Условные обозначения:
- поток информации;
- деятельность, добавляющая ценность
Развернутая модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Лекция 8
Ключевые особенности стандартов серии ISO 9000:2000 по сравнению со стандартами серии ISO 9000:1994
№ п/п
| Область изменений
| Содержание изменений
|
1
| Терминология в области качества
| Международная терминология в области качества (словарь 9000:2000) претерпела заметные изменения по сравнению со словарем 8402:1994. Количество ключевых терминов увеличилось с 67 до 88. Обновленная терминология стала носить более систематизированный характер и сгруппирована уже не по 4, а по 10 тематическим блокам
|
2
| Состав
стандартов
| Понятие "обеспечение качества" было исключено, а три "модели обеспечения качества" (9001, 9002 и 9003 1994 г.) заменены на пару стандартов 9001 и 9004 2000 г., которые полностью гармонизированы между собой и могут быть использованы как самостоятельно, так и совместно
|
3
| Назначение
стандартов
| Стандарты серии ISO 9000:2000 более гибки в применении. Базовым стандартом для сертификации остался только один – ISO 9001:2000
|
4
| Философия
стандартов
| Философия менеджмента качества принципиально изменена па процессный подход, в котором нашли отражение статистические методы управления качеством У. Шухарта и Э. Деминга
|
5
| Принцип управления качеством
| В структуре стандартов серии ISO 9000:2000 отчетливо выделен принцип реализации цикла PDCA: "планируй – действуй – проверяй – корректируй"
|
6
| Системная основа стандартов
| Системной основой стандартов серии ISO 9000:2000 стали восемь принципов менеджмента качества, включая: ориентацию на потребителя; лидерство руководителей; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками
|
7
| Документированные процедуры
| Количество обязательных документированных процедур сократилось с 20 до 6, включая: управление документацией; управление записями; внутренний аудит; управление несоответствующей продукцией; корректирующие действия; предупреждающие действия
|
8
| Структура базового стандарта
| В структуре базового стандарта ISO 9001:2000 не стало жесткого деления требований на 20 элементов:
1) введены пять основных разделов:
– "Система менеджмента качества",
– "Ответственность руководства",
– "Менеджмент ресурсов",
– "Процессы жизненного цикла продукции",
– "Измерение, анализ и улучшение";
2) введены следующие новые требования:
– непрерывное улучшение,
– возрастающая роль высшего руководства,
– рассмотрение законодательных и нормативноправовых требований,
– установление целей, которые могут быть измерены,
– мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя,
– возрастающее внимание к ресурсам,
– определение эффективности обучения,
– измерения, относящиеся к системе, процессам и продукции,
– анализ данных, свидетельствующих о степени выполнения своих функций системой менеджмента качества
|
9
| Совместимость со стандартами других систем
| Стандарты ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000 полностью совместимы со стандартами других систем, в частности с международными стандартами по созданию системы экологического менеджмента (ISO 14000), включая: ИСО 14001:2004 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению" и ИСО 14004:2004 "Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования"
|
Варианты статуса процессов по результатам внутренних аудиторских проверок СМК.
Рис. 6.1. Варианты статуса процессов по результатам внутренних аудиторских проверок СМК