Характеристика педагогического процесса
Понятие педагогического процесса Педагогический процесс - это совокупность последовательных действий, ведущих к достижению цели. Педагогический процесс происходит в результате взаимодействия педагога и учащегося, в ходе которого осуществляется межсубъектный обмен и в результате этого обмена происходит взаимообогащение каждого из участников процесса, становление их личности и самореализация, т. е.: взаимодействие педагог-учащийся педагогический процесс межсубъектный обмен взаимообогащение становление личности педагога и учащегося самореализация. Из данной схемы видно, что цель педагогический процесса - самореализация личности. Какие действия конкретно приводят к самореализации? Это действия, которые приводят к межсубъектному обмену знаниями, ценностями, опытом. В ходе педагогического процесса происходит межсубъектный обмен деятельностями. Деятельность состоит из трёх компонентов: Цели Средства Результаты Т. е.: Цель средство результат Теоретическая модель педагогического процесса.
Цель педагога создать условия для самореализации учащегося средствами своего предмета. Средства педагога: - внешние: упражнения, книги, приборы и т. д. - внутренние: педагог-личность. Результаты педагога
Цель учащегося - реализовать себя. Средства учащегося - внутренние: воображение, мышление, самоконтроль. Результат учащегося - достигнутый на данный момент уровень самореализации. Исходя из результатов вносятся изменения и определяется цель, средства, результаты для дальнейшего этапа. Педагогический процесс - это межсубъектный обмен деятельности педагога и учащегося, ведущий их к самореализации. Педагогический процесс - это единство обучения и воспитания, это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников (В.С.Безрукова). Воспитательные отношения - это разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения (В.С.Безрукова). Основные характеристики педагогического процесса 1.Педагогический процесс - процесс двусторонний. 2.Педагогический процесс - процесс творческий. 3. Педагогический процесс длительный и цикличный во времени. 4. Педагогический процесс - процесс целенаправленный. 5. Педагогический процесс - процесс целостный. Структурные компоненты педагогического процесса. 1.Цель - системообразующий компонент 2.Содержание 3.Методы 4.Средства 5Формы 6.Результат: оценка, контроль Структура педагогического процесса по В.С.Безруковой: Цель Принципы Содержание Методы Средства Формы Функции педагогического процесса Педагогический процесс призван осуществлять три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Образовательная функция заключается: - в формировании у учащихся системы знаний: фактов, закономерностей, теорий, явлений, процессов; - в формировании умений применять полученные знания на практике; - в формировании общенаучных, политехнических и профессиональных умений. Образовательная функция - основа педагогического процесса. Воспитательная функция проявляется в том, что обучение воспитывает обучаемых. Воспитывающее воздействие педагогического процесса заключается в его направленности, в раскрытии обучаемых связей профессиональных знаний и умений с жизнью, с практикой. Воспитание обеспечивается: - личностью педагога; - его компетентностью; - отбором значимого материала; - высоким научным уровнем преподавания; - методами обучения. Развивающая функция проявляется в формировании у учащихся рациональных приёмов мышления, в развитии познавательной активности. Развитие учащихся - это результат педагогического процесса. Этапы педагогического процесса Прогностический этап На данном этапе идёт осознание и осмысление общей цели педагогического процесса (это делает педагог). Педагог проводит диагностику. Он изучает учащихся. На основе диагностики определяет конкретную цель работы с конкретной группой. Конструктивно-организационный этап Педагог отбирает, конструирует содержание и определяет, какие формы и методы дадут возможность это реализовать. Контрольно-оценочный или результативно-оценочный этап На данном этапе осуществляется сопоставление результата и цели - насколько достигнута цель на основе диагностики и оценки работы учащихся.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (784)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |