Воспитание как социализация человека.
Лекция 1 План Педагогика – наука, практическая деятельность, учебная дисциплина. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование, развитие. Система педагогических знаний. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика– от греческого слова «paida gogos» – педагог, что означает «дитя веду». Детоведение, а со временем, – человековедение. Педагогика в качестве педагогической деятельности возникла вместе с человеческим обществом. Цель – передача накопленного опыта от отца к сыну, азатем – от одного поколения к другому. Воспитание и обучение в этот период не составляли специфической области профессиональной деятельности людей. Знания людей об окружающем мире положили начало развитию науки. Это привело к возникновению учебно-воспитательных учреждений и людей, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную профессиональную отрасль, возникла необходимость в обобщении опыта педагогической деятельности. Это стало основой для появления педагогической теории [науки], а позже – педагогики как учебной дисциплины, которая рассматривала основы профессиональной подготовки учителей и воспитателей. Педагогика существует в единстве трех своих ипостасей: - как педагогическая теория (наука), - педагогическая деятельность (практика) и - как учебная дисциплина. Дополняя друг друга, каждая из них имеет свои особенности. Сравним их на уровне: - субъекта (кто выполняет деятельность), - объекта (что изучается, исследуется), - предмета (на что направлены действия педагога) и - результата педагогических усилий (ради чего они осуществляются). Таблица. 1
Педагогика – наука об обучении, воспитании и образовании. Традиционно к ним добавляют еще и развитие. 1. ОБУЧЕНИЕ.
Она указывает на двусторонность процесса обучения и содержит в себе три компонента его определения: ·преподавание как передачу социального опыта; ·учение – как его усвоение ·" + " – как взаимодействие между ними. Отсюда вытекает, что
Двусторонность процесса обучения характеризуется неразрывным единством преподавания и обучения, когда одно не существует без другого.
2. ВОСПИТАНИЕ – это взаимодействие воспитателя и воспитанника сцелью …. Для определения целей воспитания рассмотрим три подхода к воспитанию: ·воспитание как формирование личности, ·как ее социализация, ·как внутренняя потребность самого ребенка. 1.Воспитание как формирование личности. Цель – формирование личности. Личность – совокупность отношений, второй уровень цели – формирование отношений. Основные из них: - к себе, - к людям (к старшим, ровесникам, младшим; к знакомым и незнакомым и пр.), - к деятельности (учебной, трудовой, бытовой, спортивной, культурно-массовой и пр.), - к ценностям (материальным и духовным), - к природе (живой и неживой) и т.д. Каждое из этих отношений имеет свои качественные характеристики. Эти качества выступают как качества личности или личностные качества. Поэтому третий уровень цели формирование личностных качеств. Воспитание как социализация человека. Цель –подготовка к самореализации в основных сферахжизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг). В каждой из этих сфер человеку предстоит выполнять соответствующие социальные роли. Поэтому цель второго порядка: формирование социальных ролей. Каждая социальная роль представляет собой совокупность социальных связей, которые формируются в результате социальных контактов (цель третьего порядка). 3. Воспитание как внутренняя потребность ребенка. Этот подход вытекает из анализа термина "вос+питание", то есть многократное питание: - ума (умственное), - души (эстетическое и нравственное) и - тела(физическое воспитание), - которое происходит в процессе труда ума, души и тела (трудовое воспитание). Как физическое тело требует материальной пищи, так душа требует духовной, а ум – интеллектуальной. Если указанные потребности не удовлетворяются, то появляется недостаток, который нужно восполнить (вос+питать), а не бороться с ним, как принято. Отсюда вытекает цель и основной путь воспитания: восполнение недостатков.
3.ОБРАЗОВАНИЕ мы рассматриваем как процесс и результат обучения и воспитания. В виде формулы это выглядит следующим образом:
Образованность выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе обученность и воспитанность. Образование можно систематизировать по ряду признаков: · по уровню образованности начальное, среднее, высшее; · по профессиональной направленности: медицинское, педагогическое, юридическое и пр.; · по профилю: гуманитарное, техническое, естественнонаучное; · по полноте: законченное и незаконченное; · по значимости: основное (дипломное) и дополнительное (последипломное). Основные пути приобретения образования – это обучение в соответствующих учебных заведениях и самообразование. 4. РАЗВИТИЕ. В приложении к педагогике:
В зависимости от развивающейся сферы личности, развитие бывает: · физическим, если развивается организм (рост, вес, костно-мышечная система и пр.); · психическим, когда речь идет о развитии нервной системы и психических функций (мышление, память, внимание и пр.); · нравственным, когда совершенствуются нравственные характеристики человека и общества; · эстетическим, которое развивает эстетические качества, формирует эстетический вкус и пр. Циклы развития: эволюционныепериоды и революционные. Периоды эволюционного развития человеканазываются возрастными этапами. В истории и теории педагогики известны несколько вариантов возрастной периодизации. Наиболее распространенным из них является следующий: · до одного года – младенческий возраст; · до трех лет – преддошкольный; · до шести (семи) – дошкольный; · 1 – 4 классы – младший школьный; · 5 – 9 классы – средний школьный (подростковый); · 10 – 11 классы – старший школьный (юношеский).
Категории педагогики (обучение, воспитание, образование и развитие) взаимосвязаны и взаимозависимы. Схематически это выглядит следующим образом:
Представленная схема характеризует собой целостность педагогического процесса на категориальном уровне. Она показывает взаимосвязь, взаимозависимость и единство рассмотренных категорий.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |