ГЛАВА 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркоманий, токсикомании и алкоголизма. На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентированно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым. Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи - «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты. Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в «группы риска». Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа «помощи на рабочих местах» (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности. психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков. В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак). Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке. Настоящая Концепция требует дополнительного технико-экономического обоснования. Данные, например, германских авторов показывают, что только в медико-реабилитационной области бюджетные расходы европейского государства составляют около 20%, тогда как остальные затраты приходятся на многочисленные общественные и благотворительные организации. Косвенным образом уровень необходимого финансирования можно представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помощи. Это особенно актуально потому, что в процессе профилактики выявляются также лица, нуждающиеся и в активных лечебно-реабилитационных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходящие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Таким образом, происходит объединение первичной, вторичной и третичной профилактик. Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необходимые для реализации той или иной программы. Наиболее широко (почти в 30 странах) распространена разработанная в США программа «Скил Лайфс» («Успешная Жизнь»). Восемь базовых принципов этой программы в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализированную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия отводится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный экспериментальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе. Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает существование различий между отдельными регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркомании в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов. Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом: ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде; снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов; распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи. Как итог этих потерь: незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование); нереализованное среднее образование; снижение числа лиц, получающих профессиональное образование. Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов. Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему: криминализация общества; распространение субкультуры наркозависимых; деформация иерархии общественных ценностей; ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем). Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва. Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы). Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодежи. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ. Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ. Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы профилактики наркомании практически отсутствует. В соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации (утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июня 1993 г. № 5494-1) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
ГЛАВА 2. ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ) СРЕДИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |