Глава I . Система ритмического воспитания дошкольников.
Использование нетрадиционных видов упражнений на музыкально-ритмических занятиях у детей старшего дошкольного возраста
Студентки 5 курса Ж группы Арефьевой Екатерины Игоревны
Научный руководитель: Чернова Нина Анатольевна
Рыбинск 2010
Содержание Введение……………………………………………………………………….. 3 Глава I . Система ритмического воспитания дошкольников……………….. 5 1.1Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста... 5
1.2 Система ритмического воспитания детей дошкольного возраста……… 7 Глава II ………………………………………………………………………… 13 2.1 виды нетрадиционных упражнений на музыкально- ритмических …… 13 2.2 Использование нетрадиционных видов упражнений на музыка- льно - ритмических занятиях…………………………………………………. 16 Заключение…………………………………………………………………….. 20 Библиографический список…………………………………………………… 21
Введение. В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его здоровья, и важную роль при этом играют двигательный режим и физкультурные упражнения. Цель физического развития детей - является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи . В настоящее время существует много разнообразных методик, нетрадиционных видов упражнений, направленных не разностороннее развитие детей. Многие из них берут свое начало еще из Древней Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились два компонента: гимнастика и ритмический танец. Совершенствуясь, они образовали целые направления нетрадиционных видов занятий. На музыкально-ритмических занятиях на ряду с традиционными видами упражнений, применяются и нетрадиционные, заимствованные из методик. Это можно заметить таких программах как «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И. и «Са - Фи - Дансе» Фирилевой Е. Ж., Сайкиной Е.Г. но это программы по музыкально-ритмической гимнастике. В программах по ритмике, нетрадиционные виды упражнений практически не используются Поэтому возникает проблема - какие виды нетрадиционных упражнений используются на музыкально- ритмических занятиях у детей дошкольного возраста. Цель нашего исследования - описать нетрадиционные виды упражнений, используемые на музыкально- ритмических занятиях у детей дошкольного возраста. Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи: Ø Рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Ø Рассмотреть ритмическую систему воспитания дошкольников. Ø Выделить и рассмотреть нетрадиционные виды упражнений, используемые на музыкально- ритмических занятиях с детьми дошкольного возраста. Объектом нашего исследования является процесс использования нетрадиционных видов упражнений на музыкально- ритмических занятиях с детьми дошкольного возраста. Предметом – нетрадиционные виды упражнений на музыкально- ритмических занятиях с детьми дошкольного возраста Над этой темой работали многие авторы: Буренина А. И., Фирилева Е. Ж., Сайкина Е.Г, Лифиц И.В., Бекина С.И., Раздрокина Л. и др. Но теоретической основой является труды Фирилевой Е. Ж., Сайкиной Е.Г . При проведении исследования были использованы методы: Ø Изучение и анализ литературы Ø Наблюдение
Глава I . Система ритмического воспитания дошкольников. 1.1 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Физическое развитие является одним из наиболее важных показателей здоровья детского населения. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов. Отклонения в физическом развитии часто свидетельствуют о наличии в окружающей среде факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье ребенка. Антропометрические показатели физического здоровья у детей – это прежде всего рост, вес, окружность грудной клетки, а у детей первого года жизни и окружность головы, так как увеличением объема грудной клетки, происходит интенсивнее, чем увеличение объема окружности головы. С ростом ребенка происходят изменения и совершенствование структур и функций систем организма. При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может иметь излишний вес, но недостаточный для своего возраста рост. Скелет ребенка- дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще незакончен. В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно. Так, масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивней, чем масса верхних конечностей. Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. За счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила. Так же наряду с опорно-двигательным аппаратом у детей дошкольного возраста развиваются и органы дыхания. У детей2-3 лет преобладает брюшной тип дыхания, а к пяти годам он начинает заменяться грудным. Несколько увеличивается жизненная емкость легких, причем у мальчиков она больше, чем у девочек. В то же время строение легочной ткани еще не совершенно. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому не увеличивающаяся в возрасте от четырех до пяти лет подвижность грудной клетки, ни более частые, чес у взрослого, дыхательные движения в дискомфортных условиях не могут обеспечить полной потребности ребенка в кислороде. У детей, находящихся в течение дня в помещении, падает работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Все это результат кислородного голодания. Поэтому важно, чтобы сон, игры и занятия детей проводились в хорошо проветренном помещении, а физкультурные занятия в теплое время года – на воздухе. Сердечно- сосудистая система. В среднем дошкольном возрасте ритм сокращения сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления проявляются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании одышке, некоординированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается. Высшая нервная деятельность. Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиологических и психических процессов. Нервные процессы - возбуждение и торможение у ребенка, как и у взрослого, характеризуются тремя свойствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. Дети младшего дошкольного возраста не могут совершенствовать межанализаторные связи и механизмы сигнальных систем. Поэтому они трудно сопровождают словами игровые действия или воспринимают указания, объяснения воспитателя в процессе выполнения физических упражнений, рисования, конструирования и даже одевания. В среднем дошкольном возрасте появляется возможность сопровождать свою игру речью и воспринимать указания воспитателя в процессе различной деятельности. Незавершенность строения центральной нервной системы создает большую чувствительность у детей к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума около 45- 50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем, падающие кубики и стулья, громкий разговор создает шум примерно в 70- 76 децибелов. Вот почему в детских дошкольных учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом, необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, аккуратно переносить стулья, негромко разговаривать. [6, C.4-7]
1.2 Система ритмического воспитания детей дошкольного возраста Ритмика- предмет, обучающий детей свободному владению своим телом. В нем органично соединены два компонента: полная подчиненность внутрен-ним законам музыкальной формы, диктующую ритмическую организацию движений, и легкость их практического исполнения. Ритмика опирается на хореографию. В основе её лежит обучение управ-лять своим телом через работу всех мышц. Постигается это систематическими упражнениями, повторяющимися регулярно в течение всего учебного процесса. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребёнка. Использование на уроках ритмики танцевальных композиций, в которых радостное, веселое соседствует с лирическим, спокойным, вырабатывает навык у детей эмоционального регулирования своего состояния как в момент самого урока, так и вне его. [2, C.10- 11] Преподавание ритмики не должно сводиться к однообразному повтору движений, механическому запоминанию танцевальных компози-ций, что приводит к выработке у детей не желания заниматься ритмикой. Поэтому урок построенный в образной форме, увлекает детей, дает возможность для самовыражения, развития фантазии и веры в свои силы На занятиях ритмикой идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное- радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость сво-боды ребенок ощутит тогда, когда научиться свободно и легко двигаться в пространстве. Такая форма занятий, пластика тела и музыка соединения в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребёнка, создает разносторон-нюю творческую личность. Цели и задачи: Занятия ритмики и хореографии не нацелены на то, чтобы дети в даль-нейшем стали профессиональными танцорами. Главное- развитие у детей музыкально - пластических способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием. Для достижения этих целей задачи делятся на три группы: 1. эстетические: Ø через образцы дать возможность выразить собственное восприятие музыки; Ø развитие музыкального вкуса и кругозора; Ø приобщение к совместному движению с педагогом. 2. физические (пластические): Ø развитие координации, гибкости, пластичности, выразительности, точности движений; Ø научить детей чувствовать характер музыкального сопровождения в своём движении; Ø преодоление физических недостатков, связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата; 3. воспитательные: Ø воспитание у детей интереса к занятиям ритмикой и хореографией; Ø психологическое раскрепощение ребенка; Ø воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения. [14, C 24-32] Уроки составляются согласно педагогическим принципам, по содержанию должны соответствовать возрастным особенностям и физическим способностей занимающихся. Учебный материал в них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Согласно требованиям по физическому и музыкально- ритмическому воспитанию ребенка, уроки с первого по четвертый год обучения в целом составляют единую систему и отвечают современным требованиям к технологии построения и проведения учебных занятий. Структура уроков по ритмике – общепринятая. Каждый урок состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление урока на части относительно. Каждый урок- это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Подготовительная часть урока занимает от 5 до 15 % общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка- его центральную нервную систему, различные функции- к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Для решения задач подготовительной части уроков поурочном планировании предоставлены следующие средства ритмики: упражнения, отвечающие задачам подготовительной части урока. Начинать урок рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики и подключения игры. Но возможны и другие варианты конструирования урока, по усмотрению педагога и с учетом условий работы. Однако при этом необходимо помнить об основных педагогических принципах систематичности, постепенности, доступности и пр. систему упражнений и игр надо строить от простого к сложному, от известного к неизвестному. Основная часть урока длиться от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др. На этой стадии дается большой объём знаний, развивающих творческие способности детей, достигается максимальный уровень физической нагрузки. В основную часть урока могут входить: ритмические и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др. Заключительная часть урока длиться от3% до 7% общего времени. В том случае, если в основной части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально-подвижные игры малой интенсивности(ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы и другие задания). Для проведения урока педагогу необходимо владеть различными методами организации деятельности учащихся и способами проведения упражнений. Это построения, перестроения и передвижения, использование гимнастических снарядов, предметов и другого вспомогательного инвентаря. Рекомендуется проводит занятия в сопровождении рассказов, речитативов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ребенку образов, вообража-емая игровая и ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с предметами без них. В сюжетных уроках предварительная подготовка создает благоприятные ус-ловия для их проведения и освоения программного материала. Для этого можно заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятия и награждения- грамоты, значки, медали. Желательно на таких урках использовать маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнова-ний, обеспечить соответствующие теме оформление зала, подготовить костюмы. Особое значение в проведение уроков имеет статус педагога, его речь, эмо-циональный настрой, доброжелательное отношение к окружающим, активное участие в выполнении своей задачи. Все это создает атмосферу праздника и вызывает положительные эмоции участников. В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в ритмику, возможно лишь при условии правильной методики обучения. Целостный процесс обучения гимнастическим упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа: ü Начальный этап обучения- обучение упражнению (отдельному движению); ü Этап углубленного разучивания движения; ü Этап закрепления и совершенствования упражнений. Начальный этап. Обучение характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этап обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнение, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение. Этап углубленного разучиванияупражнение характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения движений. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, перехода его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом- соревновательный и игровой. Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах. В ритмике, с её внешней простотой движений и яркой образностью упражнений под музыку, иногда трудно применить поэтапность обучения. Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду. Успешная работа по ритмике зависит от знаний музыкально- ритмического развития дошкольников. [14, C 24-32]
Глава II. 2.1 виды нетрадиционных упражнений их использование на музыкально- ритмических занятиях у детей дошкольного возраста. В настоящее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это танцевально-ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящих в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников. В танцевально-ритмической гимнастике нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым массажем и играми-путешествиями.[10. C 3-4] Рассмотрим подробнее нетрадиционные виды упражнений, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста на музыкально-ритмических занятиях. Ø Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Первый – четвертый года обучения: специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях. Комплексы упражнений. Ø Пальчиковая гимнастика основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащая внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. Первый год обучения: общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание, разгибание, приведение и отведение, противопоставления пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры-потешки. Выполнение фигурок из пальцев. Второй год обучения: общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцем, круговые движения кистью и пальцами, «сцепление», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой, движение пальцев по различным частям тела и поверхности стола. Упражнения пальчиками с речетативом. Третий год обучения: общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях, со стихами и речетативами. Четвертый год обучения: общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях по сказкам и рассказам Например: «Зайка» Ушки длинные у зайки Пальчики в кулак. Выставит вверх Из кустов они торчат. Указательный и средний пальцы Он и прыгает и скачет, ( «ушки» ) Веселит своих зайчат: Ля- ля- ля, ля- ля – ля! Ø Игромассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Первый – четвертый года обучения: поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. Ø Игры-путешествия включает все виды подвижной деятельности. Это основа для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить детей, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь, увидеть что пожелаешь. Первый год обучения: «На лесной опушке», «Путешествие по станциям»,«На лесной опушке». Совершенствовать выполнения танца «Кузнечик». Закрепить комплекс танцевально-ритмической гимнастики «У оленя дом большой». Содействовать развитию ловкости, ориентировки в пространстве. Второй год обучения: «Лесные приключения», «Времена года», «На выручку карусельных лошадок», «Путешествие в Кукляндию», «Космические путешествия на Марс», «В мире музыки и танца». «Лесные приключения»: добиться правильной группировке в приседе. Совершенствовать выполнения упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Содействовать развитию выразительности в движениях, танцевальности. Третий год обучения: «Искатели клада», «Путешествие на Северный полюс», «Искатели клада»: добиться правильного выполнения бега с высоким подниманием бедра и с захлестыванием голени. Развивать у детей музыкальный слух, умение различать громкое и тихое звучание музыкального произведения. Содействовать укреплению мышц глазного яблока и профилактике близорукости. Четвертый год обучения: «Охотники за приключениями», «Путешествия в Играй-город», «Охотники за приключениями»: способствовать развитию ловкости, смелости, быстроты движений. Воспитывать вежливость, взаимопонимание, творческую активность. Ø Стретчинг. Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры. Она состоит из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Упражнения растягивание всего тела, мышц шеи и затылка, мышц плеча и предплечья, мышц спины, мышц-разгибателей бедра и другие. .[14,C 33-35] 2.2 Использование нетрадиционных видов упражнений на музыкально- ритмических занятиях Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Нетрадиционные виды упражнений носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человек и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Начинать занятия с детьми, используя нетрадиционными видами упражнений лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности. Поддерживать интерес детей к занятиям.
Заключение. Библиографический список 1. Бекина, С.И. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет.садов [Текст] / С.И.Бекина.- Москва: Просвещение, 1983.-С.207. 2. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) [Текст] / А.И.Буренина.- Санкт- Петербург: ЛОИРО,2000.-С.220. 3. Годик, М.А., Барамидзе, А.М., Киселева, Т.Г. Стретчинг [Текст] / М.А.Годик, А,М.Барамидзе, Т.Г.Киселева.- Москва: Советский спорт, 1991.- С.93. 4. Картушина, М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий для детей 3-4 лет [Текст] / М.Ю.Картушина.- Москва: ТЦ Сфера, 2004.- С.142. 5. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей [Текст] / С.Я.Лайзане.- Москва: Просвещение, 1987.- С.160. 6. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет6 пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.И.Пензулаева.- Москва: Просвещение, 1986.-С.112. 7. Раевская, Е. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду [Текст] / Е.Раевская.- Москва: Просвещение, 1969.-С.222 8. Раздрокина, Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги [Текст] / Л.Л.Раздрокина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- С.157. 9. Ротес, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для учащихся пед. училищ [Текст] / Т.Т.Ротес.- Москва: Просвещение, 1989.- С.175. 10. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л.Страковская.- Москва: Новая школа, 1994.- С.288. 11. Тихомирова, Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. [Текст] / Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль: 1997.-С. 178. 12. Тихомирова, Л.Ф., Басов, А.В. здоровье и здоровый образ жизни. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов [Текст] / Л.Ф.Тихомирова, А.В. Басов.- Ярославль: 1997.- С.73. 13. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О.В.Узорова.-Москва: АСТ, 2001.- С. 128. 14. Фирилева,Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «СА – ФИ – ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений [Текст] / Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина.- Санкт- Петербург: Детство- пресс,2000.- С. 352. 15. Чупаха, Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] / Е.З.Чупаха.- Москва: Народное образование, 2004. – С. 400.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |