Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Уч. год. Школьный этап 7 – 8 классы 1. Выпишите слова, в которых нет глухих согласных звуков. Дверь, жар, просьба, эмблема, мозг, ярмарка, звон, царь, ягода. Из оставшихся слов выпишите такое, в котором количество букв равно количеству звуков.
Ответ: Дверь, жар, эмблема, звон, ягода Мозг [мóск] – 4 буквы, 4 звука
Баллы: За каждое верно выписанное слово – 1 балл (всего 5 баллов). За правильно выписанное слово с одинаковым количеством букв и звуков – 1 балл.
Всего 6 баллов.
2. В словарной статье толкового словаря С.И. Ожегова к глаголу тянуть есть информация о значениях данного слова. Приведите по одному словосочетанию, иллюстрирующему употребление глагола тянуть в каждом из приведенных ниже значений. Образец. Натягивать, тащить или расправлять; напрягаясь, тащить к себе. Тянуть невод. А. Перен. Усиленно содействовать, вытягивать (разг.). Б. Медленно делать что-нибудь, медлить с осуществлением чего-нибудь, а также (разг.) делать что-нибудь медленно и с трудом. В. Говорить или петь медленно, протяжно. Г. Удовлетворять необходимым требованиям, соответствовать чему-нибудь (разг.).
Ответ: А. Перен. Усиленно содействовать, вытягивать (разг.). Т. приятеля по службе. Т. неуспевающего ученика. Б. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н., а также (разг.) делать что-н. медленно и с трудом. Т. с ответом. Т. время. Т. до пенсии. Больной ещё тянет (перен.: ещё жив). В. Говорить или петь медленно, протяжно. Т. слова. Т. песню. Г. Удовлетворять необходимым требованиям, соответствовать чему-н. (разг.). Исследование вполне тянет на диссертацию. Он не тянет на бригадира. Баллы: За каждое верно подобранное словосочетание – 2 балла.
Всего 8 баллов.
3. Фразеологизм – это устойчивое по составу и структуре, целостное по значению словосочетание. Благодаря перечисленным качествам многие фразеологизмы сохранили в своем составе архаичные языковые элементы. Заполните таблицу: 1) восстановите в приведенных фразеологизмах пропущенные элементы-архаизмы; 2) подберите к каждому из архаизмов современный эквивалент; 3) составьте фразеологизмы с этими современными эквивалентами (по одному фразеологизму на каждое слово). Учтите, что одно из слов имеет два современных эквивалента и, следовательно, к нему нужно подобрать два фразеологизма. Укажите, что объединяет все указанные архаизмы с точки зрения смысла.
Ответ:
Все пропущенные слова обозначают части тела.
Баллы: За каждый правильно восстановленный архаизм – 1 балла (всего 4 балла). За каждое верно подобранный современный эквивалент – 1 балл (всего 4 балла). За каждый правильно составленный фразеологизм с современным эквивалентом – 1 балл (всего 4 балла).
Всего 12 баллов.
4. Объедините этимологически родственные слова в три группы. Определите, какое из слов не войдет ни в одну из групп. Выбор, бороться, забор, боров, соборный, пробор, бор, боровик, новобранец, брань, оборона.
Ответ: А. Выбор, забор, соборный, пробор, новобранец. Б. Бороться, брань, оборона. В. Бор, боровик. Не входит ни в одну из групп слово боров.
Баллы: За каждое правильно включенное в группу слово (в том числе за верное указание на не входящее в группы слово боров) – 1 балл (всего 11 баллов). За каждое неправильно включенное в группу слово вычитается 1 балл.
Всего 11 баллов.
5. Восстановите пропущенные члены словообразовательных цепочек. Переводить > __________ > переводчица Друг > __________ > __________ > недружно Защитить > __________ > __________ > солнцезащитный Белый > __________ > __________ > побелка Педагог > __________ > __________ > непедагогичный
Ответ: Переводить > переводчик > переводчица Друг > дружный > недружный > недружно Защитить > защита > защитный > солнцезащитный Белый > белить > побелить > побелка Педагог > педагогика > педагогичный > непедагогичный Баллы: За каждый верно восстановленный член словообразовательной цепочки – 1 балл.
Всего 9 баллов. 6. Прочитайте отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Мой кумир»: «Я давно этого ожидал. Я его ненавидел в эту минуту. Я готов был топтать его прекрасную лживую рожу, но он был мой друг, и по какому-то древнему закону товарищества, землячества, своячества или как там еще я его должен был защищать, тогда как другое, более сильное, но почему-то бесправное чувство толкало меня стать на сторону этого мальчика». В данном отрывке трижды встречается местоимение его. Два случая употребления этого слова являются подобными друг другу. О каких случаях идет речь? Чем отличается третий пример употребления?
Ответ: Подобными являются следующие случаи употребления местоимения: ненавидел его и защищать его. Оба местоимения обозначают лицо, личные (вопрос кого?). Третий случай употребления – его рожу – отличается тем, что местоимение в данном случае обозначает принадлежность лицу, оно притяжательное (вопрос чью?).
Баллы: За верное указание на противопоставление случаев употребления местоимения его – 3 балла. За указание на различие в значении местоимений (личное и притяжательное) – 3 балла.
Всего 6 баллов.
7. Объедините слова в словосочетания, соблюдая нормы управления. В каком случае существует два возможных варианта сочетания? А. Уверенность + успех Б. Уделять внимание + здоровье В. Мнение + событие Г. Рассказать + поездка Д. Удивляться + своеобразие Е. Останавливаться + вопрос Ж. Преклонение + талант
Ответ: А. Уверенность в успехе Б. Уделять внимание здоровью В. Мнение о событии Г. Рассказать о поездке, рассказать про поездку Д. Удивляться своеобразию Е. Останавливаться на вопросе Ж. Преклонение перед талантом
Баллы: За каждое верно составленное сочетание – 1 балл (всего 7 баллов). За верно указанный вариант одного из сочетаний – 2 балла.
Всего 9 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |