксплуатации ВСНТ. Список рекомендуемой литературы Основная 1 Подвижной состав и тяга поездов / под ред. В. В. Деева. – М. : Транспорт, 1979. – 367 с. 2 Правила тяговых расчетов для поездной работы. – М. : Транспорт, 1985. – 287 с. 3 Кузьмич, В. Д. Теория локомотивной тяги : учеб. для вузов / В. Д. Кузьмич, В. С. Руднев, С. Я. Френкель; под ред. В. Д. Кузьмича – М. : Маршрут, 2005. – 448 с. Дополнительная 1Тепловозы: основы теории и конструкция / В. Д. Кузьмич [и др.]. – М. : Транспорт, 1991. – 352 с. 2 Сидоров, Н. И. Как устроен и работает электровоз / Н. И. Сидоров,И. Н. Сидорова. – М. : Транспорт, 1988. – 223 с. 3 Осипов, С. И. Подвижной состав и основы тяги поездов / С. И. Осипов. – М. : Транспорт, 1990. – 335 с. 4 Френкель, С. Я. Техника тяговых расчетов / С. Я. Френкель. – Гомель : 5 Акимов, В. И. Сборник задач по тяговым расчетам. – Гомель :
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |