Факторы, оказывающие различное влияние на размещение отдельных производств
Министерство науки и образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Экономика и управление инвестициями и инновациями»
Реферат по дисциплине «Региональная география» на тему: «Производство товаров народного потребления»
Выполнила: ст.гр. ЭУСк-210 Козлова В.А. Проверил: Левизов А.С.
Владимир 2010 Содержание Введение......................................................................................................................3 1. Легкая промышленность........................................................................................5 2.Факторы, оказывающие различное влияние на размещение отдельных производств.................................................................................................................6 3.Текстильная промышленность...............................................................................8 - Хлопчатобумажная промышленность - Шелковая промышленность - Льняная промышленность - Шерстяная промышленность - Трикотажная промышленность 4. Швейная промышленность..................................................................................12 5. Кожевенно-обувная и меховая промышленность..............................................13 - Кожевенная промышленность - Обувная промышленность - Меховая промышленность 6. Производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения...15 7. Мебельная промышленность...............................................................................16 Заключение................................................................................................................18 Список литературы...................................................................................................19 Введение Комплекс по производству товаров народного потребления -важная составная часть экономики страны, которая должна способ-, ствовать стабилизации общероссийского потребительского рынку Это в основном отрасли группы Б, выпустившие в 1999 г. почти 54% продовольственных товаров. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (почти 75%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска непродовольственных товаров и прежде всего продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью российских предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок Г Производство товаров народного потребления — одно из узких мест в экономике России. Снижение собственного производства в середине 1990-х гг. сопровождалось ростом импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов России, доля которых в 1999 г. составила 36%. В структуре производства потребительских товаров во всех районах страны в 1990-е гг. росла доля непродовольственных товаров. ^Структура выпуска товаров народного потребления имеет значительные региональные различия, связанные с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями отдельных территорий России] В Северном, Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском, Дальневосточном районах наблюдается преобладание производства продуктов питания, в Северо-Западном, Волго-Вятском, Поволжском — продукции отраслей тяжелой промышленности (табл. 7.1). Однако обобщающие показатели не отражают специфики развития и размещения отдельных отраслей. Значительное превышение в структуре производства товаров народного потребления продуктов питания на Дальнем Востоке не означает наличия там всего комплекса отраслей пищевой промышленности и свидетельствует о специализации района на выпуске определенного вида продукции (в данном случае - рыбы), обусловленной особенностями природно-рссурсного потенциала этой территории. Экономические и природные предпосылки района предполагают строгую направленность развития каждой отрасли комплекса; приоритет имеют те, которые могут занять устойчивое место на внутреннем российском рынке.
Легкая промышленность Легкая промышленность объединяет группу отраслей, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в тканях, одежде, обуви и других предметах личного потребления. Выпускается также продукция производственного назначения (корд, технические ткани), которая используется в других отраслях промышленности. В 2000 г. в отрасли действовало 17,6 тыс. предприятий, на которых работало 871тыс. человек. Было выпущено продукции на 67,9 млрд. «Легкая промышленность наиболее пострадала в результате продолжающегося кризиса экономики. Объем производства продукции отрасли за последние 10 лет сократился более чем в 5 раз. Сказалась нехватка сырья, особенно хлопка, который в России не произрастает. Низкая ресурсная самообеспеченность отрасли приводит к ввозу шерсти, льна, кожевенного сырья, химических волокон. Низкая технологическая культура производства, моральный и физический износ имеющегося оборудования, недостаточное развитие собственного машиностроения по выпуску необходимого оборудования для отраслей легкой промышленности, отсутствие высококачественных материалов обусловили низкую конкурентоспособность значительной части отечественной продукции. В результате Россия потеряла рынки сбыта продукции легкой промышленности не только в сопредельных странах, но и внутри страны. так как продукция не может конкурировать с дешевыми товарами, ввозимыми из стран Азиатского региона и СНГ.[1] За годы рыночных преобразований объем инвестиций в основной капитал легкой промышленности был самым незначительным среди всех других отраслей промышленности. В 2000 г. в отрасль было направлено 0,1% всех инвестиций против 1,0% в 1992 г. Это привело к обострению социально-экономической ситуации во многих малых городах Центральной России, где предприятия легкой промышленности служили градообразующей основой. Высокая степень риска вложения иностранною капитала в отрасль сказалась на внимании иностранных инвесторов к легкой промышленности. В 2000 г. в легкую промышленность было вложено 11 млн дол., или 0,1% иностранных инвестиций в российскую экономику. Легкая промышленность характеризуется глубокими связями со всеми отраслями экономики, и прежде всего с сельским хозяйством, особенно на стадии первичной обработки сырья. Кроме сельского хозяйства сырьевой базой для легкой промышленности служит химическая промышленность, поставляющая синтетические волокна, искусственные кожи, красители, а также мясная промышленность, дающая кожи. Машиностроение обеспечивает отрасль разнообразным оборудованием, топливно-энергетическое хозяйство способствует нормальному функционированию предприятий. В свою очередь, легкая промышленность снабжает все отрасли народного хозяйства продукцией производственного назначения. Легкая промышленность представлена в каждом экономическом районе, дополняя производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся специализированные районы и центры развития легкой промышленности. К ним относится Центральный район, который дает большую часть текстильной продукции России, а в его рамках — Ивановская область.
Факторы, оказывающие различное влияние на размещение отдельных производств Территориальная организация отрасли сложилась под воздействием ряда факторов, оказывающих различное влияние на размещение отдельных производств. Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами или в отраслях, где высока материалоемкость производства целиком зависит от мясной промышленности. Потребительский фактор оказывает огромное воздействие на размещение предприятий отрасли. Продукция отрасли потребляется повсеместно, а массовый характер производства способствует приближению предприятий отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции (трикотаж, обувь) малотранспортабельны и их перевозка на дальние расстояния дороже перевозки исходного сырья. Значительная трудоемкость выпускаемой продукции требует больших трудовых ресурсов. В легкой промышленности традиционно применяется в основном женский труд, поэтому правильное сочетание тяжелой индустрии, использующей преимущественно мужской труд, и отраслей главным образом женского труда усиливает комплексность развития хозяйства экономических районов. Водный фактор учитывают при размещении производства тканей и трикотажа, где процессы крашения и отделки требуют значительного количества воды. Топливно-энергетический и транспортный факторы не оказывают значительного влияния на размещение легкой промышленности; В зависимости от степени преобладания сырьевого или потребительского фактора все отрасли легкой промышленности (кроме первичной обработки сырья) делятся на три группы: • с одновременной ориентацией на сырье и потребителя — шерстяная, шелковая, пенькоджутовая, трикотажная; • с ориентацией на потребителя - хлопчатобумажная, обувная, швейная; • с ориентацией на сырье — льняная.[2]
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |